Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 2 июня 2015 г. N 07-62-15
резолютивная часть решения объявлена 02.06.2015 г.
в полном объеме решение изготовлено 05.06.2015 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителей заказчика - Управление делами Главы и Правительства КБР (далее - заказчик); в отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Кубаньюгстройсервис" (далее - ООО "Кубаньюгстройсервис", заявитель),
рассмотрев жалобу ООО "Кубаньюгстройсервис" на действия единой комиссии заказчика при проведении электронного аукциона N0304200015115000072 "Капитальный ремонт комплекса "Социально-реабилитационный центр для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны "Приэльбрусье" (далее - закупка, аукцион), руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 11.02.2014 г. N75/14 "Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступила жалоба заявителя на действия единой комиссии заказчика при проведении аукциона. Согласно жалобе, заявка заявителя отклонена от участия в аукционе без указания конкретных причин отклонения. На основании вышеизложенного, заявитель просит признать в действиях единой комиссии заказчика нарушение, провести внеплановую проверку действий заказчика.
Рассмотрение жалобы, состоялось 01 и 02 июня 2015 г.
На рассмотрении жалобы представители заказчика пояснили, что с доводами жалобы не согласны, так как в составе первой части заявки заявитель приложил сметную документацию, вместо конкретных показателей товара которые будут использоваться при выполнении работ.
Рассмотрев доводы заявителя указанные в жалобе, представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
27.04.2015 18:28 ч. на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0304200015115000072 "Капитальный ремонт комплекса "Социально-реабилитационный центр для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны "Приэльбрусье" с начальной (максимальной) ценой контракта - 20 938 473.00 рублей. В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 27.04.2015 г. 19:00 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 13.05.2015 г. 09:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 15.05.2015 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 18.05.2015 г. Размер обеспечения заявок - 1 046 923,65; Размер обеспечения исполнения контракта - 4187694.60; Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - В течение 14 дней с момента заключения государственного контракта.
На участие в электронном аукционе поступило 8 заявок, в результате рассмотрения первых частей заявок 6 заявок, в том числе и заявка заявителя не допущены к участию в аукционе.
Заявка заявителя не допущена к участию в аукционе, за непредставление информации предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в частности заявка не содержит предложение по материалам необходимых при выполнении работ. Следовательно, отклонение единой комиссией заказчика, заявки заявителя является правомерным.
При отклонении заявок с порядковыми номерами 1, 3, 6, 7, 8 в действиях единой комиссии заказчика нарушений не выявлено.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе предусмотрена Инструкция по предоставлению сведений о конкретных показателях товара, которые будут использоваться при выполнении работ" (далее - инструкция), которой должны руководствоваться участники электронного аукциона при формировании первой и второй частей заявок, в частности, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: Заявка на участие в электронном аукционе, подготовленная участником закупки, должна быть составлена на русском языке. Входящие в заявку на участие в электронном аукционе документы, оригиналы которых выданы участнику закупки третьими лицами на ином языке, могут быть представлены на этом языке при условии, что к ним будет прилагаться надлежащим образом заверенный перевод на русском языке. В случае противоречия оригинала и перевода преимущество будет иметь перевод. Все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе, должны иметь четко читаемый текст. Информация, содержащаяся в заявке на участие в электронном аукционе, не должна допускать двусмысленных толкований (разночтений), должна трактоваться однозначно. При заполнении заявке участник размещения заказа должен руководствоваться следующей инструкцией: Знак ";", разделяющий требуемые параметры или значения материалов, предполагает перечисление характеристик и определяет необходимость указания в заявке участника всех значений, разделенных знаком ";" и отображения всех требуемых характеристик относящихся к данному материалу с указанием конкретных значений. Знак "-" означает необходимость предоставления материала с конкретным значением без диапазонного значения. Указание диапазонного значения не является ошибкой, в случае если оно предусмотрено государственным стандартом или определяет функциональность материала (диапазон рабочих температур, степень растяжимости и пр.). Если знак "/" разделяет требуемые характеристики товара, необходимо предоставить одно из значений, разделенных знаком "/". В случае если знак "/" разделяет характеристику: "масса/длина", необходимо указать значение в отношении каждого из параметров разделенных "/". Если в требованиях используется склонения словосочетаний "должен быть", участнику необходимо предоставить все требуемые значения, относящиеся к данному параметру, в том числе, если требуемые значения разделены знаком ",". Значения указанные в заявке