Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 22 июня 2015 г. N А235-06/15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу филиала ООО "Росгосстрах" в РСО-Алания на действия государственного заказчика - Центра обеспечения и управления Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России (далее -ЦОУ ВОГО и П МВД России, Заказчик) при осуществлении закупки на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2015 - 2016 год (открытый конкурс N0310100004815000056) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
11 июня 2015 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба Филиала ООО "Росгосстрах" в РСО-Алания (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - ЦОУ ВОГО и П МВД России.
Заявитель считает, что ЦОУ ВОГО и П МВД России необоснованно отказалсяот подписания контракта по результатам проведения Конкурса.
В жалобе Заявитель указал, что в отношении него был незаконно принят Протокол отказа от подписания государственного контракта от 29.05.2015 г., полученный им 04.06.2015 г.
Заявитель не согласен с решением Заказчика по следующим основаниям:
в соответствии с пунктами 9, 11 и 12 ст. 53 Закона о контрактной системе, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключенияконтракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1 и 2 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю.
Заявитель указывает на то, что на момент подачи заявки он соответствовал требованиям, предъявляемым к участникам закупки, поскольку общество имело лицензию на осуществление деятельности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств(далее - ОСАГО).
Законом о контрактной системе, Конкурсной документацией и Извещением о проведении Конкурса не установлено, в течение какого срока представляемый документ - лицензия должен подтверждать соответствие участника требованиям законодательства, а также в каком виде должен быть указанный документ (закон не содержит указания на то, что лицензия должна быть действующей без ограничений).
В соответствии со статьей 2 Закона об ОСАГО страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Каких-либо дополнительных требований в порядке части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации к участником закупок по ОСАГО не установлено.
Таким образом, требованием законодательства об ОСАГО является наличие действующей лицензии. Лицензия ООО "Росгосстрах" на протяжении всей закупки является действующей, Банком России (далее - ЦБ РФ) не отозвана и не прекращена по иным основаниям. Налагаемые ЦБ РФ временные ограничения на лицензию не влияет на ее статус как действующей.
Более того, ЦБ РФ приказом от 08.06.2015 N ОД-1260 снял ограничения лицензии на осуществление страхования по видуОСАГОЗаявителем. Снятие ограничений означает восстановление права страховщика на осуществление указанного вида страхования в полном объеме.
Следовательно, отсутствуют основания для решения Заказчика об отказе от заключения контракта.
В объяснении по существу жалобы ЦОУ ВОГО и П МВД Россииуказал, чтоЗаявитель жалобы заблуждается о действии лицензии в момент ее ограничения и наличии его законного права заключать договоры по ОСАГО в момент действия приказа ЦБ РФ от 26.05.2015 года N ОД-1155. Введенное ЦБ РФ ограничение действия лицензии ООО "Росгосстрах" означает запрет на заключение договоров ОСАГО согласно информации ЦБ РФ об ограничении действия лицензии ОСАГО ООО "Росгосстрах".
Заказчиком 05.05.2015 года был объявлен Конкурс.
На участие в Конкурсе поступило три конверта с заявками, которые были зарегистрированы в журнале регистрации поступления заявок на участие в Конкурсе:
заявка N 1 подана 06.05.2015 года в 15 часов 05 минут;
заявка N 2 подана 07.05.2015 года в 09 часов 47 минут;
заявка N 3 подана 13.05.2015 года в 15 часов 20 минут.
26.05.2015 года в 10 часов 00 минут конкурсной комиссией были вскрыты все три конверта.
28.05.2015 года согласно Протокола рассмотрения и оценки заявок научастие в Конкурсе, решением Единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности ВОГОиП МВД России было принято решение о присвоении первого порядкового номера и признании победителем открытого конкурса филиал ООО "Росгосстрах" в Республике Северная Осетия Алания.
Второй порядковый номер присвоить страховому акционерному обществу "Военно-страховой компании" (САО "ВСК").
28.05.2015 года заказчик, в лице начальника ЦОУ ВОГОиП МВД России, на основании ч.9 ст.31 Закона о контрактной системе принял решение об отказе от заключения контракта с победителем Конкурса - филиалом ООО "Росгосстрах" в Республике Северная Осетия Алания, в связи с ограничением действия лицензии на осуществление страхования по ОСАГО (Приказ Банка России от 26.05.2015 года N ОД-1155).
