Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 29 июня 2015 г. N 561К-2015
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Адигюзелова К.А. - Вр.и.о. руководителя Дагестанского УФАС России,
Членов Комиссии:
Мамеднебиева А.М. - Зам. начальника отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля за торговой деятельностью, недобросовестной конкуренцией и рекламой Дагестанского УФАС России;
Магомедова Ш.М. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за торговой деятельностью, недобросовестной конкуренцией и рекламой Дагестанского УФАС России;
Сулеймановой - Специалиста-эксперта отдела правового обеспечения Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Ибрагимова Гамзата Сайпудиновича (далее - Заявитель) на действия заказчика - Администрация муниципального района "Хунзахский район" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса N 0103300013415000013 на право заключения контракта по разработке проектно-изыскательских работ по объектам: Строительство автомобильной дороги IV технической категории, водоснабжение и водоотведение в с. Гоцатль Хунзахского района (далее - Конкурс),
в присутствии представителя Заказчика - Устаева И.Ю. (доверенность от 26.06.2015, N19) и представителя Заявителя - Магомедовой М.З. (доверенность от 10.06.2015 N11),
У С Т А Н О В И Л А:
22.06.2015 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В жалобе указывается следующие обжалуемые действия:
1. В конкурсной документации отсутствует порядок отзыва заявок, порядок возврата заявок на участие в открытом конкурсе, порядок внесения изменений в поданные заявки.
2. В документации отсутствует информация об условиях признания победителя открытого конкурса или участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
3. В документации отсутствует информация о порядке подачи заявки на участие в конкурсе.
4. В информационной карте конкурсной документации указана ссылка на несуществующий раздел 1 "Общие положения".
5. В конкурсной документации отсутствует срок предоставления обеспечения заявки на участие в конкурсе.
6. В конкурсной документации установлены требования к платежному поручению, подтверждающему перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, несоответствующие требованиям законодательства о контрактной системе.
7. Установленный заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта.
8. Заказчиком установлены требования к опыту выполненных работ, ограничивающие количество участников закупки.
9. Заказчиком включены в один лот работы технологически и функционально не связанные с работами, являющимися предметом торгов.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в сети Интернет на Официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт), выслушав представителя Заявителя и представителя Заказчика, Комиссия установила следующее.
02.06.2015 Заказчиком на Официальном сайте были размещены извещение и документация по проведению Конкурса (далее - конкурсная документация).
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 732 719,00 руб.
1. Согласно п. 7 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать порядок и срок отзыва заявок на участие в открытом конкурсе, порядок возврата заявок на участие в открытом конкурсе (в том числе поступивших после окончания срока подачи этих заявок), порядок внесения изменений в эти заявки.
Проведенный комиссией анализ конкурсной документации показал, что конкурсная документация не содержит порядок отзыва заявок, порядок возврата заявок на участие в открытом конкурсе, порядок внесения изменений в поданные заявки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Согласно п.12 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса или данного участника уклонившимися от заключения контракта.
Как установлено Комиссией, Заказчиком в пункте 1 информационной карты конкурсной документации указано следующее - "условия признания победителя уклонившимся от заключения контракта: в соответствии с ч.13, 14 ст. 70 Федерального закона".
Вместе с тем, конкурсная документация не раскрывает в соответствии с частями 13 и 14 статьи 70 какого федерального закона Заказчиком установлены условия признания победителя уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия считает, что без указания данных условий, участники закупки не будут информированы об условиях, в соответствии которыми победитель открытого конкурса будет признан уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, Комиссия считает, что данный довод жалобы обоснованным.
3. В соответствии пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Согласно ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией указанной в извещении должна содержать иную предусмотренную Законом о контрактной системе информацию.
Как установлено Комиссией, в извещении о проведении открытого конкурса, в графе "Порядок подачи заявок" Заказчиком указано - в соответствии с конкурсной документацией.
Вместе с тем, проведенный комиссией анализ конкурсной документации показал, что она не содержит информацию о порядке подачи заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, Заказчиком нарушение ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, в конкурсной документации не указан порядок подачи заявок, в связи с чем, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
4. В жалобе Заявителя указано, что в информационной карте конкурсной документации указана ссылка на несуществующий раздел 1 "Общие положения".
