Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 10 января 2017 г. N 05-02/417ж-16
Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 13 января 2016 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля закупок управления Крюкова Т.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок управления Ерохина А.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "ДиСиКон" (далее - заявитель) - представителей по доверенности Середа А.Н. (после перерыва не явился), Булгатова Д.В.;
от заказчика - Администрации Переславского муниципального района (далее - заказчик) - представителей по доверенности Рыбаковой А.А., Жилочкина Г.В.;
от оператора торговой площадки - ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - оператор торговой площадки, торговая площадка) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
привлеченного к рассмотрению настоящей жалобы специалиста - руководителя управления материально-технического развития и государственных закупок Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова" - Артамонова С.В.;
от оператора торговой площадки - ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - оператор торговой площадки, торговая площадка) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ДиСиКон" на действия заказчика - Администрации Переславского муниципального района, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации видеонаблюдения с целью дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров (извещение N 0171300013516000048) (далее - аукцион, электронный аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Закон о закупках), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба заявителя на действия заказчика - Администрации Переславского муниципального района, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации видеонаблюдения с целью дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров (извещение N 0171300013516000048).
По мнению заявителя, заказчик нарушил требования части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ, сформировав/составив обоснование невозможности соблюдения запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236) не в соответствии с требованиями и положениями указанного выше Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 и законодательства о закупках (другими словами, нарушив порядок подготовки такого обоснования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236), а именно:
- некорректно отнеся предустановленное программное обеспечение для осуществления мониторинга леса и раннего обнаружения лесных пожаров в составе сетевой купольной PTZ-камеры AXIS Q6115-E (или эквивалент) при подготовке обоснования невозможности соблюдения запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015N 1236, в отношении данного программного обеспечения к разделу 1 "Встроенное программное обеспечение" Классификатора (классам 1.1 "Bios и иное встроенное программное обеспечение" (с кодом класса программ для ЭВМ 01.01) и 1.2 "Встроенное программное обеспечение телекоммуникационного оборудования" (с кодом класса программ для ЭВМ 01.02), вместо класса 4.8 "Информационные системы для решения специфических отраслевых задач" раздела 4 "Прикладное программное обеспечение" классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.12.2015 N 621 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных";
- безосновательно подготовив/составив и разместив в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, в отношении предоставления услуг доступа к облачному сервису "Лесохранитель" (или эквивалент).
На основании вышеизложенного заявитель считает, что данные указанные действия заказчика вводят потенциальных участников закупки в заблуждение относительно предмета рассматриваемого электронного аукциона и приводят к ограничению количества участников закупки, дискредитируют саму идею размещения заказов на торгах.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, действия заказчика - незаконными; просит выдать заказчику предписание об устранении нарушения законодательства о закупках.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласны, представили письменные пояснения по существу жалобы с указанием того, что положения обоснования невозможности соблюдения запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 полностью соответствуют требованиям Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
На основании вышеизложенного заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 18.11.2016 размещено извещение N 0171300013516000048 (изменения от 17.12.2016) о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации видеонаблюдения с целью дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров вместе с аукционной документацией. Начальная (максимальная) цена контракта - 255 000 рублей 00 копеек.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В отношении первого довода заявителя Комиссией Ярославского УФАС России установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о закупках в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Один из таких запретов установлен Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236: запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 4 раздела 1 документации предметом проводимой закупки является организация видеонаблюдения с целью дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров; описание объекта закупки содержится в разделе 2 документации.
В соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации в рамках исполнения обязательств по заключаемому по итогам закупки контракту исполнитель должен поставить оборудование - сетевую купольную PTZ-камеру AXIS Q6115-E (или эквивалент) с предустановленным программным обеспечением для осуществления мониторинга леса и раннего обнаружения лесных пожаров в составе, которое может быть как российского, так и иностранного производства, а также выполнить работы по монтажу, установке, настройке и синхронизации оборудования с облачным сервисом "Лесохранитель" (или эквивалент).