Протокол отказа от заключения контракта с победителем Конкурса на оказание услуг по ОСАГО на 2015-2016 год от 29.05.2015 NПОК1 был размещен на официальном сайте, при этом такой отказ о заключении контракта является обязательным для заказчика.
ЦОУ ВОГО и П МВД России был направлен проект контракта участнику под вторым порядковым номером -страховому акционерному обществу "Военно-страховой компании" (САО "ВСК").
В соответствии ч.6 ст.105 Закона о контрактной системе, обжалование действий заказчика, связанных с заключением контракта, допускается не позднее даты заключения контракта. В настоящее время контракт на оказание услуг по ОСАГО ЦОУ ВОГОиП МВД России заключен под номером 527 от 11.06.2015 года, о чем свидетельствует реестровая запись N126320987950 15 000145. По состоянию на 16.06.2015 года ЦОУ ВОГОиП МВД России денежные средства по контракту перечислены, страховые полисы по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств согласно приложения к контракту получены.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 5 мая 2015 года на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов ЦОУ ВОГОиП МВД России было размещено извещение N0310100004815000056 о проведении открытого конкурсана оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2015 - 2016 год и Документация для проведения указанного Конкурса, утвержденная 05.05.2015 годаначальником ЦОУ ВОГОиП МВД России(далее - Конкурсная документация).
Из Протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 28.06.2015 года следует, что на участие в Конкурсе было подано три конверта с заявками. Решением Единой комиссии по проведению закупок для государственных нужд ЦОУ ВОГО и П МВД России все три заявки на участие в Конкурсе признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе. По итогам проведения Конкурса победителем был признан филиал ООО "Росгосстрах" в РСО-Алания с суммарным количеством баллов 100.0 и предложением по цене контракта 404 914 рублей 62 копейки. Второе место было присвоено САО "ВСК" с суммарным количеством баллов 100.0 и предложением по цене контракта 404 914 рублей 62 копейки.
Согласно Протокола отказа от заключения государственного контракта с победителем по результатам Конкурса от 29.05.2015 года, Заказчиком принято решение об отказе от заключения государственного контракта по итогам проведения Конкурса с победителем Конкурса - филиалом ООО "Росгосстрах" в РСО-Алания на основании ч.9 ст.31 Закона о контрактной системе.
Из п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки, одним из предъявляемых заказчиком к участникам закупки требованием, является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1.2 Информационной карты Конкурсной документации, Заказчиком установлено требование к участникам Конкурса в виде обладания лицензии на осуществление деятельности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно ч.9 ст.31 Закона о контрактной системе, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1 и 2 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Из ст.1 Федерального закона N40-ФЗ от 25.04.2002 года "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" следует, что страховщик это страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Приказом ЦБ РФ от 26.05.2015 года NОД-1155 "Об ограничении действия лицензии на осуществление страхования Общества с ограниченной ответственностью Росгосстрах" утверждено ограничить действие лицензии от 07.12.2009 С N 0977 50 на осуществление страхования по виду деятельности обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств ООО "Росгосстрах" (далее - Приказ NОД-1155). Приказ NОД-1155 вступил в силу со дня его опубликования в "Вестнике Банка России" (N47 (1525) от 29 мая 2015 года).
Так же, на официальном сайте ЦБ РФ, пресс-службой ЦБ РФ поясняется, что ограничение действия лицензии страховщика (ООО "Росгосстрах") означает запрет на заключение договоров ОСАГО и внесение изменений в действующие договоры, влекущих увеличение обязательств (http://www.cbr.ru/press/PR.aspx?file=26052015_192351sbrfr2015-05-26T19_2 0_18.htm).
Согласно п.1.2 проекта Контракта приложенного к Конкурсной документации, Страховщик обязуется не позднее одного рабочего дня с даты поступления страховой премии выдать Страхователю на каждое транспортное средство, указанное в приложении N1 к Контракту, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Таким образом, на момент регламентированного Законом о контрактной системе срока для подписания государственного контракта по итогам проведения Конкурса, победитель Конкурса - филиал ООО "Росгосстрах" в РСО-Алания фактически не имел правовых оснований для заключения с Заказчиком договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, то есть не соответствовал требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованнойжалобу филиала ООО "Росгосстрах" в РСО-Аланияна действия государственного заказчика - Центра обеспечения и управления Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России при осуществлении закупки на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) на 2015 - 2016 год (открытый конкурс N0310100004815000056).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 22 июня 2015 г. N А235-06/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2015