Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 10 января 2017 г. N 228/05-02
Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 13 января 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерохина А.А., с участием:
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Городская больница N 1", представитель по доверенности Сорокина Е.А.,
от заявителя - ООО "МедЦентрПоставки" (далее также - заявитель), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом
рассмотрев жалобу ООО "МедЦентрПоставки" на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Городская больница N 1", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов (шприцы) для нужд ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" (извещение N 0371200021316000488) (далее - электронный аукцион, заказчик) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "МедЦентрПоставки" на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Городская больница N 1", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов (шприцы) для нужд ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" (извещение N 0371200021316000488).
По мнению заявителя, документация об аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов (шприцы) для нужд ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку заказчиком неправомерно установлены ограничивающие количество участников закупки требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам расходных материалов, в частности, требование к упаковке шприцев - "каждый шприц имеет индивидуальную стерильную упаковку полибэг".
На основании вышеизложенного просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Представил письменные пояснения по существу жалобы. Просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1", в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 19.12.2016г., размещены изменения к ранее опубликованному извещению N 0371200021316000488 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов (шприцы) для нужд ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" вместе с аукционной документацией.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в аукционной документации должен установить требования к поставке расходных материалов с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к оказываемым услугам. Более того, указание в документации конкретных характеристик к оказываемым товарам предусмотрено законодательством о закупках.
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Городская больница N 1".
В пункте 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком указано, что описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам расходных материалов (шприцам), оформленными в виде таблицы:
N п/п |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Ед. Изм. |
Кол-во |
1 |
Шприц однократного применения 3-х детальный 2 мл |
Шприц инъекционный однократного применения 3-х компонентный 2 мл с ценой деления 0,1мл с иглой диаметром 0,6мм и длиной 30мм, соединение Луер. Наличие на поршне уплотнительной манжеты с тремя кольцами контакта с внутренней поверхностью цилиндра. На внутренней части конца цилиндра имеется стопорное кольцо, препятствующее случайному выпадению поршня из цилиндра. Каждый шприц имеет индивидуальную стерильную упаковку полибэг, изготовленную из высокотехнологичного ПВХ с возможностью выхода токсичных газов |
шт |
25 500 |
2 |
Шприц однократного применения 3-х детальный 5 мл |
Шприц инъекционный однократного применения 3-х компонентный 5 мл с ценой деления 0,1мл с иглой диаметром 0,7мм и длиной 40мм, соединение Луер. Наличие на поршне уплотнительной манжеты с тремя кольцами контакта с внутренней поверхностью цилиндра. На внутренней части конца цилиндра имеется стопорное кольцо, препятствующее случайному выпадению поршня из цилиндра. Каждый шприц имеет индивидуальную стерильную упаковку полибэг, изготовленную из высокотехнологичного ПВХ с возможностью выхода токсичных газов |
шт |
106 020 |
3 |
Шприц однократного применения 3-х детальный 10 мл |
Шприц инъекционный однократного применения 3-х компонентный 10 мл с ценой деления 0,1мл с иглой диаметром 0,8мм и длиной 40мм, соединение Луер. Наличие на поршне уплотнительной манжеты с тремя кольцами контакта с внутренней поверхностью цилиндра. На внутренней части конца цилиндра имеется стопорное кольцо, препятствующее случайному выпадению поршня из цилиндра. Каждый шприц имеет индивидуальную стерильную упаковку полибэг, изготовленную из высокотехнологичного ПВХ с возможностью выхода токсичных газов |
шт |
29 040 |
На заседании Комиссии Ярославского УФАС России представитель заказчика пояснил, что включение в раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме оспариваемых заявителем характеристик, в частности требования к упаковке шприцев - индивидуальная стерильная упаковка полибэг, обусловлено следующими объективными причинами.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Городская больница N 1", является медицинской организацией и оказывает медицинскую помощь гражданам, в том числе и экстренную медицинскую помощь, и руководствуется в своей деятельности непосредственно принципами охраны здоровья, закрепленными в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ), медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При этом частью 2 статьи 11 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.
Представитель заказчика отметил, что безотлагательность такой помощи связана с возможностью развития паталогических процессов и изменений в организме человека, поэтому необходимо своевременно и правильно оказать медицинскую помощь, непосредственно в течение одного часа с момента возникновения неотложного состояния.
При оказании экстренной медицинской помощи в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Ярославской области "Городская больница N 1" медицинским персоналом при осуществлении определенных манипуляций используются шприцы однократного применения, упакованные в индивидуальную стерильную упаковку полибэг, изготовленную из высокотехнологичного ПВХ с возможностью выхода токсичных газов, поскольку упаковка типа "полибег" - это цельная упаковка из прочного полипропилена, в которую закачивается оксид этилена в целях стерилизации. Данный вид упаковки обеспечивает наибольшую сохранность стерильности шприцев, исключая попадание волокон упаковочной бумаги при извлечении шприца во время проведения инъекций (в отличие от упаковки типа "блистер", которая представляет собой футляр из прозрачной пленки с бумажной подложкой).
Также на заседание Комиссии представителем заказчика представлена служебная записка заместителя главного врача по медицинской части Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Городская больница N 1", содержащая просьбу приобрести шприцы в упаковке типа "полибег" для оказания экстренной медицинской помощи населению Рыбинского муниципального района, так как требуемый тип упаковки шприцев наиболее полно отвечает требованиям безотлагательной экстренной помощи, поскольку имеет удобный механизм вскрытия (наличие насечек на упаковке), исключает возможность попадания волокон упаковочной бумаги при извлечении шприцев во время проведения инъекций, сокращает время подготовки и проведения инъекции.
Кроме того в качестве предмета закупки обозначена поставка расходных материалов, а не их производство. В связи с этим участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе, и не являющиеся производителем требуемых к поставке товаров, готовое поставить расходные материалы, отвечающие требованиям документации об аукционе в электронной форме и удовлетворяющие потребностям заказчика. Также в документации не указан конкретный производитель подлежащих к поставке товаров.
Доказательств того, что указанные в документации товары могут быть поставлены ограниченным кругом хозяйствующих субъектов, жалоба заявителя не содержит.
Представитель заказчика при рассмотрении жалобы пояснил, что заказчиком при формировании аукционной документации проведено изучение рынка и выявлено, что осуществить поставку расходных материалов с установленными заказчиком в аукционной документации характеристиками (шприцы упакованы в индивидуальную стерильную упаковку полибэг) может несколько хозяйствующих субъектов: ООО "Колорит", ООО "Нойман", ООО "Паритет".
Кроме того, на заседании Комиссии выяснилось, что на момент окончания срока подачи заявок 29 декабря 2016 года в 9 часов 00 минут поступило двенадцать заявок на участие в данном электронном аукционе. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0371200021316000488 от 28 декабря 2016 года семь заявок допущено к дальнейшему участию в электронном аукционе.
Соответственно, заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика по формированию технического задания аукционной документации нарушений законодательства о закупках, выразившихся в ограничении требованиями технического задания аукционной документации количества участников закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать жалобу ООО "МедЦентрПоставки" на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Городская больница N 1", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов (шприцы) для нужд ГБУЗ ЯО "Городская больница N 1" (извещение N 0371200021316000488) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
А.А. Ерохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 10 января 2017 г. N 228/05-02
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2017