Как было установлено в ходе заседания Комиссии и не отрицается сторонами, система управления и дистанционного мониторинга "Лесохранитель" происходит из иностранного государства и не содержится в едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных (далее - реестр). Приказами Министерства связи и массовых коммуникаций РФ N 303 от 05.07.2016 и N 647 от 12.12.2016 ООО "Формоза-Сервис" отказано во включении в реестр сведений о программном обеспечении - Система управления и дистанционного мониторинга "Лесохранитель" (регистрационный N 75964 и N 86778 соответственно) в соответствии с пунктом 26 Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
В свою очередь пунктом 26 указанных выше Правил предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе во включении сведений о программном обеспечении в реестр в течение 65 рабочих дней со дня регистрации заявления, но не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения экспертным советом экспертного заключения, содержащего вывод о несоответствии программного обеспечения требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил, либо со дня поступления информации, предусмотренной пунктом 24 настоящих Правил. Указанное решение издается в форме приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Пункт 5 данных Правил устанавливает, что в реестр включаются сведения о программном обеспечении, которое соответствует следующим требованиям:
а) исключительное право на программное обеспечение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права принадлежит одному либо нескольким из следующих лиц (правообладателей):
Российской Федерации;
субъекту Российской Федерации;
муниципальному образованию;
российской некоммерческой организации, высший орган управления которой формируется прямо и (или) косвенно Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и (или) гражданами Российской Федерации и решения которой иностранное лицо не имеет возможности определять в силу особенностей отношений между таким иностранным лицом и российской некоммерческой организацией (далее - российская некоммерческая организация без преобладающего иностранного участия);
российской коммерческой организации, в которой суммарная доля прямого и (или) косвенного участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, российских некоммерческих организаций без преобладающего иностранного участия, граждан Российской Федерации составляет более 50 процентов (далее - российская коммерческая организация без преобладающего иностранного участия);
гражданину Российской Федерации;
б) программное обеспечение правомерно введено в гражданский оборот на территории Российской Федерации, экземпляры программного обеспечения либо права использования программного обеспечения свободно реализуются на всей территории Российской Федерации;
в) общая сумма выплат за календарный год по лицензионным и иным договорам (независимо от вида договора), предусматривающим предоставление прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, выполнение работ, оказание услуг в связи с разработкой, адаптацией и модификацией программного обеспечения и для разработки, адаптации и модификации программного обеспечения, в пользу иностранных юридических лиц и (или) физических лиц, контролируемых ими российских коммерческих организаций и (или) российских некоммерческих организаций, агентов, представителей иностранных лиц и контролируемых ими российских коммерческих организаций и (или) российских некоммерческих организаций составляет менее 30 процентов выручки правообладателя (правообладателей) программного обеспечения от реализации программного обеспечения, включая предоставление прав использования;
г) сведения о программном обеспечении не составляют государственную тайну и программное обеспечение не содержит сведений, составляющих государственную тайну;
д) соответствие программного обеспечения требованиям безопасности информации подтверждено сертификатом системы сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации, выданным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (только для программного обеспечения, в составе которого реализованы функции защиты конфиденциальной информации);
е) исключительное право на программное обеспечение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права принадлежит лицам (правообладателям), указанным в абзацах пятом - седьмом подпункта "а" настоящего пункта, имеющим лицензию на осуществление деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (только для программного обеспечения, в составе которого реализованы функции защиты конфиденциальной информации).
Пункт 24 данных Правил устанавливает, что в случае если в ходе рассмотрения заявления экспертным советом будет установлено, что заявителем представлены подложные документы и (или) недостоверные сведения и (или) заявитель не представил пояснения и (или) документы по запросу, предусмотренному абзацем вторым пункта 22 настоящих Правил, в течение 30 рабочих дней со дня направления указанного запроса, экспертный совет в письменной форме информирует об этом уполномоченный орган, при этом экспертное заключение не подготавливается.
Таким образом, из вышесказанного следует, что поскольку в данном случае заказчик указал на возможность поставки в рамках заключенного контракта программного обеспечения иностранного производства (система управления и дистанционного мониторинга "Лесохранитель"), он должен разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
Пунктами 2 - 6 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определяющего правила подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - обоснование), а также требования к содержанию такого обоснования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (далее - Порядок), установлено следующее:
- обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр) отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению (пункт 2 Порядка);
- обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка) (пункт 3 Порядка);
- обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок (пункт 4 Порядка);
- обоснование размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 5 Порядка);
- размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки (пункт 6 Порядка).
Исходя из анализа содержания аукционной документации на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации видеонаблюдения с целью дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров (извещение N 0171300013516000048) следует, что последняя содержит обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Обоснование), которое, в свою очередь, состоит из двух частей: обоснование составлено как в отношении предустановленного программного обеспечения для осуществления мониторинга леса и раннего обнаружения лесных пожаров в составе сетевой купольной PTZ-камеры AXIS Q6115-E (или эквивалент) так и в отношении предоставления услуг доступа к облачному сервису "Лесохранитель" (или эквивалент).
