Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 апреля 2015 г. N 96-ВП/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании информации о нарушении законодательства о контрактной системе, содержащейся в жалобе гражданина (далее - заявитель), возвращенной в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 01.04.2015 N 157-ж/2015, провела внеплановую проверку действий Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 3" (далее - заказчик) на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку одноразового белья (извещение N 0369300019215000051) (далее - Аукцион), в присутствии:
представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 3", действующих на основании доверенностей от 01.04.2015, от 10.01.2015 N 3,
в отсутствие:
заявителя, надлежащим образом уведомленного о месте и времени проведения внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 31.03.2015 поступила жалоба гражданина на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку одноразового белья (извещение N 0369300019215000051), объявленного Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Областная клиническая больница N 3" путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 16.03.2015 извещения об осуществлении закупки.
Жалоба возвращена Заявителю в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 01.04.2015 N 157-ж/2015 в связи с нарушением установленного пунктом 2 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе порядка ее оформления.
Начальная (максимальная) цена контракта- 4 333 850 рублей 74 копейки.
Контракт по состоянию на 27.04.2015 заключен.
Согласно доводам обращения установленный заказчиком в качестве технической характеристики товара состав материала закупаемого медицинского белья "полотенце влаговпитывающее рулонное для медицины", "конверт для новорожденного", "комплект белья акушерского стерильного" соответствует только одному производителю ООО "Си Айрлайд".
Кроме того, по мнению заявителя, указанное заказчиком в аукционной документации количество полотенец в рулоне соответствует только одному производителю ООО "Си Айрлайд". Как считает заявитель, содержащиеся в документации характеристики товара могут ограничить количество участников в настоящем аукционе.
Представители заказчика с доводами, изложенными заявителем в обращении, не согласились, представили письменные пояснения и на Комиссии указали следующее.
Техническое задание сформировано заказчиком в соответствии с потребностями лечебного учреждения. Кроме того, содержащиеся в аукционной документации характеристики товаров не ограничивают количество потенциальных участников закупки. Так, все медицинские изделия, включенные в перечень технического задания, зарегистрированы на территории Российской Федерации несколькими производителями. Указанные изделия медицинского назначения свободно обращаются на рынке, реализация медицинских изделий осуществляется широким кругом лиц. Более того, факт отсутствия ограничения количества участников подтверждается коммерческими предложениями от трех потенциальных поставщиков.
На участие в аукционе подано пять заявок от потенциальных поставщиков. Соответственно требования аукционной документации не ограничили круг участников закупки.
Изучив материалы дела, проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе Комиссия, пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В техническом задании (приложение N 1 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме) заказчиком установлены характеристики требуемого одноразового белья. Так, в пунктах 3, 24, 27 приложения N 1 указано, что полотенце влаговпитывающее рулонное для медицины, конверт для новорожденного, комплект белья акушерского стерильный должны быть изготовлены из материала с содержанием целлюлозы от 60 % до 70 % и бикомпонентного штапельного волокна от 30 % до 40 %. В пункте 3 технического задания заказчиком установлено, что количество полотенец должно быть не менее 400 в рулоне. По мнению заявителя, данные характеристики товаров соответствуют продукции только одного производителя ООО "Си Айрлайд".
При формировании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком хозяйствующим субъектам в качестве запроса на коммерческие предложения направлено техническое задание на приобретение одноразового белья. Согласно представленным ООО "Импекс", ООО "АльфаМед" коммерческим предложениям товары медицинского назначения с характеристиками, установленными заказчиком в документации о закупке, производятся компаниями ООО "Викамед" (Россия), ООО "Волга Медикал".
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 03.04.2015 на участие в закупке подано пять заявок, все заявки признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям документации об аукционе, участники допущены к участию в торгах. В заявках участниками к поставке предложены товары медицинского назначения, производимые различными хозяйствующими субъектами. Так, например, одним из участников в заявке предложены изделия медицинского назначения "полотенце влаговпитывающее рулонное для медицины", "конверт для новорожденного", "комплект белья акушерского стерильный", производимые ООО НПП "Ларикс", Российская Федерация.
Заявитель на заседание Комиссии не явился, каких-либо сведений, документов, подтверждающих обоснованность доводов обращения, не представил.
Таким образом, доводы заявителя в части соответствия содержащихся в аукционной документации характеристик товаров продукции только одного производителя ООО "Си Айрлайд", ограничения количества участников не находят своего подтверждения.
2. В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик в извещении об осуществлении закупки не конкретизировал требование к участникам по части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также не указал исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены в составе заявки в качестве подтверждения соответствия участника требованиям по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 7 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
Из содержания указанной нормы следует, что дата начала подачи заявок должна совпадать с датой размещения извещения о проведении аукциона, что обеспечивает возможность участникам закупки реализовать свое право на подачу заявки с момента опубликования сведений о закупке.
