Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 11 января 2017 г. N 04-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председатель комиссии
Потылицын П.Л. - заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее - Управление);
члены комиссии:
Литвинов М.В. - начальник отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Федотов А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,
в присутствии законного представителя ООО "Феникс" Шкурко А.Е., в присутствии представителя ООО "Феникс" Шкурко В.А. (доверенность б/н от 01.11.2016), в присутствии представителя государственного заказчика ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по Астраханской области" (далее - Заказчик, ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Астраханской области") и членов аукционной комиссии Павлова А.В, Кожевникова И.О., Булычева В.А., Новикова М.Г. (доверенность б/н от 10.01.2017), рассмотрев жалобу ООО "Феникс" (414000, г. Астрахань, пер. Тихорецкий, д. 7, корп. 1) на действия аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в электронном аукционе государственного заказчика - ФКУ "Центр управления в кризисных ситуация главного управления МЧС России по Астраханской области" (адрес: 414045, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Волжская, 11) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по организации питания дежурных смен ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Астраханской области" (реестровый номер извещения: 0325100016816000024), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 28.12.2016 поступила жалоба ООО "Феникс" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в электронном аукционе государственного заказчика ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Астраханской области" (далее - аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по организации питания дежурных смен ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Астраханской области" (реестровый номер извещения: 0325100016816000024) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная комиссия неправомерно отказала ООО "Феникс" в допуске к участию в аукционе.
На основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения жалобы, проводит внеплановую проверку следующих этапов закупки: размещение извещения о проведении аукциона и документации о нем, включая проверку законности положений этих извещения и документации, рассмотрение первых частей заявок на участие в аукционе.
Комиссия, изучив документы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, установила, что 14.12.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе.
Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 649 879,33 руб.
Проверив размещенную информацию и документы, а также документы, представленные Комиссии, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия приходит к следующим выводам.
Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.12.2016, на участие в электронном аукционе были поданы 4 аукционные заявки, зарегистрированные под NN1, 2, 3, 4. Участнику закупки, заявка которого была зарегистрирована под N1, было отказано в допуске к участию в аукционе. Участники закупки, заявки которых зарегистрированы под NN2, 3, 4, были допущены к участию в аукционе.
По результатам проверки обоснованности решения аукционной комиссии Комиссия Управления соглашается с решением аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе участнику закупки, подавшему заявку под номером 1.
Между тем, решение аукционной комиссии о допуске к участию в аукционе участников закупки, подавших заявки под номерами 2, 3, 4, является необоснованным. К таким выводам Комиссия Управления приходит ввиду следующего.
Пунктом 11.2.2 аукционной документации установлено: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
Согласие участника на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.".
Указанное положение аукционной документации согласуется с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Руководствуясь приведенными положениями аукционной документации и правовыми нормами, аукционной комиссии надлежало отказать в допуске к участию в аукционе участникам закупки, подавшим заявки под номерами 1, 2, 3, 4, по следующим основаниям.
Заявка 1
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция 6 "Крупа ячменная перловая, ячневая" части 4 "Требования к качеству продовольствия" технического задания аукционной документации: "Доброкачественное ядро не должно быть менее 99,6%. Сорная примесь не должно быть более 0,3%. Мучка не должно быть более 0,4%." |
Позиция 6 "Крупа ячменная перловая, ячневая" части 4 "Требования к качеству продовольствия" заявки: "Доброкачественное ядро 99,6%. Сорная примесь 0,3%. Мучка 0,2%." |
Предложенный участником состав крупы равен 100, 1% и превышает 100%. Данное обстоятельство указывает на недостоверность данных о составе крупы. |
Позиция 12 "Крупа овсяная" части 4 "Требования к качеству продовольствия" технического задания аукционной документации: "Доброкачественное ядро не должно быть менее 97%. Необрушенные зерна не должно быть более 0,8%. Сорная примесь не должно быть более 0,8%. Мучка не должно быть более 0,5%. " |
Позиция 6 "Крупа овсяная" части 4 "Требования к качеству продовольствия" заявки: "Доброкачественное ядро 98,5%. Необрушенные зерна 0,7%. Сорная примесь 0,7%. Мучка 0,5%" |
Предложенный участником состав крупы равен 100, 4% и превышает 100%. Данное обстоятельство указывает на недостоверность данных о составе крупы. |
Заявка N 2
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция 46 "Молоко цельное сгущенное с сахаром (по нормам замены молока)" части 4 "Требования к качеству продовольствия" технического задания аукционной документации: "Массовая доля влаги не должна быть более 26,5%. Массовая доля сахарозы 43,5-45,5%. Массовая доля сухого молочного остатка не должно быть менее 28,5%. Массовая доля жира должна быть более 8%." |
Позиция 46 "Молоко цельное сгущенное с сахаром (по нормам замены молока)" "Требования к качеству продовольствия" заявки: "Массовая доля влаги 26%. Массовая доля сахарозы 45%. Массовая доля сухого молочного остатка 28,5%. Массовая доля жира 8,5 %" |
Предложенная участником массовая доля веществ в цельном сгущенном молоке 108% и превышает 100%. Данное обстоятельство указывает на недостоверность данных о массовой доле веществ в цельном сгущенном молоке. |
Заявка 3
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция 46 "Молоко цельное сгущенное с сахаром (по нормам замены молока)" части 4 "Требования к качеству продовольствия" технического задания аукционной документации: "Массовая доля влаги не должна быть более 26,5%. Массовая доля сахарозы 43,5-45,5%. Массовая доля сухого молочного остатка не должно быть менее 28,5%. Массовая доля жира должна быть более 8%." |
Позиция 46 "Молоко цельное сгущенное с сахаром (по нормам замены молока)" "Требования к качеству продовольствия" заявки: "Массовая доля влаги 26%. Массовая доля сахарозы 45%. Массовая доля сухого молочного остатка 28,5%. Массовая доля жира 8,5 %" |
