Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 июля 2015 г. N 123-ВП/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании информации о нарушении законодательства о контрактной системе, содержащейся в жалобе гражданина (далее - заявитель), возвращенной в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 26.06.2015 N 395-ж/2015, провела внеплановую проверку действий Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 3" (далее - заказчик) на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для дезинфекции и утилизации (извещение N 0369300019215000281) (далее - Аукцион), в присутствии:
представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 3", действующих на основании доверенностей N 2 от 10.01.2015, N 3 от 10.01.2015,
в отсутствие:
заявителя, надлежащим образом уведомленного о месте и времени проведения внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 25.06.2015 поступила жалоба гражданина на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для дезинфекции и утилизации (извещение N 0369300019215000281), объявленного Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Областная клиническая больница N 3" путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 18.06.2015 извещения об осуществлении закупки.
Жалоба возвращена Заявителю в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 26.06.2015 N 395-ж/2015 в связи с нарушением установленного пунктом 2 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе порядка ее оформления.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 080 632 рубля 21 копейка.
Контракт по состоянию на 02.07.2015 не заключен.
Согласно доводам обращения в техническом задании заказчиком указана противоречивая информация относительно объема закупаемых баков для дезинфекции и стерилизации. Так, например, заказчику требуется бак объемом 1,3 л. Однако в то же время указано, что объем изделия должен составлять не менее 1,3 л, не более 2 л.
По мнению заявителя, содержащееся в аукционной документации описание объекта закупки не позволит участнику надлежащим образом заполнить заявку.
Представители заказчика с доводами, изложенными заявителем в обращении, согласились. Из пояснений следует, что при подготовке технического задания специалистом допущена техническая ошибка.
Изучив материалы дела, проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе Комиссия, пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание (приложение N 1 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме) содержит информацию о наименовании закупаемого товара и его характеристиках. Так, в соответствии с приложением N 1 заказчику требуются баки многоразовые для дезинфекции и стерилизации рабочим объемом 1,3 л, 4,5 л, 7,5 л.
В пунктах 1, 2, 3 технического задания указаны характеристики закупаемых товаров. Так, объем изделий должен составлять не менее 1,3 л, не более 2 л; не менее 4 л, не более 4,5 л; не менее 6,5 л, не более 7,5 л. Фактически содержащиеся в приложении N 1 сведения позволяют участникам предложить к поставке баки объемом, например, 1,9 л; 4,4 л; 7 л и др.
Однако установленные заказчиком в аукционной документации значения объема баков не соответствуют наименованиям изделий. Исходя из информации о товаре не представляется возможным определить потребности заказчика, что не позволит участникам надлежащим образом оформить и подать заявку. Указанное обстоятельство может стать причиной необоснованного допуска либо отказа в допуске к участию в аукционе.
В соответствии с информацией, содержащейся в техническом задании, участник должен предоставить заказчику сертификат соответствия нормативному документу - ТУ, подтверждение, что предлагаемый к поставке товар является изделием медицинского назначения.
ТУ (технические условия) представляют собой нормативно технический документ, определяющий требования, согласно которым осуществляется производство конкретной продукции, материала или вещества. Исходя из информации, указанной в документации о закупке, невозможно сделать однозначный вывод о том, какой именно документ должен быть представлен участником. Отсутствие конкретизации данного требования не позволит участникам оформить заявку, соответствующую условиям аукционной документации.
Кроме того, в законодательстве отсутствует норма, устанавливающая обязанность участников предоставлять заказчику какое-либо подтверждение, что товар является изделием медицинского назначения.
Указанная в техническом задании информация о перечне предоставляемых участником документов не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части объективного характера описания объекта закупки. Так, в соответствии с действующим законодательством обязанность по формированию аукционной документации, установлению требований к содержанию и составу заявки возложена на заказчика, осуществляющего закупку товаров, работ, услуг. В свою очередь, участники, проанализировав аукционную документацию и подав заявку на участие в аукционе лишь соглашаются с установленными заказчиком условиями, правилами, требованиями и предоставляют необходимые для участия в закупке документы.
Документация о закупке по своей правовой природе является публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика. Однако содержащееся в техническом задании описание объекта закупки не носит объективного характера, является противоречивым, что не позволит участникам в заявке предложить к поставке товар, соответствующий потребности заказчика. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно прописываться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. Указанное требование установлено законодателем с целью обеспечения эффективного функционирования контрактной системы в целом, гарантии прав и законных интересов заказчиков и участников закупки.