В ходе изучения и анализа указанного выше Обоснования Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчик при составлении такого Обоснования (невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд) допустил нарушения подпунктов "а" и "б" пункта 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 в силу следующего.
Согласно пункту 1 указанного выше Обоснования заказчик в отношении предустановленного программного обеспечения для осуществления мониторинга леса и раннего обнаружения лесных пожаров в составе сетевой купольной PTZ-камеры AXIS Q6115-E (или эквивалент) указывает на следующее:
а). Обстоятельство (подпункт "б" пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236), обуславливающее невозможность соблюдения запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236: программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению;
б). Класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать предустановленное программное обеспечение для осуществления мониторинга леса и раннего обнаружения лесных пожаров:
- Bios и иное встроенное программное обеспечение ОКПД 58.29.11.000 Код класса программ для ЭВМ 01.01.
- Встроенное программное обеспечение телекоммуникационного оборудования ОКПД 62 Код класса программ для ЭВМ 01.02
в). Требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки:
- программное обеспечение должно быть предустановлено на цифровую камеру видеонаблюдения AXISQ6115E или эквивалент;
- программное обеспечение должно выполнять первичное распознавание, фиксацию потенциально опасных объектов (огонь, дым) и передавать информацию о них серверу управления в векторном виде;
г). Функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки:
Номер в реестре |
Наименование и класс программы для ЭВМ |
Функционирование на цифровой камере видеонаблюдения AXIS Q6115E |
Первичное распознавание, фиксация потенциально опасных объектов (огонь, дым) и передача информации о них серверу управления в векторном виде |
184 |
Kaspersky Anti-Virus for UEFI |
нет |
нет |
|
BIOS и иное встроенное программное обеспечение |
|
|
229 |
Средство криптографической защиты информации "Континент TLS VPN Сервер" Версия 1.0 |
нет |
нет |
|
BIOS и иное встроенное программное обеспечение, Средства обеспечения информационной безопасности |
|
|
230 |
Программное обеспечение "МДЗ-Эшелон" |
нет |
нет |
|
BIOS и иное встроенное программное обеспечение, Средства обеспечения информационной безопасности, Информационные системы для решения специфических отраслевых задач |
|
|
234 |
Средство криптографической защиты информации "Континент TLS VPN Клиент" Версия 1.0 |
нет |
нет |
|
BIOS и иное встроенное программное обеспечение, Средства обеспечения информационной безопасности |
|
|
310 |
Аппаратно-программный комплекс шифрования "Континент" версия 3.7 |
нет |
нет |
|
BIOS и иное встроенное программное обеспечение, Средства обеспечения информационной безопасности |
|
|
312 |
Аппаратно-программный комплекс шифрования "Континент" версия 3.6 |
нет |
нет |
|
BIOS и иное встроенное программное обеспечение, Средства обеспечения информационной безопасности |
|
|
997 |
Программная часть АПКШ "Континент". Детектор атак |
нет |
нет |
|
BIOS и иное встроенное программное обеспечение, Средства обеспечения информационной безопасности |
|
|
1565 |
ViPNet Координатор-КВ2 |
нет |
нет |
|
BIOS и иное встроенное программное обеспечение, Средства обеспечения информационной безопасности |
|
|
1598 |
Программное обеспечение GPON ONT серии NTU |
нет |
нет |
|
BIOS и иное встроенное программное обеспечение |
|
|
1604 |
Программное обеспечение Ethernet-коммутаторов серии MES |
нет |
нет |
|
BIOS и иное встроенное программное обеспечение |
|
|
1605 |
Программное обеспечение маршрутизаторов серии ESR |
нет |
нет |
|
BIOS и иное встроенное программное обеспечение |
|
|
1670 |
ViPNetCoordinator HW 3 |
нет |
нет |
|
BIOS и иное встроенное программное обеспечение, Средства обеспечения информационной безопасности |
|
|
1908 |
IEVENT |
нет |
нет |
|
BIOS и иное встроенное программное обеспечение, Информационные системы для решения специфических отраслевых задач |
|
|
1960 |
WTware |
нет |
нет |
|
BIOS и иное встроенное программное обеспечение, Операционные системы, Утилиты и драйверы, Серверное и связующее программное обеспечение |
|
|
1973 |
IECOOL |
нет |
нет |
|
BIOS и иное встроенное программное обеспечение, Информационные системы для решения специфических отраслевых задач |
|
|
1974 |
IESMOKE |
нет |
нет |
|
BIOS и иное встроенное программное обеспечение, Информационные системы для решения специфических отраслевых задач |
|
|
1975 |
IEFAN |
нет |
нет |
|
BIOS и иное встроенное программное обеспечение, Информационные системы для решения специфических отраслевых задач |
|
|
1976 |
IEHEAT |
нет |
нет |
|
BIOS и иное встроенное программное обеспечение, Информационные системы для решения специфических отраслевых задач |
|
|
1984 |
IECHILL |
нет |
нет |
|
BIOS и иное встроенное программное обеспечение, Информационные системы для решения специфических отраслевых задач |
|
|
1894 |
WANFleX |
нет |
нет |
|
Встроенное программное обеспечение телекоммуникационного оборудования, Операционные системы |
|
|
2029 |
