Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 июня 2015 г. N 06-421/145т
изготовлено в полном объеме 16июня2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе:
Игнатьевой А.А.-вр.и.о. начальникаотдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
Даниловой В.А. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ВТВ-888" (далее также - ООО "ВТВ-888", Общество, заявитель):не явились, о месте и времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от Единой комиссии, заказчикамуниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика муниципального образования "Намский улус" Республики Саха (Якутия) (далее также -МКУ"СЕЗ МО "Намский улус" РС(Я),Единая комиссия, заказчик): Алексеев А.С. (директор),
рассмотрев жалобу ООО "ВТВ-888" на действия Единой комиссии МКУ "СЕЗ МО "Намский улус РС(Я)" при проведении электронного аукциона на строительство детского сада на 50 мест в местности "Кеччу"Намского улуса (извещение N 0816300000715000007),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 года,
у с т а н о в и л а:
08июня2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ВТВ-888" на действия Единой комиссии МКУ "СЕЗ МО "Намский улус РС(Я)" при проведении электронного аукциона на строительство детского сада на 50 мест в местности "Кеччу"Намского улуса (извещение N 0816300000715000007).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте www.zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 16 июня 2015 года в 16 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "ВТВ-888"оглашена в полном объеме, из которой следует, чтозаявителюнеправомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине того, что толщина бруска по позиции 9 предложения Общества не соответствует требованиям аукционной документации.С решением Единой комиссии не согласны. Кроме того, указывают, что протокол рассмотрения первых частей заявок не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела представитель МКУ "СЕЗ МО "Намский улус РС(Я)" с жалобой заявителя не согласился и пояснил, чтов пункте 9 "Ведомость потребных ресурсов" аукционной документации установлены, в том числе следующие требования к брускам: толщина 100, 125 мм. Участникам закупки необходимо было указать оба значения, так как при выполнении работ необходимо будет использовать бруски обеих толщин. Между тем, участник закупки ООО "ВТВ-888" указал только значение 100 мм, в связи с чем ему было отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
01 апреля 2015 года на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки заказчиком размещено извещение N 0816300000715000007 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству на строительство детского сада на 50 мест в местности "Кеччу"Намского улуса, а также документация электронного аукциона.
14 мая 2015 года в аукционную документацию внесены изменения.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 15 897 797 рублей 00 копеек.
02 июня 2015 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен соответствующий протокол.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (01 июня 2015 года) поступило10 (десять) заявок от участников закупки с защищенными номерами 6147333 (ООО "ВТВ-888"), 2942089, 6902386, 2064446, 1511511, 2597418, 4780285,1148710, 3670964, 8683298.
Единаякомиссия приняла решение допустить к участию в электронном аукционе участников закупки с защищенными номерами заявок 2942089, 2064446, 1148710 и отказать в допуске участникам закупки с защищенными номерами заявок6147333 (ООО "ВТВ-888"), 6902386, 1511511, 2597418, 4780285, 3670964, 8683298.
18 мая 2015 года проведен электронный аукцион. Предложения участников закупки о цене контракта выглядят следующим образом:
N п/п |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Тип цены |
Процент снижения |
Время поступления предложения |
Защищенный номер заявки |
1 |
11939245.73 |
понижение |
24.90 % |
05.06.2015 04:00:15 |
2064446 |
2 |
12718237.68 |
понижение |
20.00 % |
05.06.2015 03:59:37 |
2942089 |
05 июня 2015 года проведена процедура подведения итогов электронного аукциона, о чем составлен соответствующий протокол.
Согласно указанному протоколу Единая комиссия приняла решение признать заявки участников закупки с номерами 2064446, 2942089соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "ВТВ-888"обоснованнойпо следующим основаниям.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 02 июня 2015 года участнику закупки ООО"ВТВ-888" (защищенный номер заявки 6147333) отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании следующего: "В техническом предложении участника, в позиции N 9 толщина бруска не соответствует требованию заказчика".
Предметом закупки согласно извещению N 0816300000715000007 является выполнение работ по строительству на строительство детского сада на 50 мест в местности "Кеччу"Намского улуса.
