Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО "Челябинская Продовольственная Компания", в присутствии:
- представителя ООО "Челябинская Продовольственная Компания", действующего на основании доверенности от 22.12.2016,
- представителя ООО "Челябинская Продовольственная Компания", действующего на основании доверенности от 22.12.2016,
- представителя Управления Муниципального заказа Администрации города Челябинска, действующего на основании доверенности N 4 от 29.01.2016,
- представителя Муниципального бюджетного учреждения "Социально-оздоровительный центр "Утес", действующего на основании доверенности от 13.01.2017,
- члена конкурсной комиссии, личность удостоверена на основании паспорта,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 30.12.2016 подана жалоба ООО "Челябинская Продовольственная Компания" (вх. 09.01.2017) на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса с ограниченным участием N 0169300000116006767 на оказание услуг по организации питания (далее - конкурс).
Извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте 06.12.2016.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 437 200 рублей 00 копеек.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 27.12.2016 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы ООО "Челябинская Продовольственная Компания" контракт N 1 от 09.01.2017 заключен с АО "Комбинат социального питания".
В жалобе заявителя указано, что конкурсная комиссия неправомерно допустила к участию в конкурсе АО "Комбинат социального питания", так как общество не представило решение об одобрении крупной сделки в составе заявки.
Конкурсная комиссия неправомерно при оценке заявки АО "Комбинат социального питания" присвоила меньшее количество баллов, так как обществом предоставлен аттестат аккредитации испытательной лаборатории и документы, подтверждающие наличие трудовых ресурсов у участника общества.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.
Конкурсной комиссией правомерно допущена к участию в конкурсе заявка АО "Комбинат социального питания", так как в составе заявки общества решение об одобрении крупной сделки может не представляться в случае, если для общества указанная сделка не является крупной.
Конкурсной комиссией правомерно произведена оценка заявки ООО "Челябинская Продовольственная Компания" с учетом того, что обществом не представлены приложения к аттестату аккредитации, тогда как конкурсная документация предусматривает предоставление аттестата со всеми приложениями, а также не представлены документы, подтверждающие квалификацию участника закупки.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1.1 Согласно части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно приложению N 1 к протоколу рассмотрения и оценки конкурсных заявок, размещенному в единой информационной системе 29.12.2016 указано, что ООО "Челябинская Продовольственная Компания" по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" присвоено 0 баллов.
Согласно представленным материалам в конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (значимость критерия: 60%). "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия: 10%). "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия: 30%) (пункт 12.1 части 2 информационной карты конкурсной документации).
По критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлено условие о предоставлении копии действующего договора с аккредитованной лабораторией с приложением действующего аттестата аккредитации со всеми приложениями такой лаборатории или документа, подтверждающего наличие собственной лаборатории с приложением действующего аттестата аккредитации со всеми приложениями такой лаборатории. Аттестат аккредитации должен содержать сведения об области (областях) аккредитации, включающих возможности контроля качества пищевых продуктов.
В составе заявки ООО "Челябинская Продовольственная Компания" представлен договор N 1 от 20.05.2016 на оказание услуг по проведению исследований в рамках производственного контроля с приложением аттестата аккредитации испытательного центра, выданного ФГБУ "Челябинская межобластная ветеринарная лаборатория". Однако приложения к указанному аттестату в составе заявки победителя конкурса отсутствуют.
При этом, из содержания аттестата следует, что область аккредитации приведена в приложении к настоящему аттестату и является его неотъемлемой частью, что свидетельствует о необходимости предоставления приложений к аттестату как в соответствии с требованиями конкурсной документации, так и в силу содержания самого аттестата.
С учетом изложенного, конкурсной комиссией правомерно произведена оценка аттестата аккредитации испытательной лаборатории, который представлен заявителем без приложения сведений об области (областях) аккредитации, включающих возможности контроля качества пищевых продуктов, в соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
1.2 Согласно пункту 12.3 части 2 информационной карты документации о закупке для проведения оценки по показателю "наличие специалистов определенного уровня квалификации" участник должен предоставить следующие документы:
- копии документов (а), подтверждающих уровень квалификации специалистов или свидетельствующих о наличии такой квалификации;
- копии документов (а), подтверждающих наличие трудовых отношений с такими специалистами (копия штатного расписания (выписка), и (или) копии трудовых договоров, и (или) копии трудовых книжек).
Таким образом, из конкурсной документации следует, что заказчику требуется предоставление в том числе документов, подтверждающих уровень квалификации специалистов или свидетельствующих о наличии такой квалификации.
Вместе с тем, в составе заявки ООО "Челябинская Продовольственная Компания" не представлены документы, подтверждающие (свидетельствующие) о наличии квалификации у работников общества, тогда как предоставление в составе заявки копий трудовых книжек не позволяет сделать однозначный вывод о виде профессиональной деятельности, которую имеет сотрудник организации.
