Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 июля 2015 г. N 122-ВП/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании информации о нарушении законодательства о контрактной системе, содержащейся в жалобе гражданина (далее - заявитель), возвращенной в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 26.06.2015 N 394-ж/2015, провела внеплановую проверку действий Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 3" (далее - заказчик) на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку моющих средств (извещение N 0369300019215000282) (далее - Аукцион), в присутствии:
представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 3", действующих на основании доверенностей N 2 от 10.01.2015, N 3 от 10.01.2015,
в отсутствие:
заявителя, надлежащим образом уведомленного о месте и времени проведения внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 25.06.2015 поступила жалоба гражданина на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку моющих средств (извещение N 0369300019215000282), объявленного Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Областная клиническая больница N 3" путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 18.06.2015 извещения об осуществлении закупки.
Жалоба возвращена Заявителю в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 26.06.2015 N 394-ж/2015 в связи с нарушением установленного пунктом 2 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе порядка ее оформления.
Начальная (максимальная) цена контракта - 826 379 рублей 88 копеек.
Контракт по состоянию на 03.07.2015 не заключен.
Согласно доводам обращения в техническом задании в отношении закупаемых товаров "нейтральный ополаскиватель", "моющее средство" заказчиком указаны товарные знаки "Деконекс 64 Ньютрадрай", "Деконекс 28 АлкаУан".
По мнению заявителя, содержащееся в аукционной документации описание объекта закупки ограничивает количество участников в настоящем аукционе.
Представители заказчика с доводами, изложенными заявителем в обращении, не согласились и на заседании Комиссии пояснили следующее.
Техническое задание сформировано заказчиком в соответствии с потребностями лечебного учреждения. Так, учреждение имеет моюще-дезинфицирующие машины марки "BHT INNOVA M4". Для данного оборудования предусмотрены специальные моющие средства торговой марки "Deconex". При использовании заказчиком иных моющих средств, необходимо перенастраивать моюще-дезинфицирующие машины, что приводит к значительным материальным затратам.
В обоснование своих доводов представителями заказчика представлено письмо ООО "МК ВИТА-ПУЛ", являющегося официальным поставщиком в России моюще-дезинфицирующих машин марки "BHT INNOVA M4", в соответствии с которым данное оборудование запрограммировано заводом-изготовителем на использование дезинфицирующих средств марки "Deconex" (Швейцария). Программное обеспечение машины автоматически дозирует данные растворы, в зависимости от выбранной программы. Использование других дезинфицирующих средств без изменения настроек программного обеспечения недопустимо, в связи с тем, что другие средства имеют в своем составе другие действующие вещества. Использование иных веществ может привести к нарушению режима обработки инструмента и поломке оборудования.
Изучив материалы дела, проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе Комиссия, пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Данное требование установлено законодателем с целью обеспечения эффективной конкуренции между участниками.
Техническое задание (приложение N 1 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме) содержит информацию о наименовании закупаемого товара и его характеристиках. Так, в соответствии с приложением N 1 заказчику требуются моющее средство "Деконекс 28 АлкаУан", нейтральный ополаскиватель "Деконекс 64 Ньютрадрай". При этом в техническом задании указано, что средства должны быть рекомендованы для использования в моюще-дезинфицирующей машине "BHT INNOVA M4".
Согласно представленной на рассмотрение Комиссии Инструкции моющие и дезинфицирующие средства торговой марки "deconex" выпускаются швейцарской компанией "Borer Chemie AG". Deconex 28 ALKA ONE представляет собой моющее средство для обработки в автоматических моющих машинах изделий медицинского назначения из различных материалов, таких как хирургические и стоматологические инструменты, принадлежности наркозно-дыхательной аппаратуры, катетеры, детские бутылочки, операционная обувь и т. д. Deconex 64 NEUTRADRY предназначен для ополаскивания и снижения времени сушки инструментов в автоматических моющих машинах.
Согласно представленной на рассмотрение Комиссии технической документации к моюще-дезинфицирующей машине "BHT INNOVA M4" при обработке машины могут использоваться чистящие средства, дезинфицирующие средства, нейтрализующие средства. При этом в технической документации отсутствует информация о том, что оборудование должно обрабатываться только моющим средством торговой марки "Deconex 28 ALKA ONE" и нейтральным ополаскивателем "Deconex 64 NEUTRADRY". Исходя из технической документации при обработке оборудования допускается использование любых моющих средств. Более того, технической документацией предусмотрена возможность изменения настроек оборудования для того или иного моющего средства.
Представленное ГБУЗ "Областная клиническая больница N 3" на рассмотрение Комиссии Челябинского УФАС России письмо ООО "МК ВИТА-ПУЛ", являющегося официальным поставщиком в России моюще-дезинфицирующих машин марки "BHT INNOVA M4", не может быть принято Комиссией во внимание, поскольку оригинал письма не представлен, на копии письма отсутствует информация о дате и исходящем номере документа. Кроме того, из содержания письма явно следует возможность использования иных дезинфицирующих средств с изменением настроек программного обеспечения оборудования. При этом необходимость перенастройки оборудования не свидетельствует о возможности заказчика указывать в описании объекта закупки сведений о торговой марке. В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указание информации о торговой марке товара, наименовании производителя товара допускается только в том случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, действия заказчика по включению в описание объекта закупки сведений о торговой марке товара и указание на производителя товара являются необоснованными и нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно прописываться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. Указанное требование установлено законодателем с целью обеспечения эффективного функционирования контрактной системы в целом, гарантии прав и законных интересов заказчиков и участников закупки.