Специальное программное обеспечение SR (СПО "SR") версии 1.х для программно-технического комплекса "Модуль системы защиты управления телекоммуникационным оборудованием" (Модели:SR2-WIC, SR2-SPA, SR2-SIC, SR2-S3KX, SR2-STK, SR2-CON) (ПТК "SR") |
нет |
нет |
|
Встроенное программное обеспечение телекоммуникационного оборудования, Системы мониторинга и управления |
|
|
Согласно пункту 2 Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, определяющих, в свою очередь порядок формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр), состав включаемых в него сведений, условия их включения в реестр и исключения из реестра, порядок предоставления таких сведений, порядок принятия решения о включении таких сведений в реестр и исключения сведений из реестра, а также критерии и порядок определения оператора, привлекаемого к формированию и ведению реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 (далее - Правила) выделены такие понятия, как "программное обеспечение" (в данном случае это программа для электронных вычислительных машин или база данных) и "класс программного обеспечения" (в данном случае это группа, которая объединяет программное обеспечение, имеющее аналогичные функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики которая определяется в соответствии с классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Классификатор) и правилами его применения, утверждаемыми Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).
В соответствии с Классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных, содержащим указание на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, по которым определяется соответствие программного обеспечения классу программного обеспечения, по каждому классу программного обеспечения, предусмотренному классификатором, а также указания на соответствие классов программного обеспечения кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.12.2015 N 621 (далее - Классификатор), выделено 4 раздела программ для электронных вычислительных машин и баз данных с различными классами и их описанием:
- встроенное программное обеспечение;
- системное программное обеспечение;
- средства разработки программного обеспечения;
- прикладное программное обеспечение.
Исходя из содержания Обоснования следует, что заказчик относит предустановленное программное обеспечение для осуществления мониторинга леса и раннего обнаружения лесных пожаров в составе сетевой купольной PTZ-камеры AXIS Q6115-E (или эквивалент) к классам 1.1 "Bios и иное встроенное программное обеспечение" (с кодом класса программ для ЭВМ 01.01) и 1.2 "Встроенное программное обеспечение телекоммуникационного оборудования" (с кодом класса программ для ЭВМ 01.02) раздела 1 "Встроенное программное обеспечение" Классификатора, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.12.2015 N 621 (далее - Классификатор), которые представляют собой (исходя из содержания указанного выше Классификатора) программы, хранящиеся в постоянной памяти.
Вместе с тем, согласно пояснениям, представленным на Комиссии Ярославского УФАС России приглашенным для участия в заседании по данному делу специалистом - руководителем управления материально-технического развития и государственных закупок Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова Артамоновым Сергеем Вячеславовичем следует, что:
- "BIOS" (англ. basic input/output system - "базовая система ввода-вывода") представляет собой часть системного программного обеспечения, реализованная в виде микропрограмм, которая предназначается для предоставления операционной системе API доступа к аппаратуре компьютера и подключенным к нему устройствам; обеспечивает начальную загрузку компьютера и последующий запуск операционной системы;
- "встроенное программное обеспечение" (embedded software) представляет собой программное обеспечение, являющееся частью системы, поставляемой изготовителем (изготовителем системы) (в данном случае, исходя из требований аукционной документации, изготовителем может выступать, например: "AXIS communications"), недоступное для изменения пользователем, кроме того, встроенное программное обеспечение согласно ЕН 62061 (пункт 3.2.47) называют также фирменным или системным программным обеспечением
- на основании чего предустановленное программное обеспечение для осуществления мониторинга леса и раннего обнаружения лесных пожаров в составе сетевой купольной PTZ-камеры AXIS Q6115-E (или эквивалент) не может относиться ни к классу 1.1 "Bios и иное встроенное программное обеспечение" (с кодом класса программ для ЭВМ 01.01), ни к классу 1.2 "Встроенное программное обеспечение телекоммуникационного оборудования" (с кодом класса программ для ЭВМ 01.02) раздела 1 "Встроенное программное обеспечение" Классификатора, т.к. в целом относится к области видеонаблюдения, а более конкретно: выполняет функции наблюдения за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами (согласно положениям аукционной документации должно выполнять первичное распознавание, фиксацию потенциально опасных объектов (огонь, дым) и передавать информацию о них серверу управления в векторном виде) - и не обеспечивает начальную загрузку компьютера (в данном случае камеры) и последующий запуск операционной системы, т.е. выполняет специфические задачи, отличные от задач, которые выполняет программное обеспечение, поставляемое фирмой изготовителем в комплекте с видеокамерой.
