Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 23 июня 2015 г. N А246-06/15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу филиала ОСАО "РЕСО-Гарантия" в г.Владикавказе на действия государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания" (далее - ФКУ "ЦХ и СО МВД по РСО-Алания") при осуществлении закупки на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (открытый конкурс N0810100000315000062) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛ:
17 июня 2015 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба филиала ОСАО "РЕСО-Гарантия" в г.Владикавказе (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - ФКУ "ЦХ и СО МВД по РСО-Алания" при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что Конкурсная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Заявитель указал, что 3 июня 2015 г. ФКУ "ЦХ и СО МВД по РСО-Алания" на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг было размещено извещение N0810100000315000062 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд МВД по РСО - Алания (далее - Конкурс) и документация для проведения указанного Конкурса, утвержденная начальником ФКУ "ЦХ и СО МВД по РСО-Алания" 03.06.2015года (далее - Конкурсная документация).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
При этом обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществляется в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе.
Частью 8 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
Объектом рассматриваемого Конкурса является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств в соответствии с извещением о проведении Конкурса и Конкурсной документацией.
Статьей 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) под страховыми тарифами понимаются ценовые ставки, установленные в соответствии с Законом об ОСАГО, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов.
Заявитель указал, что договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом об ОСАГО, и является публичным.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с Законом об ОСАГО актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками и действуют в течение не менее чем одного года (части 2,3 статьи 8 Закона об ОСАГО).
Часть 1 статьи 9 Закона об ОСАГО устанавливает, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У (с учетом Указания Банка России от 20 марта 2015 г. N 3604-У) утверждены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Указание Банка России).
Пункт 13 Раздела II "Информационная карта конкурса" содержит информацию о том, что цена государственного контракта формируется в соответствии с Указанием Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
В пункте 14 Раздела II "Информационная карта конкурса" указано, что цена Государственного контракта не подлежит корректировке в сторону увеличения, уменьшения в ходе исполнения Государственного контракта и включает все расходы на перевозку, страхование, уплату налогов, пошлин и прочих сборов и обязательных платежей, которые участник размещения заказа будет оплачивать в соответствии с условиями государственного контракта или на иных основаниях. Неучтенные затраты, связанные с исполнением государственного контракта, но не включенные в предлагаемую цену государственного контракта, не подлежат возмещению Заказчиком.
При этом в расчете страховой премии по мнению Заявителя, Заказчиком использована минимальная ставка базового страхового тарифа.
В соответствии с Указанием Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств":
- для категории транспортного средства "В" минимальное значение базового страхового тарифа составляет 2573 рублей, максимальное - 3087 рублей;
- для категории транспортного средства "С" и "Се" с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее минимальное значение базового страхового тарифа составляет 3509 рублей, максимальное - 4211 рублей;
- для категории транспортного средства "С" и "Се" с разрешенной максимальной массой более 16 тонн минимальное значение базового страхового тарифа составляет 5284 рублей, максимальное - 6341 рублей;
- для категории транспортного средства "D" и "De" с числом пассажирских мест до 16 включительно минимальное значение базового страхового тарифа составляет 2808 рублей, максимальное - 3370 рублей;
- для категории транспортного средства "D" и "De" с числом пассажирских мест более 16 минимальное значение базового страхового тарифа составляет 3509 рублей, максимальное - 4211 рублей;
- для категории транспортного средства "Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины*, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей" минимальное значение базового страхового тарифа составляет 1124 рублей, максимальное - 1579 рублей.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона об ОСАГО, Указанием Банка России величина значения базового страхового тарифа определяется страховщиками, а не страхователем.
При этом согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 года N 19 установлено, что при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования.
По мнению Заявителя, в рассматриваемом случае Заказчик, в нарушение части 8 статьи 22, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, неправомерно при расчете начальной (максимальной) цены контракта применил минимальное значение базового страхового тарифа по транспортным средствам.
Так же, при формировании начальной (максимальной) цены государственного контракта заказчиком допущены ошибки при расчете страховой премии по транспортному средству Форд Фокус, VEST X9FMXXEEBMDR29338 (позиция N 431 Приложения к рапорту N на право заключения государственного контракта владельцев транспортных средств). Страховая премия рассчитанная заказчиком по данному транспортному средству составляет 9 077,54 руб.
При этом в соответствии с п.5 Приложения 4 к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать 3-кратный размер базового страхового тарифа, скорректированного в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства.
Размер страховой премии по транспортному средству Форд Фокус, VIN X9FMXXEEBMDR29338 (позиция N 431 Приложения к рапорту на право заключения государственного контракта владельцев транспортных средств) не может превышать 7 719,00 рублей.
Таким образом, по мнению Заявителя, начальная (максимальная) цена государственного контракта не соответствует требованиям Указания Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а конкурсная документация содержит недостоверные сведения о начальной (максимальной) цене государственного контракта.
