Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 июня 2015 г. N 06-392/15т
изготовлено в полном объеме 10 июня 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе:
Кырбасова В.П.-начальникаотдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
Даниловой В.А. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее также - ООО "Монолит", Общество, заявитель):Запорожец А.Ю. (представитель по доверенности);
от заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Нерюнгринская центральная районная больница" (далее также - ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ", заказчик): Сабанов Г.Г.(представитель по доверенности);
от аукционной комиссии, уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), аукционная комиссия, уполномоченный орган): представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, а также письменное пояснение,
рассмотрев жалобу ООО "Монолит" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "НерюнгринскаяЦРБ" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту акушерского отделения ГБУ РС(Я) "Нерюнгриская ЦРБ" (2 этап) (извещение N 0116200007915001719),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 года,
у с т а н о в и л а:
29 мая 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Монолит" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "НерюнгринскаяЦРБ" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту акушерского отделения ГБУ РС(Я) "Нерюнгриская ЦРБ" (2 этап) (извещение N 0116200007915001719).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте www.zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 05 июня 2015 года в 11 часов 00 минут.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Монолит"05 июня 2015 года заявителем было представлено дополнение к жалобе.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Монолит" жалобу поддержала в полном объеме и пояснила, что 12 мая 2015 года заказчик направил Обществу проект контракта, на что Обществом был опубликован протокол разногласий. 20 мая 2015 года заказчиком направлен проект контракта с учетом замечаний, содержащихся в протоколе разногласий. 25 мая 2015 года в качестве обеспечения исполнения контракта была опубликована Банковская гарантия N 132103312-2015 от 22 мая 2015 года.
Между тем, 27 мая 2015 года заказчиком был опубликован протокол об отказе заключения контракта с ООО "Монолит".
В данном протоколе заказчик ссылается, в том числе на то, что Банковская гарантия N 132103312-2015 от 22 мая 2015 года не соответствовала требованиям аукционной документации и действующего законодательства, а также на то, что вторая часть заявки Общества не соответствует требованиям аукционной документации.
22 мая 2015 года Обществом направлено заявление о замене Банковской гарантии N 132103312-2015 от 22 мая 2015 года, которая впоследствии была переоформлена с учетом замечаний заказчика и опубликована на официальном сайте zakupki.gov.ru29 мая 2015 года.
Факт соответствия второй части заявки на участие в электронном аукционе ООО "Монолит" подтверждается решением аукционной комиссии уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения дела представительГБУ РС(Я) "Нерюнгриская ЦРБ" с жалобой ООО "Монолит" не согласился и пояснил, что решение об отказе заключения контракта с ООО "Монолит" было принято на том основании, что в соответствии с Постановлением Российской Федерации от 04.02.2915 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99) к участникам закупки в аукционной документации были установлены дополнительные требования (представление копий ранее исполненных контрактов, договоров и актов выполненных работ).
Постановлением N 99 установлено, что стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Между тем, представленные во второй части заявки ООО "Монолит" документы данному требованию не соответствуют.
Кроме того, представленная Обществом Банковская гарантия N 132103312-2015 от 22 мая 2015 года не соответствовала требованиям аукционной документации и действующего законодательства.
В ходе рассмотрения дела пояснение Госкомзакупок РС(Я)оглашено в полном объеме, из которого следует, что уполномоченный орган согласен с доводами жалобы заявителя в части необоснованного отказа заказчика от заключения контракта на основании несоответствия заявителя дополнительным требованиям, установленным в Постановлении N 99.Обществом в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе представлены договора с ценой более 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
13 апреля2015года на официальном сайтеwww.zakupki.gov.ruи на сайте оператора электронной площадки ОАО "РТС-тендер"уполномоченным органомразмещеноизвещение N0116200007915001719о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту акушерского отделения ГБУ РС(Я) "Нерюнгриская ЦРБ" (2 этап), а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 38 670 000рублей00 копеек.
30 апреля 2015 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N0116200007915001719-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (29 апреля 2015 года) поступило15 (пятнадцать) заявок от участников закупки с порядковыми номерами заявок1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 , 9 (ООО "Монолит"), 10, 11, 12, 13, 14, 15.Аукционная комиссия приняла решение допустить к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
05 мая 2015 года проведен электронный аукцион. Предложения участников закупки о цене контракта выглядят следующим образом:
Порядковый номер участника |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
9 |
16 636 645,99 |
05.05.2015 04:28:47.627 (по московскому времени) |
понижение |
6 |
16 829 995,99 |
05.05.2015 04:27:12.223 (по московскому времени) |
понижение |
2 |
22 645 369,07 |
05.05.2015 04:05:42.630 (по московскому времени) |
понижение |
8 |
23 449 954,55 |
05.05.2015 04:04:46.630 (по московскому времени) |
понижение |
5 |
25 614 227,13 |
05.05.2015 04:01:59.330 (по московскому времени) |
понижение |
13 |
27 011 604,05 |
05.05.2015 03:58:24.193 (по московскому времени) |
понижение |
3 |
30 899 637,94 |
05.05.2015 03:52:08.210 (по московскому времени) |
понижение |
10 |
33 703 805,53 |
05.05.2015 03:51:26.143 (по московскому времени) |
понижение |
14 |
34 321 840,09 |
05.05.2015 03:51:11.617 (по московскому времени) |
понижение |
11 |
35 627 696,24 |
05.05.2015 03:50:41.633 (по московскому времени) |
понижение |
1 |
36 736 500 |
05.05.2015 03:50:10.780 (по московскому времени) |
понижение |
4 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
7 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
12 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
15 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
06 мая 2015 года проведена процедура подведения итогов электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116200007915001719-2.