С учетом изложенного, конкурсной комиссией правомерно произведена оценка документов ООО "Челябинская Продовольственная Компания", подтверждающих наличие у общества трудовых ресурсов, которые не позволяют сделать вывод о квалификации работников общества в соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно приложению N 1 к протоколу рассмотрения и оценки конкурсных заявок от 29.12.2016 заявка АО "Комбинат социального питания" признана соответствующей требованиям конкурсной документации.
Как следует, из подпункта "е" пункта 15 части 1 информационной карты документации о закупке заявка участника закупки должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника конкурса с ограниченным участием поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Указанное требование к составу заявки, содержащееся в конкурсной документации, обусловлено требованиями подпункта "е" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Как следует из положений законодательства о контрактной системе и конкурсной документации предоставление данного документа обусловлено наличием в совокупности двух условий:
- требование о необходимости наличия такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица;
- для участника конкурса с ограниченным участием поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 78 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом:
- связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, которое повлечет возникновение у общества обязанности направить обязательное предложение в соответствии с главой XI.1 настоящего Федерального закона), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;
- предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено требование о необходимости наличия такого решения для акционерных обществ.
При этом, представление в составе заявки решения, подтверждающего факт того, что сделка для акционерного общества не является крупной, в том числе предоставление подтверждающих документов, не предусмотрено законодательством о контрактной системе.
В составе заявки АО "Комбинат социального питания" не представило решение об одобрении или о совершении крупной сделки, тем самым подтвердив, что для участника конкурса с ограниченным участием поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием, обеспечения исполнения контракта не является крупной сделкой.
Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе действия конкурсной комиссии по признанию заявки АО "Комбинат социального питания", соответствующей требованиям конкурсной документации, являются правомерными ввиду того, что непредставление обществом решения об одобрении или о совершении крупной сделки обусловлено тем, что сделка для общества не является крупной.
Кроме того, заявителем не представлены доказательства того, что для АО "Комбинат социального питания" оказание услуги, являющейся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой, что не позволяет сделать вывод о необходимости предоставления обществом решения в составе заявки в части своего соответствия подпункту "е" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии и с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Таким образом, в основе показателей нестоимостных критериев оценки должны содержаться объективные, полные и однозначные данные, позволяющих участнику закупки определить, какие сведения, характеризуются заказчиком с точки зрения лучших условий исполнения контракта, на основании которых конкурсная комиссия сможет произвести оценку заявок с учетом равного подхода ко всем участникам закупки.
Согласно представленным материалам в конкурсной документации установлен следующий нестоимостной критерий оценки "квалификация участников закупки", который оценивается с точки зрения наличия у участника закупки специалистов определенного уровня квалификации. В качестве документов указанного показателя нестоимостного критерия участник закупки должен предоставить копии документов (а), подтверждающих уровень квалификации специалистов или свидетельствующих о наличии такой квалификации.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) квалификация - это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
В частях 7, 10 статьи 60 Закона об образовании в качестве документов об образовании и о квалификации указаны диплом в зависимости от вида образования, удостоверение о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке, свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.
В соответствии с частями 8, 11 статьи 60 Закона об образовании указано, что данные документы дают право их обладателям, в том числе заниматься определенной профессиональной деятельностью.
Вместе с тем, в конкурсной документации не указаны конкретные документы и сведения, которые должен представить в составе заявки участник конкурса в подтверждение наличия определенного уровня квалификации, то есть документы, которые дают право участнику закупки заниматься определенной профессиональной деятельностью.
Кроме того, в конкурсной документации не определены конкретные виды профессиональной деятельности, соответствующие специалистам, указанным в пункте 12.2 части 2 информационной карты конкурсной документации, а именно: повару 4, 5, 6 разрядов, калькулятору, технологу.
Таким образом, заказчиком установлен порядок оценки заявок, который не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, так как конкурсная документация не содержит перечень документов с указанием видов профессиональной деятельности, которые должен предоставить участник закупки в подтверждение соответствия по критерию: "квалификация участника закупки", что противоречит положениям пункта 10 Правил, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Доводы общества о наличии в действиях заказчика нарушения, связанного с допуском к участию в закупке аффилированного с ним лица, документально и нормативно не обоснован, с точки зрения нарушения законодательства о контрактной системе.
Дополнительно антимонопольный орган отмечает, что Законом о контрактной системе предусмотрена обязанность конкурсной комиссии (заказчика) отклонить заявку либо отказаться от заключения контракта в случае наличия конфликта интересов, предусмотренного пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, отклонение заявок участников закупки по основанию участия в закупке аффилированных организаций Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Челябинская Продовольственная Компания" на действия конкурсной комиссии необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пунктов 10, 27 Правил.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как контракт на момент рассмотрения жалобы заключен.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 января 2017 г. N 7-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2017