Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 12 января 2017 г. N 2440
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Кирьякова С.Е. |
- |
зам.председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Лазарева Е.А. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
|
|
|
при участии: |
|
|
- Рыбаковой Е.В. |
- |
представителя Финансового управления администрации городского округа Семеновский Нижегородской области (доверенность от 12.01.2017 N016-03/8), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее - ООО "Стройинвест", заявитель) о нарушении Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования "Детская музыкальная школа имени И.Т. Шестерикова" городского округа Семеновский Нижегородской области (далее также - МБУ ДО "Детская музыкальная школа им. И.Т. Шестерикова", заказчик), Финансовым управлением администрации городского округа Семеновский Нижегородской области (далее также - уполномоченный орган) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения муниципальных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Стройинвест" о нарушении МБУ ДО "Детская музыкальная школа им. И.Т. Шестерикова" и Финансовым управлением администрации городского округа Семеновский Нижегородской области требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту здания МБУ ДО "Детская музыкальная школа имени И.Т. Шестерикова", расположенного по адресу: Нижегородская область, город Семенов, улица Краюшкина, д. 1, номер извещения 0132300020216000357 (далее по тексту - электронный аукцион).
По мнению заявителя, положения документации о закупке не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители ООО "Стройинвест" на заседании отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представитель Финансового управления администрации городского округа Семеновский Нижегородской области, присутствующая на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласилась, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признала, считает жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащим удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, заслушав доводы лица, участвующего в деле, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 14.12.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке www.rts-tender.ru размещены извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту здания МБУ ДО "Детская музыкальная школа имени И.Т. Шестерикова", расположенного по адресу: Нижегородская область, город Семенов, улица Краюшкина, д. 1, номер извещения 0132300020216000357, и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа имени И.Т. Шестерикова" городского округа Семеновский Нижегородской области.
Уполномоченным органом является Финансовое управление администрации городского округа Семеновский Нижегородской области.
Оператором электронной площадки является РТС-тендер.
Предметом контракта является выполнение работ по ремонту здания МБУ ДО "Детская музыкальная школа имени И.Т. Шестерикова", расположенного по адресу: Нижегородская область, город Семенов, улица Краюшкина, д. 1.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 995 759,00 рублей.
2) В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
По смыслу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Описание объекта закупки определено в разделе II аукционной документации, так например:
N п/п |
Наименование материалов |
Характеристики материалов |
11 |
Горячекатаная арматурная сталь класса А-I, А-II, А-III |
Соответствие ГОСТ-5781-82 |
Комиссия Нижегородского УФАС отмечает, что описание объекта закупки подобным образом не противоречит Закону о контрактной системе в сфере закупок и не приводит к ограничению конкуренции, в том числе к необоснованному ограничению числа участников закупок. Требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в части определения в данном случае показателей, которые не изменяются, также не нарушены.
Изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы заявителя в рассматриваемой части.
3) Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 названной статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 названного Федерального закона.
Однако в пункте 3.4 проекта контракта установлено: "Аванс не предусмотрен. Оплата выполненных работ производится Заказчиком по факту выполнения работ, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 20 (двадцати) банковских дней на основании акта о приемке выполненных работ (по форме КС-2) и справки о стоимости выполненных работ (по форме КС-3)", что не соответствует требованиям части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы ООО "Стройинвест" в рассматриваемой части.
4) В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей и статьей 95 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных данной нормой.
Учитывая порядок заключения контракта, определенный статьей 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и невозможность изменения его условий при заключении и исполнении, проект контракта в любом случае должен содержать условия, которые не противоречат законодательству о контрактной системе и условия, которые обязательны для включения в проект контракта.
Между тем в проекте контракта заказчиком не установлено обязательное условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, что противоречит требованиям части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, жалоба ООО "Стройинвест" признается обоснованной в рассматриваемой части.
5) Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено начисление штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Однако в пунктах 7.2 и 7.5 проекта контракта надлежащее условие об отсутствии за неисполнение Заказчиком и Подрядчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, в виде % от суммы контакта в соответствии с названным Постановлением в полной мере не установлено.
Изложенное свидетельствует о нарушении Заказчиком требования частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
6) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения требований части 8 статьи 30, частей 2, 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные заказчиком, повлияли на результаты электронного аукциона, в связи с чем существует необходимость выдать предписание Заказчику и оператору электронной площадки об устранении допущенных нарушений, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" о нарушении МБУ ДО "Детская музыкальная школа имени И.Т. Шестерикова" и Финансовым управлением администрации городского округа Семеновский Нижегородской области требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту здания МБУ ДО "Детская музыкальная школа имени И.Т. Шестерикова", расположенного по адресу: Нижегородская область, город Семенов, улица Краюшкина, д. 1, номер извещения 0132300020216000357, обоснованной в части отсутствия надлежащих условий в проекте контракта.
2. В остальной части жалобу ООО "Стройинвест" о нарушении МБУ ДО "Детская музыкальная школа имени И.Т. Шестерикова" и Финансовым управлением администрации городского округа Семеновский Нижегородской области требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту здания МБУ ДО "Детская музыкальная школа имени И.Т. Шестерикова", расположенного по адресу: Нижегородская область, город Семенов, улица Краюшкина, д. 1, номер извещения 0132300020216000357, признать необоснованной.
3. Признать заказчика нарушившим требования части 8 статьи 30, частей 2, 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание Заказчику об устранении допущенных нарушений при осуществлении закупки.
5. Выдать оператору электронной площадки (РТС-тендер) предписание о прекращении приостановления закупки.
6. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Е.А. Лазарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 12 января 2017 г. N 2440
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2017