В извещении указано, что заказчиком осуществляется закупка расходных материалов (код по ОКПД 25.22.11.190) стоимостью 1 080 632, 21 руб. Однако извещение о проведении закупки не содержит указания на единицу измерения количества необходимого заказчику товара. Так, в соответствии с информацией, содержащейся в извещении, количество товара измеряется в УСЛ ЕД. В связи с этим, не представляется возможным определить соответствующую потребности заказчика единицу измерения (штуки, упаковки, коробки).
Таким образом, содержащееся в извещении описание объекта закупки сформировано без учета требований статьи 33 Закона о контрактной системе. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 8 Информационной карты аукционной документации, пункте 4.1. проекта контракта указано, что товар передается Заказчику: Первая поставка в течение 20 календарных дней с момента подписания контракта в размере 50% от заказываемого количества товара (позиции 1,2,3 поставить полностью). Вторая поставка с 01.10.2015 г. по 20.10.2015 г.
В силу части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт. Следовательно, документация, извещение должны содержать четкие условия контракта, позволяющие сторонам надлежащим образом исполнить установленные в договоре обязанности.
Однако исходя из данной информации не представляется возможным определить конкретное количество товара, которое должно быть поставлено участником. Указанное обстоятельство не позволит поставщику надлежащим образом исполнить предусмотренную контрактом обязанность по поставке товаров заказчику и может привести к нарушению части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, а также к нарушению прав и законных интересов сторон контракта.
В соответствии с пунктом 1.2. проекта контракта Поставщик обязуется в обусловленный настоящим контрактом срок поставить товар Заказчику по адресу г. Челябинск, пр. Победы, 287 (склад), а Заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату поставленного товара, наименование и стоимость которого указывается в спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение N 1).
Однако, в приложении N 1 к контракту отсутствуют сведения о технических характеристиках товара, которые образуют предмет контракта, а также приложение N 1 не предполагает включение в Спецификацию сведений о наименовании страны происхождения товара, предложенного участником закупки товара, что может привести к нарушению части 1 статьи 34, частей 2,10 статьи 70 Закона о контрактной системе, а также к поставке товара, не соответствующего потребностям Заказчика.
В пункте 3.4. проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, указано, что оплата производится согласно контракту, в течение 60 банковских дней с момента поставки товара и предоставления документов, подтверждающих факт поставки (счета, счета-фактуры, накладные и т. п.), путём перечисления денежных средств на расчётный счёт Поставщика.
Как следует из пояснений представителей заказчика, оплата осуществляется после каждой поставки участником партии товара.
Однако данная информация не отражена в проекте контракта. Сведения, содержащиеся в пункте 3.4. проекта контракта, не позволяют определить порядок оплаты поставленного товара, что может привести к заключению и исполнению контракта не на условиях документации о закупке, а также к нарушению прав и законных интересов поставщика.
В соответствии с пунктом 2.1.4. проекта контракта поставщик обязуется предоставить Заказчику товарно-сопроводительные документы (счета, счета-фактуры, накладные, документацию на русском языке, оговаривающую основные технические характеристики и свойства товара и т. п.), а также документацию, подтверждающую качество товара в соответствии с требованиями действующего законодательства: копии Регистрационных удостоверений, сертификат соответствия.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Согласно Постановлению медицинское оборудование, в частности оборудование дезинфекционное и оборудование стерилизационное, включены в перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. В связи с этим, в проекте контракта необоснованно установлено условие о предоставлении участником при поставке товара сертификата соответствия.
Таким образом, указав в аукционной документации неоднозначную информацию относительно количества товара, порядка оплаты поставленного товара, установив ненадлежащее условие в части предоставления поставщиком документов, подтверждающих качество товара, заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В силу части 2 статьи 37 Закона о контактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контактной системе.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В разделе 8 проекта контракта Заказчиком установлены требования к обеспечению исполнения контракта. Вместе с тем, проект контракта не предусматривает применение требований статьи 37, 96 Закона о контрактной системе при антидемпинговых мерах, что может привести к заключению контракта не на условиях документации об электронном аукционе и соответственно к нарушению части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушение требований пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 июля 2015 г. N 123-ВП/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2015