Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 июня 2015 г. N 06-431/15т
изготовлено в полном объеме 23 июня 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе:
Игнатьевой А.А. - врио начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Айхал-Строй" (далее - ООО "Айхал-Строй", заявитель, Общество): Охлопков А.А. (директор),
от закупочной комиссии и государственного заказчика ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская республиканская гимназия имени М.А. Алексеева" (далее по тексту - закупочная комиссия, государственный заказчик): Алексеева Н.Ю., Эверстов В.С. (представители по доверенностям),
рассмотрев жалобу ООО "Айхал-Строй" на действия закупочной комиссии ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская республиканская гимназия имени М.А. Алексеева" при проведении запроса предложений на выполнение работ по капитальному ремонту здания Гимназии Республики Саха (Якутия) (извещение N 0316200057615000006), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
10 июня 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Айхал-Строй" на действия закупочной комиссии ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская республиканская гимназия имени М.А. Алексеева" при проведении запроса предложений на выполнение работ по капитальному ремонту здания Гимназии (извещение N 0316200057615000006).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 18 июня 2015 года в 16 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Айхал-Строй" пояснил следующее.
Заявитель обжалует неправомерное решение закупочной комиссии в части признания заявки Общества не соответствующей требованиям документации, указывает, что заявка была составлена в соответствии с требованиями документации и процедура оценки заявок участников закупки проводится на основании критериев, установленных в документации.
Технические, функциональные характеристики товаров, используемых в ходе выполнения работ не могут быть основанием для отстранения заявок, поскольку не является критерием для оценки заявок участников закупки.
Также указывает, что учредитель Общества не является иностранным гражданином, связи с чем графа заявки аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица) не была заполнена.
Просит признать жалобу необоснованной, выдать соответствующее предписание.
Представители закупочной комиссии, государственного заказчика по жалобе ООО "Айхал-Строй" пояснили следующее.
В качестве обоснования проведения запроса предложения указывают, что электронный аукцион выполнение работ по капитальному ремонту здания Гимназии Республики Саха (Якутия) (извещение N 0116200007915003459) признан не состоявшимся.
В силу ч. 4 ст. 71 и п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе заказчиком принято решение о проведении запроса предложений.
Участник закупки ООО "Айхал-Строй" был отстранен на основании ч. 10 ст. 83 Закона о контрактной системе. В документации о проведении запроса предложений установлены следующие требования:
а) Сведения об участнике закупки "Идентификационный номер налогоплательщика участника или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника (для иностранного лица)". Между тем, участник не указал ИНН Общества, как юридического лица;
б) Предложение участника запроса предложений в отношении объекта закупки с предоставлением описания цифровых показателей характеристик товара, необходимого для выполнения работ (сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах), иные сведения о товаре представлены в Приложение к технической части документации о проведении запроса предложений) "Ведомость и характеристика основных применяемых материалов".
По п. 2 "Раствор готовый кладочный цементный марки 200" по параметру "Расход воды на 10 кг 1,6-1,8 литра" участник указал 11,8 литра, т.е. предложение участника больше требуемого показателя;
- по п. 7 "Плитки керамические" по параметру "толщина" установлено более 4 мм, участник указал ровно 4 мм, что не соответствует требованиям документации, требуемый показатель должен быть 5 или больше;
- по п. 65 "Фанера" по параметру "толщина" установлено более 10 мм. Участник указал ровно 10 мм, между тем, требуемый показатель должен быть 11 или больше.
Таким образом, заявка участника запроса предложений не соответствует требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений.
Участник в своей жалобе указывает: "Технические, функциональные характеристики товаров, используемых при выполнении работ не могут быть основанием для отстранения заявок, так как не является критерием для оценки заявок участников согласно указанных критериев в документации о проведении запроса предложений".
Заказчик при составлении и размещении извещения и документации о проведении запроса предложений руководствовался ч. 4, п. 2 ч. 6 и ч. 7 ст. 83 Закона о контрактной системе, где предусмотрено, что в описании объекта закупки заказчик вправе устанавливать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
02 июня 2015 года государственным заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0316200057615000006 о проведении запроса предложений на выполнение работ по капитальному ремонту здания Гимназии, а также закупочная документация.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 20 000 000, 00 руб.
08 июня 2015 года проведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений, их рассмотрение и оценка, о чем составлен протокол проведения запроса предложений и на официальном сайте размещена выписка из данного протокола.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений поступило шесть заявок на участие в запросе предложений от участников закупки ИП Яроева Е.С., ООО "Айхал-Строй", ООО "ВСК", ООО "Студия 212", ООО "Газстройсервис", ООО "Оникс".