В данном случае, исходя из вышеизложенного и на основании проведенного анализа содержания классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.12.2015 N 621 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных", Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что предустановленное программное обеспечение для осуществления мониторинга леса и раннего обнаружения лесных пожаров в составе сетевой купольной PTZ-камеры AXIS Q6115-E (или эквивалент) относится к классу 4.8 "Информационные системы для решения специфических отраслевых задач" раздела 4 "Прикладное программное обеспечение", который представляет собой программные системы специализированного информационного обеспечения государственного управления, жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты и обеспечения норм труда, здравоохранения, обеспечения безопасности, видеонаблюдения и контроля доступа, оборонно-промышленного комплекса, образования, производства и машиностроения, радиочастотной идентификации, промышленности, страхования, строительства, телекоммуникаций (включая IP АТС) и СМИ, торговли, транспорта и перевозок, финансов и банковского сектора, энергетики и нефтегазовой отрасли, юриспруденции, фармацевтики, рекламы, гостиничного и туристического бизнеса.
Данная позиция Комиссии находит свое подтверждение в данных на заседании Комиссии Ярославского УФАС России пояснениях Артамонова Сергея Вячеславовича (приглашённого специалиста, начальника управления материально-технического развития и госзакупок Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова).
Так, прикладное программное обеспечение согласно ЕН 62061 (пункт 3.1.36) - это особое программное обеспечение для специального применения, содержащее логические последовательности, пределы и выражения для контроля соответствующих вводов, выходов, расчетов и решений, необходимых для выполнения функциональных требований системы SRECS.
Также прикладное программное обеспечение - это программа, предназначенная для выполнения определенных пользовательских задач и рассчитанная на непосредственное взаимодействие с пользователем.
То есть, как было указано выше, предустановленное программное обеспечение для осуществления мониторинга леса и раннего обнаружения лесных пожаров в составе сетевой купольной PTZ-камеры AXIS Q6115-E (или эквивалент) выполняет функции наблюдения за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами, другими словами, выполняет специфические задачи, отличные от задач, которые выполняет программное обеспечение, поставляемое фирмой изготовителем в комплекте с видеокамерой, соответственно, представляет собой прикладное программное обеспечение.
Таким образом, исходя из анализа содержания Классификатора, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.12.2015 N 621, а также пояснений Артамонова Сергея Вячеславовича (приглашённого специалиста, начальника управления материально-технического развития и госзакупок Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова) следует, что заказчик при отражении сведений, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, в ходе/в рамках составления Обоснования в отношении предустановленного программного обеспечения для осуществления мониторинга леса и раннего обнаружения лесных пожаров в составе сетевой купольной PTZ-камеры AXIS Q6115-E (или эквивалент) должен был отнести последнее к классу 4.8 "Информационные системы для решения специфических отраслевых задач" раздела 4 "Прикладное программное обеспечение" классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.12.2015 N 621 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных". Отнеся рассматриваемое программное обеспечение к разделу 1 "Встроенное программное обеспечение" Классификатора (классам 1.1 "Bios и иное встроенное программное обеспечение" (с кодом класса программ для ЭВМ 01.01) и 1.2 "Встроенное программное обеспечение телекоммуникационного оборудования" (с кодом класса программ для ЭВМ 01.02), заказчик допустил тем самым нарушение подпункта "б" пункта 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
Касаемо довода заявителя о неправомерности и безосновательности подготовки/составлении и размещении в единой информационной системе со стороны заказчика обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, в отношении предоставления услуг доступа к облачному сервису "Лесохранитель" (или эквивалент) Комиссией Ярославского УФАС России установлено следующее.
