Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 января 2017 г. N 15-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
ЛивончикВ.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
ЯныбаевойА.Ф. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-экспертаотдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99,статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобуИндивидуального предпринимателя Хакимова Суръата Гафоровича на действия аукционной комиссии при проведении Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Челябинский областной центр реабилитации" электронного аукциона на поставку овощей (извещение N 0369200034816000123)в присутствиипредставителяГосударственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинский областной центр реабилитации", действующего на основании доверенности N3от 13.01.2017.
Заявитель о времени и месте проведения Комиссии уведомлен, на заседание не явился, заявлений, ходатайств не представлено.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России10.01.2017поступилажалобаИндивидуального предпринимателя Хакимова Суръата Гафоровича на действия аукционной комиссии при проведении Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Челябинский областной центр реабилитации" электронного аукциона на поставку овощей (извещение N 0369200034816000123).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликованоГосударственным бюджетным учреждением здравоохранения "Челябинский областной центр реабилитации" (далее - Заказчик)на официальном сайте www.zakupki.gov.ru14.12.2016 в 14:37.
Начальная (максимальная) цена контрактана поставку овощей-286131,18рублей.
Протокол рассмотрения заявок на участие вэлектронном аукционе N 0369200034816000123от 23.12.2016.
Протокол подведения итогов электронного аукциона N 0369200034816000123 от 29.12.2016.
На момент рассмотрения жалобыконтракт по итогам аукционане заключен.
Согласно доводам жалобы,аукционной комиссией заявка участника с порядковым номером 5 неправомерно признана не соответствующей требованиям документации об аукционе по следующему основанию.
Участником закупки не представлены документы и информация, которые предусмотрены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и пунктом 14 раздела I информационной карты электронного аукциона, а именно: декларация о соответствии требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе содержащая сведения об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица; о том, что участник не является офшорной компанией; решение об одобрении или о совершении крупной сделки; документы, подтверждающие право участника на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе; декларация страны происхождения поставляемого товара.
Вместе с тем, во второй части заявки был прикреплен файл, в составе которого содержалась декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, о принадлежности субъектам малого предпринимательства. Решение об одобрении или о совершении крупной сделки отсутствовало, поскольку для индивидуального предпринимателя Хакимова С.Г. участие в аукционе не является крупной сделкой, и вообще, для индивидуальных предпринимателей в российском законодательстве понятие крупной сделки отсутствует. При этом, сведения о стране происхождения товара (Российская Федерация) содержались в первой части заявки.
Представитель заказчика с доводами жалобы согласился частично и пояснил, что аукционная комиссия правомерно признала заявку участника с порядковым номером 5не соответствующей требованиям документации об аукционе, поскольку участником закупки в составе второй части заявки не представлена декларация страны происхождения поставляемого товара. Требование о предоставлении такой декларации, согласно пояснениям представителя заказчика, установлено в пункте 14 информационной карты электронного аукциона в соответствии с рекомендациямиПриказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155 от 25.03.2014). Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе представлена. Вместе с тем, отсутствует декларация страны происхождения поставляемого товара как отдельный документ в составе заявки.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: 1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0369200034816000123 от 29.12.2016 заявка участника закупки с порядковым номером 5 признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе по причине непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3-5, 7, 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (пункт 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 14 информационной карты электронного аукциона, определяющим требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемых им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов: декларация страны происхождения поставляемого товара (в соответствии с Приказом N 155от 25.03.2014).
В силу пункта 9 Приказа N 155от 25.03.2014рекомендуется устанавливать в документации о закупкетребование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара.
Представитель заказчика в своих пояснениях указал на значение слова "декларирование" в Современном толковом словаре русского языка Ефремовой - провозглашение чего-либо, не подкреплённого достаточными доказательствами. Документацией об аукционе, законодательством о контрактной системе не установлена форма декларирования участником закупки страны происхождения поставляемого товара.
Поскольку декларированием является любая форма заявления, а заявка заявителя содержит указание на страну происхождения товара - Российская Федерация, действия аукционной комиссии не соответствуют требованиям части 1, пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе. Заявка участника закупки с порядковым номером 5 признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, неправомерно.