В извещении указано, что заказчиком осуществляется закупка моющих средств (код по ОКПД 24.51.32.140) стоимостью 826 379, 88 руб. Однако извещение о проведении закупки не содержит указания на единицу измерения количества необходимого заказчику товара. Так, в соответствии с информацией, содержащейся в извещении, количество товара измеряется в УСЛ ЕД. В связи с этим, не представляется возможным определить соответствующую потребности заказчика единицу измерения (штуки, упаковки, коробки).
Таким образом, содержащееся в извещении описание объекта закупки сформировано без учета требований статьи 33 Закона о контрактной системе. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В пункте 17 Информационной карты электронного аукциона указано, что вторая часть заявки должна содержать копии регистрационных удостоверений.
Однако действующим законодательством предусмотрено наличие регистрационных удостоверений на лекарственные препараты и медицинские изделия. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об обращении лекарственных средств" лекарственные препараты представляют собой лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Согласно материалам дела заказчиком осуществляется закупка моющих средств, применяемых для обработки в автоматических моющих машинах изделий медицинского назначения из различных материалов. Указанные средства не относятся к лекарственным препаратам и медицинским изделиям. В связи с этим, установление заказчиком в пункте 17 аукционной документации требования о предоставлении участниками в заявке копий регистрационных удостоверений является необоснованным и свидетельствует о нарушении пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 8 Информационной карты аукционной документации, пункте 4.1. проекта контракта указано, что товар передается Заказчику: Первая поставка в течение 20 календарных дней с момента подписания контракта в размере 1/4 части заказываемого количества товара.
В силу части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт. Следовательно, документация, извещение должны содержать четкие условия контракта, позволяющие сторонам надлежащим образом исполнить установленные в договоре обязанности.
Однако исходя из данной информации не представляется возможным определить конкретное количество товара, которое должно быть поставлено участником. Указанное обстоятельство не позволит поставщику надлежащим образом исполнить предусмотренную контрактом обязанность по поставке товаров заказчику и может привести к нарушению части 1 статьи 34, частей 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, а также к нарушению прав и законных интересов сторон контракта.
В пункте 3.4. проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, указано, что оплата производится согласно контракту, в течение 60 банковских дней с момента поставки товара и предоставления документов, подтверждающих факт поставки (счета, счета-фактуры, накладные и т. п.), путём перечисления денежных средств на расчётный счёт Поставщика.
Как следует из пояснений представителей заказчика, оплата осуществляется после каждой поставки участником партии товара.
Однако данная информация не отражена в проекте контракта. Сведения, содержащиеся в пункте 3.4. проекта контракта, не позволяют определить порядок оплаты поставленного товара, что может привести к заключению и исполнению контракта не на условиях документации о закупке, а также к нарушению прав и законных интересов поставщика.
В соответствии с пунктом 2.1.4. проекта контракта поставщик обязуется предоставить Заказчику товарно-сопроводительные документы (счета, счета-фактуры, накладные, документацию на русском языке, оговаривающую основные технические характеристики и свойства товара и т. п.), а также документацию, подтверждающую качество товара в соответствии с требованиями действующего законодательства: копии Регистрационных удостоверений, сертификат соответствия.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Согласно Постановлению моющие средства включены в перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. В связи с этим, в проекте контракта необоснованно установлено условие о предоставлении участником при поставке товара сертификата соответствия, что привело к ненадлежащему исполнению участником обязательства по предоставлению документов, предусмотренных пунктом 2.1.4. проекта контракта.
Так, согласно материалам дела участником аукциона заказчику в целях исполнения установленных аукционной документацией требований предоставлены сертификат соответствия, выдаваемый уполномоченным органом при добровольной сертификации, свидетельство о государственной регистрации Таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации (ЕВРАЗЭС). Однако представленные участником документы не относятся к документам, указанным заказчиком в пункте 2.1.4. проекта контракта.
Таким образом, указав в аукционной документации неоднозначную информацию относительно количества товара, порядка оплаты поставленного товара, установив условие в части документов, предоставление которых невозможно в силу закона, заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В силу части 2 статьи 37 Закона о контактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контактной системе.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В разделе 8 проекта контракта Заказчиком установлены требования к обеспечению исполнения контракта. Вместе с тем, проект контракта не предусматривает применение требований статьи 37, 96 Закона о контрактной системе при антидемпинговых мерах, что может привести к заключению контракта не на условиях документации об электронном аукционе и соответственно к нарушению части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1, 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с Протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявки единственного участника на участие в аукционе в электронной форме N 236-Э/15 от 29.06.2015 заявка ООО МК "Квинта" с порядковым номером 1 признана аукционной комиссией соответствующей требованиям аукционной документации.
Однако в представленной на рассмотрение Комиссии заявке участника отсутствовала копия регистрационного удостоверения, предусмотренного заказчиком в пункте 17 Информационной карты электронного аукциона.
Аукционная комиссия на основании информации, содержащейся в аукционной документации, проверяет заявки участников, принимает решение о соответствии или несоответствии поданных участниками заявок требованиям документации об электронном аукционе. В данном случае, участником не исполнено предусмотренное пунктом 17 Информационной карты требование по предоставлению в заявке копии регистрационного удостоверения, в связи с чем заявка участника подлежала отклонению на основании непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, решение аукционной комиссии о признании заявки участника соответствующей требованиям аукционной документации является необоснованным. Комиссия Челябинского УФАС России усматривает в действиях аукционной комиссии нарушение части 1 статьи 69, части 2 статьи 69, пункта 1 части 6 статьи 69, части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение требований части 1 статьи 69, части 2 статьи 69, пункта 1 части 6 статьи 69, части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 июля 2015 г. N 122-ВП/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2015