Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 12 января 2017 г. N 2439
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Кирьякова С.Е. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии:
- Полушкина А.И.
- Силаева О.В. |
-
- |
представителя ПАО "Ростелеком" (доверенность от 21.06.2016 N0605/29/41-16), представителя ПАО "Ростелеком" (доверенность от 24.03.2015 N0605/29/14-15), |
- Довжика П.В. |
- |
представителя войсковой части 5578 (доверенность от 09.01.2017 N1), |
- Рамазанова К.А. |
- |
представителя войсковой части 5578 (доверенность от 09.01.2017 N2), члена аукционной комиссии, |
рассмотрев жалобу Публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее также - ПАО "Ростелеком", заявитель) на действия войсковой части 5578 при определении исполнителя путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ПАО "Ростелеком" о нарушении войсковой частью 5578 положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание комплексной услуги связи для нужд Приволжского округа войск национальной гвардии (войсковая часть 5578) в 2017 году, номер извещения 0332100019416000019 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители заявителя на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России поддержали позицию и доводы, изложенные в жалобе, в полном объёме.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ПАО "Ростелеком" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 16.12.2016 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание комплексной услуги связи для нужд Приволжского округа войск национальной гвардии (войсковая часть 5578) в 2017 году и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает войсковая часть 5578.
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 500 000,00 рублей.
2) В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
По смыслу статьи 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Из приведенного следует, что между датой размещения извещения и датой окончания подачи заявок должно пройти не менее пятнадцати дней.
Согласно статье 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе 16.12.2016. То есть, в соответствии с требованиями названных ранее норм, окончание пятнадцатидневного срока приходится на 31.12.2016 (суббота, выходной не рабочий день), следовательно, днем окончания срока считается 09.01.2017 (понедельник, ближайший следующий рабочий день).
Таким образом, срок окончания подачи заявок должен был быть установлен 10.01.2017.
Однако фактически сроком окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, согласно извещению о проведении электронного аукциона, является - 01.01.2017 15:00.
Изложенное свидетельствует о том, что войсковая часть 5578, разместив указанное извещение подобным образом, сократило срок подачи заявок на 1 рабочий день.
В связи с этим заказчик признаётся нарушившим положения части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3) В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 названного Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и чёткое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Описание объекта закупки определено в разделе 15 документации об электронном аукционе.
В пункте 4 раздела 15 документации о закупке описан состав комплексной услуги связи.
В частности исполнитель должен оказать комплексную услугу связи, включающую, в том числе следующие мероприятия:
- выполнение работ по подключению объектов, указанных в Приложении N1 к Техническому заданию, к сети Оператора, для обеспечения передачи различных видов трафика с соответствующим приоритетом согласно настоящим техническим требованиям между объектами Пользователя;
- подключение оборудования, расположенного на объектах Пользователя, к сети Оператора, а также обеспечение взаимодействия CE Пользователя и PE Оператора;
- объединение объектов Пользователя, указанных в Приложении N1 к Техническому заданию, посредством построения Оператором сети и обеспечения функционирования виртуальной частной сети IP VPN на базе сети Оператора с поддержкой технологии многопротокольной коммутации по меткам (IP/MPLS) в соответствии с настоящими техническими требованиями;
- передача трафика в соответствии с установленной классификацией между объектами Пользователя, указанными в Приложении N1 к Техническому заданию, через транспортную сеть VPN, организованную Оператором в интересах Пользователя;
- техническая поддержка Пользователя согласно настоящим техническим требованиям;
- предоставление прямых каналов связи ("точка-точка"), между подразделениями Пользователя в соответствующем регионе, обеспечивающих передачу различных видов трафика с соответствующим приоритетом согласно настоящим техническим требованиям между объектами Пользователя на адресах и пропускных способностях согласно разделу "Каналы связи точка-точка" Приложению N1 к Техническому заданию, к сети Оператора.
- в рамках исполнения настоящего Технического задания, Исполнитель должен обеспечить возможность присоединения к действующей сети ВСПД с целью обмена трафиком, включая трафик от подвижных объектов ВСПД, путем организации каналов связи до объектов, указанных в Приложении N1.