Предложенная участником массовая доля веществ в цельном сгущенном молоке 108% и превышает 100%. Данное обстоятельство указывает на недостоверность данных о массовой доле веществ в цельном сгущенном молоке. |
Заявка 4
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция 46 "Молоко цельное сгущенное с сахаром (по нормам замены молока)" части 4 "Требования к качеству продовольствия" технического задания аукционной документации: "Массовая доля влаги не должна быть более 26,5%. Массовая доля сахарозы 43,5-45,5%. Массовая доля сухого молочного остатка не должно быть менее 28,5%. Массовая доля жира должна быть более 8%." |
Позиция 46 "Молоко цельное сгущенное с сахаром (по нормам замены молока)" "Требования к качеству продовольствия" заявки: "Массовая доля влаги 26%. Массовая доля сахарозы 45%. Массовая доля сухого молочного остатка 28,5%. Массовая доля жира 8,5 %" |
Предложенная участником массовая доля веществ в цельном сгущенном молоке 108% и превышает 100%. Данное обстоятельство указывает на недостоверность данных о массовой доле веществ в цельном сгущенном молоке. |
Вышеуказанные действия аукционной комиссии заказчика нарушают ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе и образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст.7.30 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
В протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.12.2016 не указаны положения документации, которым не соответствует заявка, зарегистрированная под N1, как не указаны и положения заявки, которые не соответствуют аукционной документации, что нарушает п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе, и образует состав административного правонарушении, предусмотренного ч.2.1 ст.7.30 КоАП РФ.
Что касается доводов Заявителя о нарушении Заказчиком требований законодательства о контрактной системе при формулировании положений аукционной документации, то Комиссия оставляет их без рассмотрения в силу пропуска Заявителем установленного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе срока на оспаривание в административном порядке положений аукционной документации.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией было установлено следующее.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации об аукционе объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Однако Заказчик, описывая материалы, использование которых необходимо для выполнения работ, установил избыточные требования к этим материалам.
Так, п. 5 "Крупа манная" части 4 "Требования к качеству продовольствия" технического задания аукционной документации содержит требование к показателю товара, который не может быть известен участнику закупки, а может быть получен только при проведении испытаний товара, например - "Зольность в пересчете на сухое вещество не должно быть более 0,85%".
Установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.
Указанные требования к товарам ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок.
Избыточные требования установлены Заказчиком при описании и других материалов, например в п. 15 "Овсяные хлопья" части 4 "Требования к качеству продовольствия" технического задания аукционной документации указано "Зольность не должно быть более 2,1%", в п. 46 "Молоко цельное сгущенное с сахаром (по нормам замены молока)" части 4 "Требования к качеству продовольствия" технического задания аукционной документации указано "Вязкость 3-15 Па*с.".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок в составе заявок на участие в закупке конкретных показателей веществ и химических составляющих, применяемых при изготовлении товаров, требований об описании результатов испытаний, а также иные требования к описанию товара, которые являются излишними, является нарушением п.2 ч.1 ст.64 и ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.
Предметом аукциона является оказание услуг по организации питания дежурных смен ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Астраханской области", а не изготовление определенной партии конкретного товара.
Доказательства того, что у Заказчика не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное и четкое (более объективное) понятие его характеристик, в материалы дела не были представлены. Аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей.
С учетом положений части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в данном случае участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения вышеуказанных работ. При этом в силу указанной нормы Закона о контрактной системе заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим, в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение не позволяет аукционной комиссии правильно определить победителя закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанного нарушения.
10.01.2017 Комиссией был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 15:30 11.01.2017. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в том же составе, в присутствии законного представителя ООО "Феникс" Шкурко А.Е., в присутствии представителя ООО "Феникс" Шкурко В.А. (доверенность б/н от 01.11.2016), в присутствии представителя государственного заказчика ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по Астраханской области" и членов аукционной комиссии Павлова А.В, Кожевникова И.О., Булычева В.А., Новикова М.Г. (доверенность б/н от 10.01.2017).
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Феникс" на действия аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в электронном аукционе государственного заказчика ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Астраханской области" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по организации питания дежурных смен ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Астраханской области" (реестровый номер извещения: 0325100016816000024) обоснованной в части. Доводы жалобы, касающиеся положений документации об аукционе, не рассматривать в связи с подачей жалобы после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
2. Признать государственного заказчика ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Астраханской области" нарушившим ч. 1, ч.2 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по организации питания дежурных смен ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Астраханской области" (реестровый номер извещения: 0325100016816000024).
3. Признать аукционную комиссию по рассмотрению заявок на участие в электронном аукционе государственного заказчика ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Астраханской области" нарушившей ч. 4, 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по организации питания дежурных смен ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Астраханской области" (реестровый номер извещения: 0325100016816000024).
4. Выдать государственному заказчику ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Астраханской области" его аукционной комиссии предписание об устранении допущенного нарушения.
5. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 11 января 2017 г. N 04-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2017