Решением закупочной комиссии отстранены от участия в запросе предложений на основании не соответствия требованиям закупочной документации участники закупки ООО "Айхал-Строй", ООО "ВСК", ООО "Газстройсервис", ООО "Оникс". Признаны соответствующими требованиям, установленным в закупочной документации участники закупки ИП Яроева Е.С., ООО "Студия 212".
По итогам рассмотрения и оценки лучшей заявкой признана заявка участника закупки ИП Яроева Е.С.
09 июня 2015 года оформлен итоговый протокол проведения запроса предложений, согласно которому окончательные предложения от участников закупки не поступили, рассмотрены и оценены условия исполнения контракта, содержащиеся в заявках не отстраненных участников закупки.
По итогам оценки заявок победителем признан участник закупки ИП Яроева Е.С., заявке которой присвоен первый номер.
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "Айхал-Строй" признала обоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует отстранение Общества от участия в запросе предложений.
Согласно протоколу проведения запроса предложения от 08 июня 2015 года участник закупки ООО "Айхал-Строй" отстранен от участия в запросе предложения на основании ч. 10 ст. 83 Закона о контрактной системе. В документации о проведении запроса предложений установлены следующие требования:
а) Сведения об участнике закупки "Идентификационный номер налогоплательщика участника или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника (для иностранного лица)". Между тем, участник не указал ИНН Общества, как юридического лица;
б) Предложение участника запроса предложений в отношении объекта закупки с предоставлением описания цифровых показателей характеристик товара, необходимого для выполнения работ (сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах), иные сведения о товаре представлены в Приложение к технической части документации о проведении запроса предложений) "Ведомость и характеристика основных применяемых материалов".
По п. 2 "Раствор готовый кладочный цементный марки 200" по параметру "Расход воды на 10 кг 1,6-1,8 литра" участник указал 11,8 литра, т.е. предложение участника больше требуемого показателя;
- по п. 7 "Плитки керамические" по параметру "толщина" установлено более 4 мм, участник указал ровно 4 мм, что не соответствует требованиям документации, требуемый показатель должен быть 5 или больше;
- по п. 65 "Фанера" по параметру "толщина" установлено более 10 мм. Участник указал ровно 10 мм, между тем, требуемый показатель должен быть 11 или больше.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений должна содержать требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений.
Как следует из материалов дела, в пункте 16 Информационной карты закупочной документации заказчиком установлены требования к форме, содержанию и составу заявки на участие в запросе предложений, в том числе, что заявка на участие в запросе предложений, оформляется по форме заявки на участие в запросе предложений (Приложение N 2 к Информационной карте, приложение N 1 к заявке на участие в запросе предложений), а также, что предложение участника запроса предложений в отношении объекта закупки с предоставлением описания цифровых показателей характеристик товара, необходимого для выполнения работ (сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах), иные сведения о товаре представлены в Приложение к технической части документации о проведении запроса предложений), и предоставлением наименования места происхождения товара или наименования производителя товара, необходимого для выполнения работ (подпункт 8 пункта 16 ИК).
Вместе с тем, установлено, что в положениях закупочной документации имеется опечатка: под Приложением N 2 к Информационной карте указывается Приложение N 1 к Информационной карте.
Также с наименованием "Приложение N 1 к заявке на участие в запросе предложений" утверждены две формы - одна про технические, функциональные характеристики товаров, используемых при выполнении работ, другая про условия исполнения контракта.
Порядок проведения запроса предложений законодателем установлен в ст. 83 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 83 Закона о контрактной системе закупочная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из системного толкования вышеуказанных норм Закона о контрактной системе следует, что заказчики обязаны устанавливать в отношении объекта закупки при всех способах закупок требования к описанию объекта закупки в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, но, при этом, с соблюдением такого требования, как объективность описания объекта закупки.
Как установлено материалами дела, описание объекта закупки заказчиком установлено в п. 5.3 "Ведомость и характеристика основных применяемых материалов" Технической части закупочной документации с указанием максимальных и (или) минимальных показателей.
Одним из оснований отстранения заявителя в протоколе проведения запроса предложения указано "Раствор готовый кладочный цементный марки 200" по параметру "Расход воды" на 10 кг 1,6-1,8 литра участник указал 11,8 литра. Как следует из пояснения представителя Общества данное указание явилось опечаткой при заполнении заявки.
В ходе проведения в внеплановой проверки также установлено, что закупочной комиссией заказчика участники закупки ООО "ВСК", ООО "Газстройсервис", ООО "Оникс" отстранены на основании несоответствия показателей товаров, используемых в ходе выполнения работ значениям, установленным в закупочной документации по таким параметрам, как "Цвет" по позиции "Трансформатор тока", "рН среды" по позиции "Грунтовка акриловая", "Массовая доля летучести веществ" по позиции "Мастика клеящая кумаронокаучуковая КН-3".