Исходя из анализа положений Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, в том числе положений и требований Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных указанным выше Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 следует, что положения последнего распространяются на программы и программное обеспечение.
В пункте 2 Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236, приведено, в том числе такое понятие как "программное обеспечение", согласно которому последнее представляет собой программу для электронных вычислительных машин или база данных.
В соответствии со статьей 1261 главы 70 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
Согласно Письму Минкомсвязи России от 15.07.2016 N П11-1-200-14118 "О направлении ответа" программный продукт не может представлять собой облачный сервис, он может при своей работе предоставлять облачный сервис, из чего следует, что облачный сервис является одной из возможностей (функцией) программного обеспечения, а не самим программным обеспечением.
Таким образом, исходя из вышеизложенного Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что положения Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, в том числе положения и требования Порядка подготовки, не распространяются на услуги доступа к облачному сервису, которые предоставляют при своей работе программный продукт (программное обеспечение), в отношении которого в случае наличия оснований невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в пункте 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, и необходимо заказчику подготовить и разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета, установленного пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
В случае отсутствия таких оснований заказчик должен соблюдать и, соответственно, указывать в аукционной документации и извещении данный запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии представители заказчика представили письменные и устные пояснения в ответ на соответствующий запрос Ярославского УФАС России от 09.01.2017 N 19/05-02, согласно которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения (класс 4.8 "Информационные системы для решения специфических отраслевых задач" раздела 4 "Прикладное программное обеспечение" Классификатора), что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам (в том числе и программное обеспечение "Лесной дозор" производства ООО "ДиСиКон") не соответствует установленным заказчиком в аукционной документации требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению. По причине отсутствия достаточного количества времени заказчик не смог подготовить развернутое обоснование данного факта, в связи с чем на момент рассмотрения настоящей жалобы Комиссия не имеет возможности ни опровергнуть данный вывод заказчика, ни подтвердить его соответствие действительности.
Вместе с тем, как было указано выше, при изучении обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленного и размещенного заказчиком в рамках аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации видеонаблюдения с целью дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров (извещение N 0171300013516000048), Комиссией установлено, что данное обоснование состоит, в свою очередь, из двух частей: обоснование составлено как в отношении предустановленного программного обеспечения для осуществления мониторинга леса и раннего обнаружения лесных пожаров в составе сетевой купольной PTZ-камеры AXIS Q6115-E (или эквивалент), так и в отношении предоставления таким оборудованием услуг доступа к облачному сервису "Лесохранитель" (или эквивалент).
В части указанного выше/рассматриваемого обоснования в отношении предоставления программным обеспечением услуг доступа к облачному сервису заказчиком указано следующее: "обстоятельство, обусловливающее невозможность соблюдения запрета: подпункт "а" пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236, а именно: в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, а именно: в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр) отсутствуют сведения о программном обеспечении типа "облачный сервис".
Класс программного обеспечения:
Услуги по предоставлению программного обеспечения без его размещения на компьютерном оборудовании пользователя ОКПД 63.11.13.000.
Требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки:
- Услуги по предоставлению программного обеспечения без его размещения на компьютерном оборудовании пользователя ОКПД 63.11.13.000.
Функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным мцниципальным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки: указание не требуется в связи с применением подпункта "а" пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236".
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях заказчика, выразившихся в подготовке и размещении в единой информационной системе в рамках проведения рассматриваемого аукциона в отношении предоставления программным обеспечением, подлежащим установке в оборудование видеонаблюдения - сетевая купольная PTZ-камера AXIS Q6115-E (или эквивалент), являющееся частью системы с возможностью дистанционного доступа пользователей к облачному сервису "Лесохранитель" (или эквивалент), необходимой заказчику для организации дистанционного мониторинга лесов для обеспечения автоматизированного обнаружения лесных пожаров на ранней стадии, оперативного предупреждения о возникновения возгорания с указанием координат очага, услуг доступа к облачному сервису обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нарушения подпункта "а" пункта 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "ДиСиКон" на действия заказчика - Администрации Переславского муниципального района, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации видеонаблюдения с целью дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров (извещение N 0171300013516000048) обоснованной.
2. Признать заказчика - Администрацию Переславского муниципального района, нарушившей подпункты "а", "б" пункта 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
3. Выдать заказчику - Администрации Переславского муниципального района, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
|
_______________ Паутов И.Г. |
|
|
_______________ Крюкова Т.В.
_______________ Ерохина А.А. |
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 10 января 2017 г. N 05-02/417ж-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2017