участника должны определять соответствие либо не соответствие требуемым в документации параметрам, а также должны обладать всеми требуемыми заказчиком характеристиками относящимися к данному материалу с указанием конкретных значений. В случае, если в требованиях установлены требования к параметрам значения которых регламентируются обязательными, рекомендуемыми или справочными приложениями, участник должен отразить материалы в соответствии с каждым из перечисленных приложений. Знак "," может быть воспринят на усмотрение участника и любое указанное значение не будет являться ошибочным, за исключением случая, когда характеристики, разделенные знаком "," установлены ГОСТом для предлагаемой в заявке марки товара. Например: требуется марка: "а,б,в", к указанным маркам установлены характеристики: "диагональ: 1,3,7,9". В соответствии с ГОСТом к марке "а" относятся диагонали "1 и 7". В этом случае, выбрав марку "а", участник должен указать все относящиеся к марке значения диагонали "1 и 7" . В случае, если характеристики, разделеные знаком ";",в соответствии с государственными стандартами, предполагают необходимость указания характеристик, указанных в требованиях заказчика к данному материалу, участник обязан предоставить все требуемые государственными стандартами значения, независимо определений слов и знаков, данных в настоящей инструкции. Если заказчиком установлены требования к технологии выполнения работ либо к упаковке товара, и условиям хранения товара, то участник вправе не указывать значения показателей по таким характеристикам. В случае, если между требуемыми материалами либо параметрами либо значениями отсутствует разделяющий знак, допускается выбрать одно из значений. В заявке участник должен представить каждый материал отдельно (во избежание двоякой трактовки предложения). В предложении участника не допускается слово "Примерно" и знак "~".Указание знака "", в заявке участника не является ошибкой, в случае если данные отклонения указаны в требованиях заказчика либо установлены ГОСТом. Отсутствие указания участником знака "
", значения в заявке является согласием участника с допустимым отклонением. В случае обозначения заказчиком требований в виде диапазона с использованием слов "от" и "до" участнику необходимо предоставить конкретное значение. При этом допускается указание значений следующих после слов "от" и "до". В случае, если по мнению участника, характеристика указанная в техническом задании, противоречит требованиям стандарта, допускается указать в заявке значение: "-", либо указать верное, по мнению участника значение, если такое значение существует в государственном стандарте, с указанием наименования действующего ГОСТа, регламентирующего данную характеристику либо на техническую документацию товара в случае отсутствия стандарта, регламентирующего характеристики материала . Значения указанные в заявке участника должны определять соответствие либо не соответствие требуемым в документации параметрам должны обладать всеми требуемыми заказчиком характеристиками относящимися к данному материалу с указанием конкретных значений". Заявка участника должна содержать значение "не используется" или "-" в случае, если требуемая характеристика (требуемый параметр и требуемое значение) указанная в требованиях к этой марке не относится к данной марке в соответствии с государственным стандартом. В случае, если государственный стандарт не определяет указанные в документации требуемые характеристики товара, то заявка участника должна содержать значения соответствующие требованиям заказчика. Допускается писать "не используется", в отношении требуемых характеристик, в случае, если по мнению заказчика, определенная характеристика не может быть использована для требуемого товара, по причине невозможности производства такого товара либо невозможности приобретения товара с требуемыми характеристиками у другого производителя, на рынке, в интернет магазине и прочих местах, реализующих аналогичные товары. Знак ">" читать как "больше". Знак "<" читать как "меньше". В случае, если в требованиях заказчика не указана единица измерения, участник вправе не давать значения по таким параметрам. Также участник вправе указать значение со ссылкой на действующий государственный стандарт, если по его мнению требуемое заказчиком значение отличается от указываемого участником. Любые символы, знаки, буквы и числа не указанные тут, в настоящей инструкции, могут быть восприняты на усмотрение подающего заявку, в случае не противоречия таких значений однозначным и недвусмысленным трактовкам установленным законами русского языка и математики. Заявка может заполняться участником в формах, указанных в документации, либо другой, удобной для участника форме. В отношении каждого из предлагаемых материалов участник должен предоставить товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование(при наличии) , патенты(при наличии) , полезные модели(при наличии) , промышленные образцы(при наличии), наименование страны происхождения товара. В случае, если в техническом задании и его приложениях установлены чертежи или графическое отображение требуемых материалов не содержащие диапазонные значения размеров, либо различные варианты размеров товара, то для подтверждения соответствия указанного материала требованиям документации допускается указание аналогичного размещенному в документации чертежа или графического отображения без внесения изменений в описание товара.