При этом жалоба не содержит конкретных доводов о том, что имеющаяся в конкурсной документации информация, не позволяет оценить возможность участия в конкурсе.
Присутствующий на рассмотрении представитель Заявителя не смог пояснить в чем именно выразилось нарушение допущенное Заказчиком.
Кроме того Заявителем не указана ни одна норма Закона о контрактной системе, нарушенная Заказчиком при подготовке конкурсной документации и размещении ее на официальном сайте, в связи с чем Комиссия считает довод Заявителя необоснованным.
5. Довод Заявителя об отсутствии в конкурсной документации срока предоставления обеспечения заявки на участие в конкурсе, Комиссия считает необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с ч.1 ст. 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии.
Согласно п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки должно содержать размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).
Как установлено Комиссией Закон о контрактной системе не устанавливает требования к указанию Заказчиками в конкурсной документации срока предоставления обеспечения заявки на участие в конкурсе, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
6. В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Проведенный Комиссий анализ требований к составу заявки, указанные Заказчиком в пункте 22 информационной карты конкурсной документации "документы входящие в состав заявки на участие в конкурсе" Заказчик указал, что в составе заявки должны содержаться документы подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, в случае если настоящей конкурсной документацией установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе или копия такого поручения).
Таким образом, установив требования к платежному поручению, подтверждающему перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе не в соответствии с требованиями закона о контрактной системе, Заказчиком допущено нарушение п.4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, в связи с чем Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.
7. В соответствии с п.9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч.4 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Постановлением Правительства от 28 ноября 2013 г. N1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пп. "б" п. 27 Правил, одним из показателей нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Пунктом 28 Правил предусмотрено, что оценка заявок (предложений) по указанному нестоимостному критерию оценки производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с п. 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абз. 2 п. 11 Правил.
Согласно пункту 11 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Комиссией установлено, что в конкурсной документации в отношении нестоимостных критериев оценки Заказчиком предусмотрен один показатель, раскрывающие содержание нестоимостного критерия, а именно:
- опыт участника по успешному выполнению работ.
При этом Заказчиком установлены минимальное или максимальное количественное значение показателя, которое подлежит оценке в рамках данного критерия, а именно: опыт работ определенной суммой выполненных работ по государственным и муниципальным контрактам от 0 до 100 млн. рублей.
При этом Заказчиком указано, что для количество баллов присуждаемых по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ" определяется по формуле
а) в случае если К max < Кпред,
НЦБ i = КЗ x 100 x (К i / К max),
б) в случае если К max > = Кпред,
НЦБ i = КЗ x 100 x (К i / (Кпред), при этом НЦБ max = КЗ x 100, где: КЗ - коэффициент значимости показателя, К i - предложение участника закупки, заявка которого оценивается. В случае если используется один показатель КЗ = 1;
Кmax - максимальное предложение из всех предложений участников открытого конкурса по данному показателю;
Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик;
НЦБ max - количество баллов по показателю, присуждаемых участникам открытого конкурса, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение. Максимальный балл по данному критерию равен 100.
Таким образом, комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя о том, что установленный заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта а также не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не нашел своего подтверждения.
8. Довод Заявителя об установлении Заказчиком в критериях оценки заявок опыта выполнения работ ограничивающих количество участников закупки, а именно о наличия опыта выполненных работ по государственным и муниципальным контрактам, Комиссия считает необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с ч.1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.
По мнению Комиссии, учитывая что предметом закупки являются работы для муниципальных нужд, Заказчиком правомерно в критериях оценки установлен показатель "опыт выполненных работ по государственным и муниципальным контрактам", в связи с чем довод Заявителя считает необоснованным.
9. В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, Заявителем не были представлены доказательства того, что Заказчиком в один лот включены работы технологически и функционально не связанные с работами являющимися предметом торгов.
Исходя, из вышеизложенного довод заявителя о неправомерном объединении в один лот технологически и функционально не связанные с работами являющимися предметом торгов, что ограничивает количество участников закупки не нашел подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной в части 1, 2, 3 и 6 доводов жалобы.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.4, п. 7, п. 12 ч. 1 ст. 50 и ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А.Адигюзелов
члены Комиссии: А.М.Мамеднебиев
В.А. Агамирзаев
Ш.М. Магомедов
А.А.Сулейманова
Мамеднебиев А.М. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 29 июня 2015 г. N 561К-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2015