Необходимо отметить, что заявка участника с порядковым номером 2 также не содержит декларации страны происхождения поставляемого товара в виде отдельного документа, вместе с тем указанная заявка признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
ЖалобаИндивидуального предпринимателя Хакимова Суръата Гафоровича на действия аукционной комиссии обоснована.
При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1.В силу статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация:1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования;4) ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе;5) используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);6) срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;7) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе);8) размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
1.1. В нарушение пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона от 14.12.2016 N 0369200034816000123 порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информацию о банковском сопровождении контракта не содержит.
1.2. В соответствии с требованиями части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указываются в документации о закупке.
При этом обязанность заказчика по установлению данных требований продиктована возложенными обязанностями на аукционную комиссию проверять соответствие участника указанным требованиям.
Вместе с тем, извещение об осуществлении закупки, сформированное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru исчерпывающий перечень требований к участникам закупки не содержит. При этом указывает: единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), предусмотренную функционалом официального сайта. Тогда как указание на данную формулировку не является надлежащим исполнением требований части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, поскольку определить из данной формулировки исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, соответствующий как законодательству о контрактной системе, так и самому объекту закупки не представляется возможным.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержатьнаименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
2.1. Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2.1. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
В составе документации о закупке приложено обоснование НМЦК, согласно которому заказчик в качестве способа определения НМЦК использовал метод сопоставимых рыночных цен. При этом таблица расчета НМЦК не содержит расчета указанной цены.
Вместе с тем, указание на выполненный расчет необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о контрактной системе порядка установления НМЦК.
Таким образом, заказчиком при обосновании НМЦК не учтены положения Методических рекомендаций.
2.2. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, обозначения, терминологию, касающуюся технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, которые предусмотрены техническими регламентами и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.
Таким образом, из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части предоставления исполнителем документов, подтверждающих качество и безопасность товара, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе, в том числе проекте контракта, исчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно пункту 3.1.1. Проекта контракта поставщик обязуется поставить товар, соответствующий Спецификации, нормативно-технической документации, ГОСТ, ТУ и иным стандартам качества.
Таким образом, из положений документации об аукционе, проекта контракта не представляется возможным установить, каким ГОСТ, ТУ, стандартам качества должен соответствовать поставляемый товар, заказчиком не обеспечен объективный характер описания объекта закупки в нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2.3.В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системедокументация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Раздел IV документации об аукционе содержит описание объекта закупки. Так, например, техническим заданием установлены требования к качеству продукции -лук репчатый:без гнили и пустот, сухой, средних размеров 5-7см в диаметре, ГОСТ, соответствие СанПиНу, наличие документов, подтверждающих качество и безопасность товара, остаточный срок годности на момент поставки не менее 80%. Фасовка-мешок. Урожай 2016 года.
При этом пункт 15 информационной карты электронного аукциона содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, согласно которой сведения, содержащиеся в заявке на участие в электронном аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований.Предложение участника (сведения о предлагаемом для поставки товаре) не должно содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слов "или эквивалент", "не менее", "не более".
Вместе с тем, из содержания технического задания документации об аукционе невозможно установитьмаксимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться; какой именно показатель необходимо конкретизировать участнику закупки при подаче заявки, что свидетельствует о необъективном описании заказчиком объекта закупки в нарушение части 2 статьи 33Закона о контрактной системе.
2.4. Как следует из содержания части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Кроме того, в соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Вместе с тем, установление срока годности товара в процентах не отвечает требованиям статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации и не позволяет определить потребность заказчика в остаточном сроке годности на приобретаемый товар.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
3.1. Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системепервая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать: а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к первой части заявки указаны в пункте 14 информационной карты электронного аукциона. Вместе с тем, данные требования фактически дублируют положения пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, без конкретизации таких требований в соответствии с объектом закупки. Так, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
- согласие участника аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в подпункт б пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в части замены слова "места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя" словами "страны происхождения товара".
Таким образом, поскольку описание объекта закупки не содержит указание на товарные знаки,требования к составу первой части заявки в случае наличия в документации о закупке указания на товарный знак установлены безосновательно; не соблюдены требования подпункта б пункту 1 части 3 статьи 66Закона о контрактной системе.