Таким образом, заказчиком в одной закупке объединены различные услуги, а именно:
- телематические услуги связи;
- услуги связи по представлению каналов связи на территории субъектов России в соответствии с описанием объекта закупки;
- услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
- услуги подвижной радиотелефонной связи.
Рассматриваемые услуги не связаны друг с другом функционально и могут быть оказаны независимо разными хозяйствующими субъектами. Изложенное свидетельствует об ограничении количества участников закупки, поскольку хозяйствующие субъекты имеющие возможность оказывать, например, услуги подвижной радиотелефонной связи и имеющие соответствующую лицензию не смогут принять участие в электронном аукционе.
Кроме того, истребование в составе второй части заявки различных лицензий также свидетельствует об ограничении конкуренции.
Следовательно, войсковая часть 5578 нарушила требования части 1 статьи 33 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В связи с этим жалоба заявителя в рассматриваемой части признаётся обоснованной.
4) В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона срок окончания подачи заявок 01.01.2017 15:00.
Однако в пункте 16 раздела 14 Информационной карты документации о закупке определено, что срок окончания подачи заявок - 24.11.2016 09:00.
Данные разночтения свидетельствуют о нарушении войсковой частью 5578 положений части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и обоснованности жалобы заявителя в указанной части.
5) Довод заявителя относительно запрета привлечения соисполнителей отклоняется в связи со следующим.
В силу статьи 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
В документации об электронном аукционе соисполнительство не предусмотрено.
Законом о контрактной системе не установлена обязанность заказчика предусматривать соисполнительство в каких-либо случаях.
Изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы заявителя в указанной части.
6) В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по её заполнению.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 названной статьи документов и информации, не допускается.
Требования к составу второй части заявки определены заказчиком в пункте 6.7 раздела 6 документации о закупке. Войсковая часть 5578 истребует, в том числе, копию выписки из единого государственного реестра юридических лиц и копии учредительных документов этого участника в качестве документов, подтверждающих соответствие участника аукциона и оказываемых услуг условиям, запретам и ограничениям (пункт 22 раздела 14 документации о закупке).
Вместе с тем указанные документы в составе второй части истребовать неправомерно.
Следовательно, государственный заказчик, установив подобные требования к составу второй части заявки, нарушил положения части 1 статьи 64 и частей 5, 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
7) В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в проект контракта включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 (далее - Постановление).
В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в Постановлении.
Между тем в проекте контракта отсутствуют фиксированные суммы штрафов за неисполнение и ненадлежащее исполнение исполнителем и заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, войсковой частью 5578 нарушены требования частей 5, 8 статьи 34 и части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
8) 01.01.2017 аукционной комиссией войсковой части 5578 рассмотрена заявка единственного участника закупки. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N0332100019416000019-1 от 01.01.2017.
Публичное акционерное общество "МегаФон" и его заявка признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе и положениям Закона о контрактной системе.
Нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении указанной процедуры не выявлено.
9) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения требований части 1 статьи 33, частей 5, 8 статьи 34, части 3 статьи 63, частей 1, 4 статьи 64 и частей 5, 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, допущенные войсковой частью 5578, являются существенными, повлияли на результаты электронного аукциона, и в данном случае могут быть устранены только путём аннулирования определения исполнителя на оказание комплексной услуги связи для нужд Приволжского округа войск национальной гвардии (войсковая часть 5578) в 2017 году, номер извещения 0332100019416000019.
Следовательно, возникает необходимость в выдаче предписания аукционной комиссии об отмене протокола рассмотрения заявки единственного участника закупки и оператору электронной площадки об обеспечении возможности исполнения заказчиком и его единой комиссией указанного предписания.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ПАО "Ростелеком" на действия войсковой части 5578 при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание комплексной услуги связи для нужд Приволжского округа войск национальной гвардии (войсковая часть 5578) в 2017 году, номер извещения 0332100019416000019, обоснованной в части необъективного описания объекта закупки и противоречивых сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе.
2. В остальной части жалобу ПАО "Ростелеком" на действия войсковой части 5578 при проведении данного электронного аукциона признать необоснованной.
3. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33, частей 5, 8 статьи 34, части 3 статьи 63, частей 1, 4 статьи 64 и частей 5, 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
5. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Д.В. Рыжов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 12 января 2017 г. N 2439
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2017