Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 января 2017 г. N 6-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Алексеевой Александры Викторовны (далее - Заявитель, ИП Алексеева А.В.) на действия заказчика, котировочной комиссии при проведении Федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" (далее - Заказчик, ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Челябинской области) запроса котировок на поставку светильников (извещение N 0369100009116000136) (далее - Запрос котировок) в присутствии:
- представителей ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Челябинской области, действующих на основании доверенностей NN 1, 2, 3 от 10.01.2017;
- представителя ГУФСИН России по Челябинской области, действующего на основании доверенности N 76/ТО/43.
Представители заявителя о времени и месте проведения Комиссии уведомлены, на заседание не явились, заявлений, ходатайств не представлено.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 29.12.2016 поступила жалоба ИП Алексеевой А.В. на действия котировочной комиссии при проведении ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Челябинской области запроса котировок на поставку светильников (извещение N 0369100009116000136).
Согласно представленным документам извещение о проведении запроса котировок опубликовано Заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 15.12.2016 в 16:12.
Начальная (максимальная) цена контракта на поставку светильников - 80648,00 рублей.
Протокол заседания Единой комиссии ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Челябинской области по рассмотрению и оценке котировочных заявок на поставку светильников N 65 от 22.12.2016.
Государственный контракт N 281 заключен 26.12.2016 с ООО "НПП "ЛиСТ".
Согласно доводам жалобы, Заявитель 22.12.2016 на изъявленное желание присутствовать при вскрытии конвертов получил отказ от Заказчика по причине проведения вскрытия конвертов в более позднее время из-за отсутствия лица, ответственного за проведение процедуры. Вместе с тем, по мнению заявителя, в случае отказа участнику в присутствии при вскрытии конвертов, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, аудиозапись вскрытия конвертов должны содержать сведения об отсутствии участника на вскрытии конвертов.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили, что в извещении о проведении запроса котировок содержится вся необходимая информация, касающаяся места, срока подачи заявок на участие в запросе котировок, места, даты, времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок. Процедура приема заявок происходит следующим образом. На КПП ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Челябинской области инспектор канцелярии принимает заявки, проставляя на конвертах дату и время подачи заявки. В дальнейшем заявки регистрируются в журнале. По требованию участника может быть выдана расписка в получении заявки на участие в запросе котировок. За десять минут до начала процедуры вскрытия конвертов котировочная комиссии выходит в помещение КПП, собирает участников, желающих присутствовать при вскрытии конвертов и проходит в комнату приема граждан, где непосредственно осуществляется вскрытие конвертов, при котором в обязательном порядке ведется аудиозапись. К моменту вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок (на 10ч20м 22.12.2016) в помещении КПП участников, изъявивших желание присутствовать при вскрытии конвертов, не оказалось. Протокол заседания Единой комиссии ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Челябинской области по рассмотрению и оценке котировочных заявок на поставку светильников N 65 от 22.12.2016, аудиозапись вскрытия конвертов содержат сведения, что в процедуре принимали участие только члены котировочной комиссии.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.
Заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации не допускаются. По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения.
В силу части 1 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
Как следует из положений части 2 статьи 78 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить возможность всем участникам запроса котировок, подавшим заявки на участие в запросе котировок, или представителям этих участников присутствовать при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
Извещение о проведении запроса котировок от 15.12.2016, размещенное в единой информационной системе (далее - ЕИС) содержит, в том числе, следующую информацию: дата и время окончания подачи котировочных заявок - 22.12.2016 10:30; дата и время вскрытия конвертов с заявками (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок - 22.12.2016 10:30. В дополнительной информации заказчиком указано на то, что здание ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Челябинской области имеет специальный пропускной режим, на основании чего для оформления пропуска на проход в здание участник закупки должен прибыть на проведение процедуры вскрытия конвертов на менее чем за 20 минут до начала процедуры вскрытия конвертов и иметь при себе документы, подтверждающие его личность, доверенность на право участия в процедуре вскрытия конвертов, в случае участия в процедуре представителя участника закупки.
Согласно представленным заказчиком документам, на участие в запросе котировок поступили заявки:
ООО НПП ЛиСТ - N 101, 21.12.2016 15.00;
ООО "АЛЬЯНС ГРУПП" - N 102, 22.12.2016 09.00;
ООО "ТД "СПЕЦТЕХКОМПЛЕКТ" - N 103, 22.12.2016 09.10;
Индивидуального предпринимателя Алексеевой Александры Викторовны - N 104, 22.12.2016 09.15.
Как следует из приложенных к жалобе заявителя документов, ИП Алексеевой А.В. выдана расписка в принятии заявки на участие в запросе котировок инспектором канцелярии 22.12.2016 в 10-10.
Согласно протоколу заседания Единой комиссии ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Челябинской области по рассмотрению и оценке котировочных заявок на поставку светильников N 65 от 22.12.2016 на момент окончания подачи котировочных заявок 22.12.2016 в 10.30 были поданы 4 котировочные заявки, которые решением комиссии допущены до участия в запросе котировок. В числе присутствовавших на заседании комиссии указаны только председатель и два члена комиссии.