3.2. В силу пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системедокументация об электронном аукционе должна содержатьпорядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 19 информационной карты электронного аукциона дата начала предоставления разъяснений документации - 14 декабря 2016 года; дата окончания предоставления разъяснений документации - 20 декабря 2016 года.
Поскольку датой окончания срока подачи заявок является 23.12.2016, участник аукциона может подать запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе не позднее 20.12.2016. Следовательно, датой окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации будет являться 22.12.2016.
Таким образом, заказчиком не в полной мере соблюдены требования части 4 статьи 65, пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.3. Пунктами 2, 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе; декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 14.12.2016 N 0369200034816000123 установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В силу части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 14 информационной карты электронного аукциона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно:
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации _;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики_;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов_;
- отсутствие в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица;
- участник не является офшорной компанией.
Требование о предоставлении участникамизакупки декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям отсутствует.
Вместе с тем, пункт 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе - утратил силу (Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ); пункт 6 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе - утратил силу с 01.01.2014 (Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ); пункт 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не соответствует объекту рассматриваемой закупки; требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица - предусмотрено частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе; требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией - предусмотрено пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пунктов 2,7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, в документации об аукционе установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктами 2, 6, 8, 10 части 1, частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе; не установлено требование о декларировании участниками закупки принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
3.4. Пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено предоставление в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно подпункту 6 пункта 14 информационной карты электронного аукциона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе или копии этих документов: декларация страны происхождения поставляемого товара.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контактной системе.
Министерством экономического развития Российской Федерации издан Приказ от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", определяющий условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств. Так, в соответствии с пунктом 1 Приказа N 155 от 25.03.2014, настоящий приказ определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в прилагаемой таблице. Приложение к приказу Минэкономразвития России от 25 марта 2014 года N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (таблица) содержит наименование позиции товара и код, применяемый в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 14.12.2016 N 0369200034816000123 наименованию приобретаемого товара соответствует следующий Код по ОКПД2:
Капуста белокочанная |
01.13.12.120 |
Картофель |
01.13.51 |
Свекла столовая |
01.13.49.110 |
Лук репчатый |
01.13.43.110 |
Чеснок |
01.13.42.000 |
Морковь |
01.13.41.110 |
В силу Приложения к приказу Минэкономразвития России от 25 марта 2014 года N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (таблица):
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) |
Наименование позиции товара |
01.13.12 |
Капуста |
01.13.32.000 |
Огурцы |
01.13.41.110 |
Морковь столовая |
01.13.43.110 |
Лук репчатый |
01.13.49.110 |
Свекла столовая |
01.13.51 |
Картофель |
Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона от 14.12.2016 N 0369200034816000123 не содержит ссылку на Приказ N 155 от 25.03.2014, как на условие допуска товаров, происходящих из иностранного государства.
Необходимо отметить, что на код 01.13.42.000, включающий Чеснок, Приказ N 155 от 25.03.2014 не распространяет действия, так как не содержится в таблице (приложении к Приказу N 155 от 25.03.2014), поэтому включение чеснока в один лот с товарами, указанными в Приказе N 155 от 25.03.2014, неправомерно.
3. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключаетсяна условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Приложением N 1 к договору является спецификация, содержащая характеристики товара, идентичные указанным в техническом задании. При этом спецификация не предусматривает указание заявленных участником закупки характеристик поставляемого товара, что может привести к заключению контракта не на условиях заявки победителя закупки в нарушение части 1 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3.1. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Раздел 4 проекта контракта "Сроки, условия поставки, порядок передачи и приемка товара", в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не содержит срок осуществления заказчиком приемки поставленного товара, срок оформления результатов такой приемки.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Хакимова Суръата Гафоровича на действия аукционной комиссии обоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях аукционной комиссии нарушения части 1, пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, части 13 статьи 34, пунктов 2, 8 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, подпункта б пункта 1 части 3, пунктов2, 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.Ф. Яныбаева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 января 2017 г. N 15-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2017