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе).
В силу ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч.4 ст.66 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренных ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Аукционная комиссия при рассмотрении заявок на участие в аукционе руководствуется требованиям документации об аукционе (ст.67 Закон о контрактной система).
В результате проведенного анализа, на предмет соответствия всех поданных заявок требованиям документации об аукционе и Закону о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заявки под порядковыми номерами 2 и 5 содержат следующие несоответствия инструкции, в частности документацией об электронном аукционе по позиции 5 предусмотрено:
"Гвозди строительные":
- Гвозди: с плоской головкой; круглые; трефовые; трефовые с перемычками
- диаметр стержня 0,8 - 8,0 мм
-длина 8-250 мм.
Победитель электронного аукциона в своей заявке указал по позиции 5 Гвозди четырех разных видов:
1) Гвозди строительные: с плоской головкой
- диаметр стержня 1,6 мм.
- длина 50.
2) Гвозди строительные: круглые
- диаметр стержня 2,5 мм.
- длина 50.
3) Гвозди строительные: трефовые
- диаметр стержня 2,5 мм.
- длина 60.
4) Гвозди строительные: трефовые с перемычками
- диаметр стержня 2,5 мм.
- длина 60.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, знак "-" означает необходимость предоставления материала с конкретным значением без диапазонного значения. Т.е участникам закупки в первой части заявки необходимо конкретизировать показатели "Гвоздя" в части диаметра и размера.
В документации об электронном аукционе по позиции 8 предусмотрено: "Шурупы: Могут быть из углеродистых сталей марок 08 кп, 10 кп; из коррозионностойких сталей; из латуни".
Заявки содержат "Шурупы (товарный знак отсутствует. Страна происхождения РОССИЯ. Товар сертифицирован): из углеродистой стали марки 08 кп.".
Тогда как в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, знак ";" означает - знак разделяющий требуемые параметры или значения материалов, предполагает перечисление характеристик и определяет необходимость указания в заявке участника всех значений, разделенных знаком ";" и отображения всех требуемых характеристик относящихся к данному материалу с указанием конкретных значений.
По виду гвоздей в соответствии с инструкцией участники закупки предоставили в своей заявке все виды гвоздей (Гвозди: с плоской головкой; круглые; трефовые; трефовые с перемычками), тогда как по позиции "Шурупы" из требуемого значения (Шурупы: Могут быть из углеродистых сталей марок 08 кп, 10 кп; из коррозионностойких сталей; из латуни) участники предложили к поставке (Шурупы (товарный знак отсутствует. Страна происхождения РОССИЯ. Товар сертифицирован): из углеродистой стали марки 08 кп.), что противоречит требованиям инструкции. Таким образом, заявки участников закупки с номерами 2 и 5 допущены к участию в аукционе неправомерно и незаконно.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукцион.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет, не допускающий включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах при проведении торгов.
В связи с тем, что в документации об аукционе отсутствует надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе, Комиссия приходит к выводу, что участники закупки не имели в должной мере возможности определить, какие сведения необходимо указать при формировании первой части заявки на участие в аукционе.
Как указано в статье 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок; открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе; Информация, предусмотренная Закона о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Вышеуказанные действия содержат признаки нарушения статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Кубаньюгстройсервис" необоснованной.
2.Признать в действиях единой комиссии Управления делами Главы и Правительства КБР, Управления делами Главы и Правительства КБР нарушение частей 1, 3, 4 и 5 статьи 67, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Управлению делами Главы и Правительства КБР, единой комиссии Управления делами Главы и Правительства КБР и ООО "РТС-Тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 2 июня 2015 г. N 07-62-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2015