Также в п. 5.3 "Ведомость и характеристика основных применяемых материалов" Технической части закупочной документации установлены такие параметры, как расход грунтовки на определенные поверхности, ее условная вязкость, сухой остаток краски, массовая доля нелетучих веществ шпатлевки, предел прочности при сжатии портландцемента и прочее.
В ходе рассмотрения дела, представители заказчика не представили доказательств, свидетельствующих и обосновывающих потребность заказчика об использовании материалов с указанными характеристиками. Более того, заказчику в частности необходим и важен конечный результат выполненных работ, а не процесс его выполнения.
Проанализировав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, с учетом конкретных обстоятельств дела, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что описание объекта закупки не носит объективный характер в силу вышеуказанных требований к материалам (товарам), используемым в ходе выполнения работ, что нарушает положения п. 2 ч. 6 ст. 83, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, как следует из материалов дела, также одним из оснований отстранения заявителя явилось не указание Обществом идентификационного номера налогоплательщика, как юридического лица по форме установленной в Приложении N 1 к Информационной карте.
Комиссия антимонопольного органа изучив, представленные документы, в частности заявку участника закупки ООО "Айхал-Строй" приходит к выводу, что указание на идентификационный номер налогоплательщика в заявке на участие в запросе предложений содержится, поскольку непосредственно сама заявка оформлена на бланке организации Общества, где под фирменным наименованием организации указан ИНН юридического лица - 1435255870, более того, в составе заявки также представлена выписка из единого реестре юридических лиц, где в пункте 4 выписки указан ИНН юридического лица - 1435255870. Таким образом, антимонопольный орган приходит к выводу, что закупочная комиссия при процедуре рассмотрения заявок участников закупки должна в большей степени оценивать всю заявку целости, нежели в частности, в отдельно взятых фрагментах заявки.
Действия закупочной комиссии выразившееся в отклонении заявки заявителя на основании не указания ИНН юридического лица в заявке на участие в запросе предложения противоречит принципам и целям контрактной системы, которые выражены в результативности и эффективности осуществления закупки и цель, которых является определение победителя торгов и заключение впоследствии с ним государственного контракта для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в частности для обеспечения нужд Гимназии (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем, не указание определенных сведений, в частности ИНН юридического лица должно влечь за собой нарушение прав и законных интересов заказчика, между тем, данный факт материалами дела не установлен, а представителями заказчика не доказан.
В соответствии с чч. 1, 2 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, с учетом выше установленных обстоятельств дела, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что действие закупочной комиссии, выраженное в отстранении участника закупки на основании несоответствия указанных показателей по параметрам не носящие объективный характер, а также не указания Обществом ИНН юридического лица нарушает положения ч. 1 ст. 1, ст. 8, ч. 10 ст. 83 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Айхал-Строй" подлежит признанию обоснованной.
Вместе с тем, на указание заявителя о том, что заказчик не вправе устанавливать технические характеристики в описании объекта закупки, а также требовать указания показателей, соответствующие значениям, установленным в документации в заявке, Комиссией антимонопольного органа не может быть рассмотрено в силу следующего.
Согласно ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
Из буквального толкования вышеприведенного положения Закона N 44-ФЗ следует, что в случае несогласия участника закупки с положениями документации, такой участник вправе обжаловать действия заказчика или иного лица, утвердившего документацию о закупке, исключительно до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Между тем, срок для обжалования положений закупочной документации заявителем в контрольный орган в сфере закупок истек.
При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке (ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе).
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Айхал-Строй" на действия закупочной комиссии ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская республиканская гимназия имени М.А. Алексеева" при проведении запроса предложений на выполнение работ по капитальному ремонту здания Гимназии (извещение N 0316200057615000006) обоснованной. Довод заявителя об обжаловании положений закупочной документации не подлежащим рассмотрению в силу ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе.
2. Признать государственного заказчика ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская республиканская гимназия имени М.А. Алексеева" нарушившим п. 2 ч. 6 ст. 83, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Признать закупочную комиссию ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская республиканская гимназия имени М.А. Алексеева" нарушившей ч. 1 ст. 1, ст. 8, ч. 10 ст. 83 Закона о контрактной системе.
4. Выдать закупочной комиссии ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская республиканская гимназия имени М.А. Алексеева" предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием уведомить Якутское УФАС об исполнении предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии А.А. Игнатьева
Члены комиссии: Т.А. Нанова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 июня 2015 г. N 06-431/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2015