Вместе с тем, дата опубликования извещения о закупке - 16.03.2015 в 15:49, тогда как дата начала подачи заявок указана 17.03.2015 в 08:00, что в итоге привело к нарушению части 7 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В извещении о проведении электронного аукциона указано, что товар передается Заказчику в два этапа: 1 этап в течение 20 календарных дней с момента подписания контракта в размере 50% заказанного количества товара, 2 этап в размере 50%, с 01.06.2015 г. по 20.06.2015 г.
Аналогичные сведения содержатся в пункте 8 Информационной карты документации об аукционе в электронной форме.
В силу части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт. Следовательно, документация, извещение должны содержать четкие условия контракта, позволяющие сторонам надлежащим образом исполнить установленные в договоре обязанности.
Однако исходя из данной информации не представляется возможным определить конкретное количество товара, которое должно быть поставлено участником. Указанное обстоятельство не позволит поставщику надлежащим образом исполнить предусмотренную контрактом обязанность по поставке товаров заказчику и может привести к нарушению части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, а также к нарушению прав и законных интересов сторон контракта.
Таким образом, указав в извещении и аукционной документации неоднозначную информацию относительно количества товара, заказчик нарушил пункт 2 статьи 42, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В пункте 7 Информационной карты документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено требование о предоставлении участниками копий регистрационных удостоверений, декларации соответствия или сертификата соответствия. Аналогичное требование содержится в пункте 2.1.5. проекта контракта. При этом исходя из указанной информации не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, когда именно участник должен предоставить документы, подтверждающие соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации: в составе заявки или при поставке товара заказчику.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией о таком аукционе заказчиком осуществляется закупка одноразового белья. Однако указанные товары не входят в утвержденные Правительством РФ единые перечни продукции. Следовательно, установленное заказчиком в аукционной документации требование о предоставлении участниками в составе заявки сертификата соответствия или декларации соответствия является необоснованным.
Таким образом, заказчик, установив в документации ненадлежащие требования к содержанию и составу заявки, нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 4.9 проекта контракта не указан срок осуществления приемки и срок оформления результатов приемки поставленного товара.
В пункте 4.11 проекта контракта указано, что датой приемки Товара является дата подписания Заказчиком накладной. Однако в проекте контракта отсутствует информация о сроке подписания Заказчиком указанных документов, в связи с чем срок приемки товара является неопределенным.
Более того, ссылка Заказчика на Инструкции N П-6 (утвержденной Постановлением Госарбитража при Совете министров СССР от 15 июня 1965 г.) и N П-7 (утвержденной Постановлением Госарбитража при Совете министров СССР от 25 апреля 1966 г.) не является надлежащим исполнением обязанности по установлению в контракте условия о сроке и порядке осуществления приемки и сроке оформления результатов приемки поставленного товара.
7. Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
В Приложении N 2 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме "Таблица расчета начальной (максимальной) цены контракта" Заказчиком указана формула, на основании которой осуществляется расчет начальной (максимальной) цены контракта. Однако в Приложении N 2 отсутствует сам расчет указанной цены, что не является надлежащим исполнением обязанности по выполнению расчета НМЦК и противоречит Методическим рекомендациям.
8. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В силу части 2 статьи 37 Закона о контактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контактной системе.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В разделе 8 проекта контракта Заказчиком установлены требования к обеспечению исполнения контракта. Вместе с тем, проект контракта не предусматривает применение требований статьи 37, 96 Закона о контрактной системе при антидемпинговых мерах, что может привести к заключению контракта не на условиях документации об электронном аукционе и, соответственно, к нарушению части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
9. В силу части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с пунктом 1.2. проекта контракта Поставщик обязуется в обусловленный настоящим контрактом срок поставить товар Заказчику по адресу г. Челябинск, пр. Победы, 287 (склад), а Заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату поставленного товара, наименование и стоимость которого указывается в спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение N 1).
Однако, в приложении N 1 к контракту отсутствуют сведения о технических характеристиках товара, которые образуют предмет контракта, а также приложение N 1 не предполагает включение в Спецификацию сведений о наименовании страны происхождения товара, предложенного участником закупки товара, что может привести к нарушению части 1 статьи 34, частей 2,10 статьи 70 Закона о контрактной системе, а также к поставке товара, не соответствующего потребностям Заказчика.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушения требований части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 7 статьи 66, пункта 2 статьи 42, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии В.А. Ливончик
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 апреля 2015 г. N 96-ВП/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2015