Поскольку в аукционной документации нет указания на товарный знак, то применению подлежит подпункт "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно указанной норме первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесноеобозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
В "Ведомость потребных ресурсов" аукционной документации установлены, в том числе следующие требования к товару по позиции 9:
N пп |
Наименование работ и затрат |
Тех. характеристика |
Место происхождения |
9 |
Устройство элементов каркаса из брусьев |
Бруски обрезные хвойных пород длиной 4 - 6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 100, 125 мм, II сорта |
|
В заявке ООО "ВТВ-888" по данной позиции указано следующее:
N пп |
Наименование работ и затрат |
Тех. характеристика |
Место происхождения |
9 |
Устройство элементов каркаса из брусьев |
Бруски обрезные хвойных пород длиной 6 м, шириной 100 мм, толщиной 100 мм, II сорта |
|
В ходе рассмотрения дела представитель Единой комиссии пояснил, что участникам закупки по данной позиции в отношении толщины брусков необходимо было указать оба показателя, так как при выполнении работ будут использоваться бруски обеих толщин.
Между тем, аукционная документация не содержит информации, что при выполнении работ будут использоваться бруски с толщиной 100 и125 мм, а также информации обиспользуемом количестве данных материалов.
При этом, "Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации не содержит четких указаний в отношении того, что нужно указать участникам закупки в данном случае.
Более того, из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 02 июня 2015 года следует, что 4 из 10 участникам закупки отказано в допуске к участию в электронном аукционе, в том числе по причине несоответствия показателей требованиям аукционной документации по позиции 9.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что ввиду отсутствия в аукционной документации соответствующего указания,участники закупки, и в том числе заявитель,растолковали требование заказчика "толщиной 100, 125 мм" как показатели, из которых необходимо выбрать конкретное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Положениями ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, Единая комиссия нарушила требования части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отказа в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки ООО "ВТВ-888".
При этом, Комиссия указывает, что учитывая то, что согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер и то, что как следует из пояснений заказчикаМКУ "СЕЗ МО "Намский улус" РС(Я) необходимы бруски с толщиной 100 и 125 мм, то заказчику необходимо внести соответствующую информацию в аукционную документацию.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок, содержащий информацию об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Между тем, в нарушение данной нормы, из вышеприведенной выдержки протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 02 июня 2015 года не содержит всю необходимую информацию.
В ходе внеплановой проверки установлены следующие нарушения.
Из пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановление Российской Федерации от 04.02.2915 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99) устанавливает следующие дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Извещением N 0816300000715000007 установлено следующее:
- предмет закупки - выполнение работ по строительству на строительство детского сада на 50 мест в местности "Кеччу" Намского улуса;
- начальная (максимальная) цена контракта - 15 897 797 рублей 00 копеек;
- код по ОКПД - 45.21.15.120.
Следовательно, у заказчика в соответствии с требованиями части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе возникает обязанность по установлению дополнительных требований к участникам закупки.
Между тем, в нарушение части 4 статья 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в аукционной документациивышеуказанные дополнительныетребования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системеотсутствуют.
При этом, антимонопольный орган отмечает, что согласно Постановлению N 99 документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ.При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Следовательно, аукционная документация должна соответствовать извещению о проведении электронного аукциона.
Так как данная закупка осуществляется для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (как следует из пояснений представителя заказчика в ходе рассмотрения дела), то в извещении N 0816300000715000007 установлено соответствующее ограничение.
Между тем, в пункте 18.3, 18.4 "Общая информация" аукционной документации в разделе установление ограничения в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций указано - не установлены.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчиком допущены разночтения в извещении N 0816300000715000007и аукционной документации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1.Признать жалобуООО "ВТВ-888" на действия Единой комиссии МКУ "СЕЗ МО "Намский улус РС(Я)" при проведении электронного аукциона на строительство детского сада на 50 мест в местности "Кеччу"Намского улуса (извещение N 0816300000715000007)обоснованной.
2. Признать Единую комиссию МКУ "СЕЗ МО "Намский улус РС(Я)"нарушившейчасть 5, пункт 2 части 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать заказчика МКУ "СЕЗ МО "Намский улус РС(Я)" нарушившимчасть 3 статьи 30, часть 4 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Единой комиссии, заказчику МКУ "СЕЗ МО "Намский улус РС(Я)"предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки,определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии А.А. Игнатьева
Члены комиссии: М.Н. Петухова
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 июня 2015 г. N 06-421/145т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2015