Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 декабря 2016 г. N 06-1129/16т
изготовлено в полном объеме 11 января 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заместителя председателя Комиссии;
Овчинниковой К.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Шкулевой Оксаны Александровны (далее также - ИП Шкулева О.А., заявитель): не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от котировочной комиссии, заказчика Муниципального казенного учреждения "Управление образования Момского района" (далее также - МКУ "Управление образования Момского района", заказчик, котировочная комиссия): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Шкулевой О.А. на действия котировочной комиссии заказчика МКУ "Управление образования Момского района" при проведении запроса котировок на поставку продуктов питания для нужд муниципального бюджетного детского дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Сказка" (извещение N 0316300154316000003), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
23 декабря 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Шкулевой О.А. на действия котировочной комиссии заказчика МКУ "Управление образования Момского района" при проведении запроса котировок на поставку продуктов питания для нужд муниципального бюджетного детского дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Сказка" (извещение N 0316300154316000003).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 30 декабря 2016 года в 11 часов 20 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Как следует из текста жалобы ИП Шкулевой О.А., заявителем направлена заявка на участие в запросе котировок N 0316300154316000003. Дата и время вскрытия конвертов назначена на 14 часов 00 минут 14.12.2016 г. Вместе с тем, участнику закупки ИП Шкулевой О.А. в 18 часов 00 минут 14.12.2016 г. изъявившей желание присутствовать при работе котировочной комиссии, организатор закупки заявил, что работа котировочной комиссии закончена в 17 часов 30 минут. По требованию заявителя о представлении ему протокола заседания котировочной комиссии, был получен ответ, что данный протокол на момент 18 часов 02 минут 14.12.2016 г. не изготовлен.
Считает, что законные права участника закупки ИП Шкулевой О.А. нарушены.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из пояснений заказчика следует, что с доводом жалобы не согласны, поскольку представителю ИП Шкулевой О.А. было сообщено о возможности его присутствия при процедуре вскрытия конвертов при предъявлении надлежащей доверенности от данного участника закупки. В установленное время представитель ИП Шкулевой О.А не явился. Процедура вскрытия конвертов проведена в присутствии председателя и членов котировочной комиссии, о чем составлен соответствующий протокол, размещенный на официальном сайте единой информационной системы.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
05 декабря 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0316300154316000002 о проведении запроса котировок на поставку продуктов питания для нужд муниципального бюджетного детского дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Сказка"".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 495 000,00 рублей.
14 декабря 2016 года проведена процедура вскрытия конвертов с заявками, рассмотрения и оценки котировочных заявок, о чем составлен протокол N П1.
Согласно указанному протоколу в адрес заказчика до окончания срока подачи заявок поступило две котировочных заявки от участников закупки ИП Шкулевой О.А. и ИП Фазульяновой С.С.
Решением котировочной комиссии на основании части 6 статьи 78 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признан участник закупки ИП Фазульянова С.С.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ИП Шкулева О.А. необоснованной по следующим основаниям.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует действия котировочной комиссии в части нарушения процедуры вскрытия конвертов с котировочными заявками и открытии доступа к поданным заявкам в форме электронных документов, в том числе отказ в предоставлении возможности присутствия при процедуре вскрытия конвертов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация, в том числе место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок.
Частью 1 статьи 78 Закона о контрактной системе установлено, что котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день.
Согласно части 3 статьи 78 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить возможность всем участникам запроса котировок, подавшим заявки на участие в запросе котировок, или представителям этих участников присутствовать при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
В соответствии с частью 6 статьи 78 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
Согласно извещению N 0316300154316000003 05 декабря 2016 г. о проведении запроса котировок на поставку продуктов питания для нужд муниципального бюджетного детского дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Сказка"" датой и временем проведения вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников является 14 часов 00 минут 14 декабря 2016 г.
Как следует из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 14 декабря 2016 NП1, опубликованного на официальном сайте единой информационной системы 14 декабря 2016 г. процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок состоялась в установленное в извещении время - 14 часов 00 минут 14 декабря 2016 г.
Согласно указанному протоколу на участие в запросе котировок на поставку продуктов питания для нужд муниципального бюджетного детского дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Теремок"" поступило две заявки от участников закупки с порядковым номером 3 (ИП Шкулевой О.А.) и порядковым номером 6 (ИП Фазульяновой С.С.), что также подтверждается представленным в материалы дела журнала для входящих заявок от участников закупки по ФЗ-44.
Заявки ИП Шкулевой О.А. с предложением о цене контракта - 463 320,00 р. и ИП Фазульяновой С.С. с предложением о цене контракта - 460 000,00 р. признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
На основании части 6 статьи 78 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признана ИП Фазульянова С.С. как участник закупки, предложивший наиболее низкую цену товара, требуемого к поставке.
Таким образом, проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что действия котировочной комиссии не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании, на что указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, согласно которой участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Вместе с тем, в составе жалобы заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, а также свидетельствующие о нарушение котировочной комиссией заказчика норм Закона о контрактной системе при отказе предоставить заявителю возможность присутствовать при вскрытии конвертов с котировочными заявками и открытии доступа к поданным заявкам в форме электронных документов
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Также частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее по тексту - Правила) размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими правилами.
В соответствии с пунктом 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что положения статьи 34 Закона о контрактной системе, определяющие обязательность включения не только условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, закрепление размера штрафа в виде фиксированной суммы, но и порядка его определения.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Также пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
При этом из материалов дела Комиссией установлено, что в проекте муниципального контракта, являющегося неотъемлемой частью извещения о проведении запроса котировок, не установлен соответствующий требованиям Правил порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, в нарушение частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта не установлен порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, соответствующий требованиям Правил.
2. В соответствии с частью 2 статьи 73 Закона о контрактной системе к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, указанными положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок определены существенные условия государственного контракта, в числе которых условие о приемке товара (работы, услуги).
Положениями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами, а также может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Изучив положения проекта контракта, Комиссия приходит к выводу, что в проекте контракта не установлен срок осуществления заказчиком приемки поставленного товара.
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Частью 13 статьи 78 Закона о контрактной системе установлено, что контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.
В ходе заседания Комиссии установлено, что контракт по данной закупке заключен 15.12.2016 г., вместе с тем, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в вышеуказанном запросе котировок опубликован на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 14.12.2016 г.
Следовательно, контракт не может быть заключен 15.12.2016 года.
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 13 статьи 78 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно.
Как установлено ранее, контракт по итогам проведения запроса котировок заключен 15 декабря 2016г.
Вместе с тем, сведения об указанном контракте заказчиком на официальном сайте единой информационной системы не размещены.
Таким образом, действия заказчика, разместившего вышеуказанные сведения с нарушением регламентированного срока, нарушают требования части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Шкулевой Оксаны Александровны на действия котировочной комиссии заказчика МКУ "Управление образования Момского района" при проведении запроса котировок на поставку продуктов питания для нужд муниципального бюджетного детского дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Сказка"" (извещение N 0316300154316000003) необоснованной.
2. Признать заказчика Муниципальное казенное учреждение "Управление образования Момского района" нарушившим части 5, 8, 13 статьи 34, части 13 статьи 73, части 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку по итогам закупки заключен контракт, обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: К.А. Овчинникова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 декабря 2016 г. N 06-1129/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2017