Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 июня 2015 г. N 102-СО-ВП/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Администрации Златоустовского городского округа о проведении внеплановой проверки действий уполномоченного органа по соблюдению требований законодательства о контрактной системе при исполнении предписания Челябинского УФАС России N 88-СО-ВП/2015 от 13.05.2015 по электронному аукциону N 279 на оказание услуг по проведению лабораторных исследований (изв. N 0169300003315000302), в присутствии:
представителя Администрации Златоустовского городского округа, действующего на основании доверенности от 04.06.2015 N 4781,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило обращение Администрации Златоустовского городского округа о проведении внеплановой проверки действий уполномоченного органа по соблюдению требований законодательства о контрактной системе при исполнении предписания Челябинского УФАС России N 88-СО-ВП/2015 от 13.05.2015 по электронному аукциону N 279 на оказание услуг по проведению лабораторных исследований (изв. N 0169300003315000302) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Администрация Златоустовского городского округа, МБЛПУЗ "Детская городская больница N1" (далее - Заказчик) 24.04.2015 объявили о проведении открытого аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 170 213 рублей 50 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 05.05.2015 в 06:00.
Согласно доводам, изложенным в обращении, при исполнении предписания о нарушении законодательства о контрактной системе по делу N 88-СО-ВП/2015 уполномоченным органом допущена техническая ошибка: на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение об отмене поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1, пункту 1 части 3, пункту 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципального района, органами местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок.
Контроль в сфере закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Одним из оснований для проведения контрольным органом в сфере закупок внеплановой проверки является поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе по результатам внеплановой проверки, в случае установления факта нарушений законодательства о контрактной системе, контрольный орган выдает субъектам контроля обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Обращение N 88-СО-ВП/2015 рассмотрено на заседании Комиссии 13.05.2015. По результатам рассмотрения вынесено решение и выдано предписание от 13.05.2015 N 88-СО-ВП/2015.
Согласно выданному предписанию:
1. МБЛПУЗ "Детская городская больница N1"
1.1. с даты размещения предписания на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не заключать контракт по итогам аукциона, оформленным протоколом N 279 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе (Извещение 0169300003315000302) о признании аукциона несостоявшимся N 279 "Оказание услуг по проведению лабораторных исследований" от 07.05.2015;
1.2. дать разъяснение на поступивший от участника закупки запрос;
1.3. передать разъяснение, указанное в пункте 1.2. настоящего предписания, Администрации Златоустовского городского округа для размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
1.4. с учетом законодательства о контрактной системе и решения N 88-СО-ВП/2015 от 13.05.2015 внести изменения в извещение о проведении электронного аукциона, документацию об электронном аукционе, в том числе в части начала и окончания срока дачи заказчиком разъяснений положений аукционной документации, окончания срока подачи заявок;
1.5. продлить срок подачи заявок не менее чем на семь дней с момента размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, указанных в пункте 1.4. настоящего предписания изменений;
1.6. после исполнения аукционной комиссией действий по вынесению и передаче в уполномоченный орган решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, дачи заказчиком разъяснений на поступивший от участника закупки запрос, направления указанного разъяснения в уполномоченный орган, внесения указанных в пункте 1.4. настоящего предписания изменений в извещение о проведении электронного аукциона и документацию об электронном аукционе, продления срока подачи заявок продолжить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Аукционной комиссии в срок до 25.05.2015:
2.1. принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона;
2.2. передать решение, указанное в пункте 2.1. настоящего предписания, Администрации Златоустовского городского округа для размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
2.3. после совершения действий по вынесению и направлению в уполномоченный орган решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, продолжить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Администрации Златоустовского городского округа
3.1. разместить разъяснение, указанное в пункте 1.2. настоящего предписания, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и направить его оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ";
3.2. разместить решение, указанное в пункте 2.1. настоящего предписания, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и направить его оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ".
4. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ"
4.1. обеспечить с 18.05.2015 МБЛПУЗ "Детская городская больница N1", Аукционной комиссии, Администрации Златоустовского городского округа возможность исполнения настоящего предписания;
4.2. после исполнения аукционной комиссией действий по вынесению и направлению в уполномоченный орган решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, размещения указанного решения уполномоченным органом на сайте www.zakupki.gov.ru отменить протокол N 279 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе (Извещение 0169300003315000302) о признании аукциона несостоявшимся N 279 "Оказание услуг по проведению лабораторных исследований" от 07.05.2015;
4.3. назначить время проведения Аукциона и разместить информацию о времени проведения Аукциона;
4.4. уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.
5. МБЛПУЗ "Детская городская больница N1" до 15.06.2015 направить в Челябинское УФАС России (с сопроводительным письмом) доказательства исполнения настоящего предписания (решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, скриншоты с официального сайта www.zakupki.gov.ru, подтверждающие факт внесения заказчиком изменений в извещение о проведении электронного аукциона, документацию об электронном аукционе, копия заключенного контракта со всеми приложениями).
6. Администрации Златоустовского городского округа до 15.06.2015 направить в Челябинское УФАС России (с сопроводительным письмом) доказательства исполнения настоящего предписания (сведения о размещении разъяснения участнику закупки, переданного МБЛПУЗ "Детская городская больница N1", решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru).
МБЛПУЗ "Детская городская больница N1" в целях исполнения предписания N 88-СО-ВП/2015 от 13.05.2015 принято решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, указанное решение передано в Администрацию Златоустовского городского округа для размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, что подтверждается решением N 177 от 20.05.2015.
Однако при размещении решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, уполномоченным органом ошибочно совершены действия по отмене определения поставщика путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения об отмене определения поставщика от 21.05.2015 NИО1.
В силу части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
Согласно извещению об осуществлении закупки 05.05.2015 в 06 часов 00 минут определено окончание срока подачи заявок.
Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) сформировано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 21.05.2015 года, то есть позже окончания срока подачи заявок.
В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что в нарушение части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе закупка отменена неправомерно.
Исходя из смысла норм, содержащихся в статье 44 Закона о контрактной системе, обязательным условием для участия в торгах является предоставление участниками закупки обеспечения заявки. Так, в соответствии с частью 16 статьи 44 Закона о контрактной системе участие в электронном аукционе возможно при наличии на лицевом счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе на счете оператора электронной площадки, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету в соответствии с частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в таком аукционе, предусмотренный документацией о таком аукционе.
Согласно части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан осуществить блокирование операций по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе данного участника, подавшего указанную заявку, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки.
При этом, в силу части 19 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае отсутствия на лицевом счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, денежных средств в размере обеспечения указанной заявки, в отношении которых не осуществлено блокирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, оператор электронной площадки возвращает указанную заявку в течение одного часа с момента ее получения данному участнику закупки. Иными словами, без обеспечения заявка участника не является соответствующей требованиям закона, в связи с чем не может быть принята и передана заказчику для дальнейшего рассмотрения.
Вместе с тем, в законе содержится исчерпывающий перечень оснований для возврата оператором электронной площадки денежных средств, внесенных участниками в качестве обеспечения заявки. Так, в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении электронного аукциона оператором электронной площадки в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления указанного события прекращается блокирование денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в таком аукционе.
Таким образом, после опубликования заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru извещения об отмене определения поставщика оператор электронной площадки в целях исполнения закона автоматически должен разблокировать денежные средства участников закупки, внесенные в качестве обеспечения заявки. В свою очередь, заявка участника без обеспечения не может рассматриваться как соответствующая требованиям законодательства о контрактной системе. Такая заявка не будет принята и передана заказчику для дальнейшего рассмотрения. Совершенные уполномоченным органом действия по отмене определения поставщика повлекли необратимые последствия в форме автоматического аннулирования закупки. В связи с этим, заказчику не представляется возможным исполнить предписание по делу N 88-СО-ВП/2015 в части повторного рассмотрения заявок участников и продолжения процедуры определения поставщика.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать в действиях Администрации Златоустовского городского округа нарушение части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии Д.А. Воронкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 июня 2015 г. N 102-СО-ВП/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2015