Согласно указанному протоколу, аукционная комиссия приняла решение признать заявки участников закупки с порядковыми номерами 9 (ООО "Монолит"), 1 соответствующими требованиям аукционной документации, а заявки участников закупки с порядковыми номерами 6, 2, 8, 5, 13, 3, 10, 14, 11 несоответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Монолит"обоснованнойпо следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0116200007915001719-2 от 06 мая 2015 года победителем признан участник закупки ООО "Монолит".
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации отоваре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
12 мая 2015 года заказчик направил проект контракта ООО "Монолит".
Частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
18 мая 2015 года ООО "Монолит" направило заказчику протокол разногласий к проекту контракта.
Согласно части 5 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
20 мая 2015 года заказчик учел замечания, содержащиеся в протоколе разногласий и направил проект контракта ООО "Монолит".
Согласно части 6 статьи 70 закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
25 мая 2015 года (в срок, регламентированный Законом о контрактной системе) ООО "Монолит"подписало проект контракта, а также представило в качестве обеспечения исполнения контрактаБанковскую гарантию N 132103312-2015 от 22 мая 2015 года, выданную акционерным обществом К2 Банк.
В соответствии с частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Между тем, в срок, установленный частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе(до 29 мая 2015 года) заказчик не подписал проект контракта, а 27 мая 2015 года принял решение об отказе от заключения контракта с ООО "Монолит", о чем составлен соответствующий протокол и опубликован на официальном сайтеwww.zakupki.gov.ru.
Согласно данному протоколу причиной отказа от заключения контракта с ООО "Монолит" является следующее:
- представленная Обществом в качестве обеспечения контракта Банковская гарантия N 132103312-2015 от 22 мая 2015 года не соответствует требованиям аукционной документации и действующего законодательства в части установления обязательств заказчика и подрядчика (возмещение подрядчиком убытков, представление пакета документов заказчиком банку, обязанность уведомления заказчиком банка о изменении условий контракта, место подсудности и прочее);
- на основании Постановления N 99 в аукционной документации было установлено требование к участникам закупки о представлении в составе второй части заявки исполненных контрактов (копий), цена каждого из которых составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта. Между тем, данное требование участником закупки ООО "Монолит" исполнено не было.
Из материалов дела следует, что в аукционной документации требования к банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения контракта установлены в части 8 "Обеспечение исполнения Контракта" проекта контракта. Между тем, ни в данном разделе проекта контракта, ни в каком либо другом разделе аукционной документации, ни в Законе о контрактной системе не установлены требования к оформлению и содержанию банковской гарантии, на которые ссылается заказчик в протоколе отказа от заключения контракта с ООО "Монолит" от 27 мая 2015 года.
Более того, ознакомившись с протоколом отказа от заключения контракта от 27 мая 2015 года ООО "Монолит" 28 мая 2015 года обратилось в акционерное общество К2 Банк с заявлением о замене Банковской гарантии N 132103312-2015 от 22 мая 2015 года (которая, при этом, соответствовала требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе) и 29 мая 2015 года представило банковскую гарантию переоформленную с учетом замечаний заказчика.
Следовательно, признание заказчиком Банковской гарантии N 132103312-2015 от 22 мая 2015 года, представленной ООО "Монолит" в качестве обеспечения исполнения контракта, несоответствующей требованиям аукционной документации и действующего законодательства неправомерно.
На основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановления N 99 к участникам закупки были установлены следующие требования:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Материалами дела установлено, что участник закупки ООО "Монолит" в исполнение данного требования представил договоры с ценой более 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Кроме того, Комиссия отмечает, что рассмотрение вторых частей заявок участников закупки и принятие решение об их соответствии/несоответствии является прерогативой аукционной комиссии.Из протокола подведения итогов электронного аукциона N 0116200007915001719-2 от 06 мая 2015 года, а также письменных пояснений аукционной комиссии также следует, что ООО "Монолит" представил необходимые договоры с ценой более 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, и, соответственно, вторая часть заявки данного участника соответствует требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Следовательно, выводзаказчикао непредставлении ООО "Монолит" в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе договоров в соответствии с Постановлением N 99 неправомерен.
При этом, в соответствии с частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1 и 2 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Таким образом, заказчик нарушилчасть 9 статьи 31 Закона о контрактной системев частинеправомерного принятия решения об отказе от заключения контракта с данным участником закупки от 27 мая 2015 года, а также часть 7 статьи 70 Закона о контрактной системе в части неподписания в установленный Законом о контрактной системе срок проекта контракта, направленного ООО "Монолит" 20 мая 2015 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1.Признать жалобуООО "Монолит" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "НерюнгринскаяЦРБ" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту акушерского отделения ГБУ РС(Я) "Нерюнгриская ЦРБ" (2 этап) (извещение N 0116200007915001719)обоснованной.
2. Признать заказчика ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" нарушившим часть 9 статьи 31, часть 7 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки,определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: М.Н. Петухова
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 июня 2015 г. N 06-392/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2015