В объяснении по существу жалобы ФКУ "ЦХ и СО МВД по РСО-Алания" пояснило, что контрактной службой ФКУ "ЦХ и СО МВД по РСО-Алания" 3 июня 2015 года было размещено извещение о проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сумму 3870984,86 рублей с прикрепленным в виде отдельного файла расчетом НМЦК.
5 июня 2015 года от АО "СОГАЗ" поступил запрос на разъяснения положения конкурсной документации в части уточнения коэффициента КН для транспортного средства ВАЗ-211440 гос. номер М921АВ при расчете НМЦК. При рассмотрении данного запроса Заказчиком была выявлена техническая ошибка при расчете страховой премии по вышеуказанному транспортному средству и принято решение о внесении в конкурсную документацию соответствующих изменений, при этом положения части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе нарушены не были (увеличение размера обеспечения заявок не допущено). Изменения опубликованы 8 июня 2015 года.
Также, при повторной проверке закупки расчетов НМЦК, по транспортному средству Форд Фокус гос. номер С 481 РЕ (позиция N431) была обнаружена ошибка при расчете страховой премии, которая составляла 9077,54 рублей, в то время как размер ее не может превышать 7719,00 рублей. Заказчиком принято решение о внесении изменений в конкурсную документацию в части касающейся вышеуказанного.
При расчете НМЦК использованы минимальные ставки базового страхового тарифа, так как лимиты бюджетных обязательств Заказчика ограничены определенной суммой, что не является нарушением соответствующего законодательства РФ.
На основании изложенного, ФКУ "ЦХ и СО МВД по РСО-Алания" просит признать жалобу ОСАО "РЕСО- Гарантия" необоснованной в связи с тем, что последние изменения в конкурсную документацию были внесены ранее даты уведомления Заказчика о поступившей жалобе.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1.03.06.2015 года на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов ФКУ "ЦХ и СО МВД по РСО-Алания" разместило извещение N0810100000315000062 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд МВД по РСО - Алания и Документацию для проведения указанного Конкурса, утвержденную начальником ФКУ "ЦХ и СО МВД по РСО-Алания" 03.06.2015года.
Согласно пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 3 статьи 49 и части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать начальную (максимальную) цену контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
На основании Постановления Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта в случае заключения контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования.
Следовательно, при проведении конкурса на право заключения договоров по страхованию ОСАГО заказчик обязан указать в конкурсной документации максимальное значение цены контракта и формулу определения начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно статье 1 Закона об ОСАГО, под страховыми тарифами понимаются ценовые ставки, установленные в соответствии с Законом об ОСАГО, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об ОСАГО, регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с Законом об ОСАГО актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками и действуют в течение не менее чем одного года (части 2,3 статьи 8 Закона об ОСАГО). Часть 1 статьи 9 Закона об ОСАГО устанавливает, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У (с учетом Указания Банка России от 20 марта 2015 г. N 3604-У) утверждены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Указание Банка России).
Пункт 13 Раздела II "Информационная карта конкурса" содержит информацию о том, что цена государственного контракта формируется в соответствии с Указанием Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Однако, в нарушение части 2 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49 и части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N19 от 13.01.2015 года, Конкурсная документация содержит расчет страховой премии с использованием минимальной ставки базового страхового тарифа, то есть не содержит максимального значения цены контракта, а также формулы цены контракта.
2. В позиции N 431 Приложения к рапорту на право заключения государственного контракта владельцев транспортных средств, приложенного к Конкурсной документации, при расчете страховой премии по транспортному средству Форд Фокус, VEST X9FMXXEEBMDR29338 страховая премия составляет 9 077,54 руб.
Однако, в соответствии с п.5 Приложения 4 к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать 3-кратный размер базового страхового тарифа, скорректированного в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, исходя из которой, размер страховой премии по транспортному средству Форд Фокус, VIN X9FMXXEEBMDR29338 не может превышать 7 719,00 рублей.
Таким образом, Конкурсная документация не соответствует требованиям Указания Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Согласно части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В порядке части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, 17.06.2015 года ФКУ "ЦХ и СО МВД по РСО-Алания" внесло изменения в Конкурсную документацию и привело ее в соответствие с требованиями Указания Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" по позиции N 431 Приложения к рапорту на право заключения государственного контракта владельцев транспортных средств.
Указанные изменения в установленном порядке были размещены на официальном сайте.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу филиала ОСАО "РЕСО-Гарантия" в г.Владикавказе на действия государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания" при осуществлении закупки на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (открытый конкурс N0810100000315000062).
2.Признать в действиях ФКУ "ЦХ и СО МВД по РСО-Алания" при проведении открытого конкурса N0810100000315000062 нарушение части 2 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 3 статьи 49 и части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N19 от 13.01.2015 года.
3. Выдать ФКУ "ЦХ и СО МВД по РСО-Алания" предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА246-06/15 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц ФКУ "ЦХ и СО МВД по РСО-Алания" к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 23 июня 2015 г. N А246-06/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2015