Таким образом, заказчиком, соблюдены требования статей 77, 78 Закона о контрактной системе. Жалоба Индивидуального предпринимателя Алексеевой Александры Викторовны не обоснована.
При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. Как следует из содержания пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 статьи 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части предоставления исполнителем документов, подтверждающих качество и безопасность товара, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе, в том числе проекте контракта, исчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.
Пунктом 2.1. Проекта контракта установлено, поставщик гарантирует государственному заказчику соответствие качества поставляемого товара согласно требованиям ГОСТ.
Исходя из содержания извещения о проведении запроса котировок не представляется возможным установить, каким ГОСТ должен соответствовать предмет контракта, поскольку не указаны конкретные нормативные документы, регламентирующие требования, которые предъявляются к товару, что не обеспечивает объективного характера описания объекта закупки в нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2.1. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
В извещении об осуществлении закупки содержится обоснование НМЦК, согласно которому заказчик в качестве способа определения НМЦК использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом таблица расчета НМЦК не содержит реквизитов документов, используемых в качестве обоснования НМЦК, а также не содержит расчета указанной цены.
Вместе с тем, указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг, произведенного заказчиком расчета, необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о контрактной системе порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации.
Таким образом, заказчиком при обосновании НМЦК не учтены положения Методических рекомендаций.
3. В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 N 190 установлены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Согласно части 15 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 и 46 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, требования частей 4 - 9, 11 - 13 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком могут не применяться к указанному контракту.
Следовательно, во всех, кроме указанных в части 15 статьи 34 Закона о контрактной системе случаях, в том числе и при заключении контракта по результатам Аукциона, проект контракта должен содержать информацию, указанную в части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Срок действия контракта - до 31.12.2016.
В нарушение части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком в проекте контракта не установлены случаи и порядок предоставления заказчиком отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
4. В силу пункта 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара.
4.1. В соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Закона о контрактной системе. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
В соответствии с пунктом 18 извещения N 54-16 о проведении запроса котировок форма котировочной заявки содержится в приложении N 1 к Извещению.
Согласно Приложению N 1 к Извещению N 54-16 участник закупки должен конкретизировать характеристики товара:
Наименование объекта закупки |
Качественные характеристики товара |
Светильник ЛПО 97-2*36-015-01 Н |
Частота питающей сети _____ Гц Степень защиты светильника IP20 Климатическое исполнение УХЛ 4 Коэффициент светового выхода 0,77 Класс защиты ______________ Номинальное напряжение 220В Тип ПРА электромагнитный Габаритные размеры _______________ мм Масса ________ кг. |
Лампа люминесцентная L 36W/765 G13 6400K |
Длина __________ мм, тип цоколя - G13 Цвет свечения - дневной |
Согласно протоколу заседания Единой комиссии ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Челябинской области по рассмотрению и оценке котировочных заявок на поставку светильников N 65 от 22.12.2016 заявка с порядковым номером 1 допущена до участия в запросе котировок, ООО НПП ЛиСТ признано участником запроса котировок.
Вместе с тем, в заявке ООО НПП ЛиСТ содержится следующая информация:
Наименование объекта закупки |
Качественные характеристики товара |
Светильник ЛПО 97-2*36-015-01 Н |
Частота питающей сети 50 Гц Степень защиты светильника IP20 Климатическое исполнение УХЛ 4 Коэффициент светового выхода 0,77 Класс защиты не менее 1 Номинальное напряжение 220В Тип ПРА электромагнитный Габаритные размеры 1240*138*60 мм Масса 2,6 кг. |
Лампа люминесцентная L 36W/765 G13 6400K |
Длина 1200 мм, тип цоколя - G13 Цвет свечения - дневной |
Таким образом, в действиях аукционной комиссии содержится нарушение части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе, поскольку заявка с порядковым номером 1 не содержит конкретной характеристики класс защиты и подлежала отклонению.
4.2. В силу части 6 статьи 78 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
В соответствии с протоколом заседания Единой комиссии ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Челябинской области по рассмотрению и оценке котировочных заявок на поставку светильников N 65 от 22.12.2016 победителем запроса котировок ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Челябинской области N 54-16 признано ООО НПП ЛиСТ.
Поскольку заявка ООО НПП ЛиСТ подлежала отклонению, аукционной комиссией участник запроса котировок признан победителем в нарушение части 6 статьи 78 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с частью 13 статьи 78 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.
Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 22.12.2016 N П1 размещен заказчиком в ЕИС 22.12.2016. Государственный контракт N 281 на поставку светильников заключен между ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Челябинской области и ООО НПП ЛиСТ 26.12.2016.
Таким образом, государственный контракт N 281 от 22.12.2016 заключен с нарушением установленного частью 13 статьи 78 Закона о контрактной системе срока.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Алексеевой Александры Викторовны на действия заказчика, котировочной комиссии необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 6.1 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 73, части 13 статьи 78 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в котировочной комиссии нарушения частей 6, 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт заключен.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 января 2017 г. N 6-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2017