Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 января 2017 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 16.01.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 19.01.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Ибраев С.Б. по доверенности N7 от 10.05.2016;
от Уполномоченного органа - Раевская В.К. по доверенности от 01.01.2016.
рассмотрев жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" от 09.01.2017 N4-ж на действия Заказчика - Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по подготовке кадров с высшим образованием (извещение N0187200001716001451) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика и Уполномоченного органа, составивших описание закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
1. В п.27 документации об аукционе в электронной форме, заказчик указал конкретный срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, он составляет - пять дней со дня получения проекта контракта от оператора электронной площадки.
Таким образом, заказчик нарушил ст.70 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Однако, ни в аукционной документации, ни в проекте контракта данного условия заказчиком изложено не было, что влечет нарушение п.9 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно сведениям, представленным на портале закупок, извещение о проведении электронного аукциона размещено 14.12.2016г. Срок начала подачи заявок на участие также установлен этим днем, т.е. 14.12.2016г.
Законом о контрактной системе не установлены требования к порядку установления даты начала подачи заявок, поэтому, руководствуясь положениями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, согласно которой законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, обратимся к положениям гражданского законодательства.
В силу статьи 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, размещая извещение о проведении электронного аукциона от 14.12.2016г., началом срока для подачи заявок необходимо считать 15.12.2016. Следовательно, заказчиком при определении сроков допущено нарушение, и срок начала подачи запросов на разъяснение документации определен не в соответствии со статьей 65 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с требованиями п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Однако в п.19 Информационной карты аукционной документации, заказчик указал: дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе "_7_"_января_ 2017 года.
Датой окончания срока предоставления разъяснений: "7" января 2017 года, несмотря на то, что дата и время окончания подачи заявок приходится на "09" января 2017 года. Соответствующей датой будет являться 10 января 2017г. в рамках ст. 65 ФЗ N44.
Таким образом, Заказчиком допущены нарушения ст. 65 Закона о контрактной системе.
5. Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Часть 1 статьи 65 устанавливает, что документация об электронном аукционе размещается заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона. Часть 2 статьи 65 Закона о контрактной системе гласит, что документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Таким образом, документация должна быть доступна для ознакомления не менее чем 15 дней до окончания срока подачи заявок. Извещение о проведении электронного аукциона (а следовательно и документация) были размещены заказчиком 14.12.2016г. Окончание срока подачи заявок приходится на 09.01.2017. Учитывая то, что с 31.12.2016 по 08.01.2017 года на официальном сайте единой информационной системы проводились регламентные работы и ознакомиться с документацией не представлялось возможным, заказчик обязан был продлить срок подачи заявок. Однако этого сделано не было. Следовательно, допущено нарушение, ограничивающее право участников закупки на изучение документации и подготовки заявок на участие в соответствии с документацией.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по подготовке кадров с высшим образованием (извещение N0187200001716001451) размещены на официальном сайте единой информационной системы 14.12.2016.
В соответствии с частью 14 статьи 70 Закона о контрактной системе в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 15 статьи 70 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся.
Частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Пунктом 27 раздела 1 аукционной документации установлен срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт: в течение пяти дней со дня получения проекта контракта от оператора электронной площадки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушений Закона о контрактной системе, поскольку указанный в пункте 27 раздела 1 аукционной документации соответствует сроку, указанному в части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Как следует из пунктов 32, 33 раздела 1 аукционной документации, допускается снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы оказываемой услуги и иных условий контракта, а также изменение количества товаров, объема работ, услуг не более чем на 10 процентов.
Согласно пункту 34 раздела 1 аукционной документации увеличение количества поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота) не предусмотрено.
На основании вышеизложенного, доводы Заявителя о не включении Заказчиком и Уполномоченным органом в аукционную документацию информации о возможности заказчика изменить условия контракта не находят своего подтверждения, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
3. В соответствии с частью 7 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
Извещение N0187200001716001451 опубликовано 14.12.2016 10:24, дата и время начала подачи заявок - 14.12.2016 10:24, что в полной мере соответствует части 7 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа отсутствуют.
4. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, запрос разъяснений положений документации направляется участником не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок, в течение двух дней заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации.
Дата и время окончания подачи заявок - 09.01.2017 10:00.
Дата начала предоставления разъяснений положений документации об аукционе "_14_" _декабря_ 2016 года;
дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе "_7_" _января_ 2017 года.
Комиссия Управления приходит к выводу, что установленный аукционной документацией срок предоставления разъяснений положений документации не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, нарушения в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
5. Извещение N0187200001716001451 опубликовано 14.12.2016 10:24.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 116 808 273,21 руб.
Дата и время начала подачи заявок - 14.12.2016 10:24
Дата и время окончания подачи заявок - 09.01.2017 10:00.
Таким образом, общий срок подачи заявок составляет 26 дней.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссия Управления отмечает, что у участников закупки была возможность ознакомиться с документацией электронного аукциона и подать заявки в течение 15 дней со дня начала подачи заявок до 30.12.2016.
Обязанности заказчиков по продлению сроков подачи заявок при проведении на сайте www.zakupki.gov.ru регламентных работ, Законом о контрактной системе не предусмотрено.
На основании вышеизложенного, доводы Заявителя о том, что в связи с проведением на официальном сайте единой информационной системы регламентных работ с 31.12.2016 по 08.01.2017, не позволивших участникам ознакомиться с документацией, установленные Заказчиком и Уполномоченным органом сроки подачи заявок привели к ограничению количества участников, не находят своего подтверждения, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "ПАРУ ГРУП" от 09.01.2017 N4-ж на действия Заказчика - Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по подготовке кадров с высшим образованием (извещение N0187200001716001451) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 января 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2017