Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 июня 2015 г. N 06-437/15т
изготовлено в полном объеме 23 июня 2015года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок(далее также - Комиссия) в составе:
Игнатьевой А.А.-врионачальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. -старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Аптека N 105" (далее - ООО "Аптека N 105", заявитель, Общество): представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя заявителя,
от государственного заказчика Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия)(далее - заказчик, Минздрав РС (Я)): Припузова А.В. (представитель по доверенности),
от аукционной комиссии и уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее по тексту - Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): Попов С.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобуООО "Аптека N 105"на действия заказчика Минздрав РС (Я), уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукционана поставку лекарственных препаратов (извещение N 0116200007915003341),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки,действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
15 июня 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилажалоба ООО "Аптека N 105"на действия заказчика Минздрава РС (Я), уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (извещение N 0116200007915003341).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 19 июня 2015 года в 11 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалобаООО "Аптека N 105"оглашена в полном объеме из содержания, которой следует, чтозаявитель обжалует применение преференции в отношении заявителя, а именно снижение цены контракта, предложенной участником закупки на 15%.
Указывает, что предложенный участником данный лекарственный препарат не имеет российского, армянского, белорусского и/или казахстанскогоаналогов, единственный препарат с МНН "Симепревир" с торговым наименованием "Совриад R" зарегистрировано производителем иностранного государства.
Следовательно, преференция не может быть применена, поскольку другие участники аукциона не имели возможности предложить к поставке препарат армянского, белорусского и/или казахстанского производства.
Просит выдать предписание заказчику заключить контракт по цене предложенной участником закупки, без применения преференции.
Представитель уполномоченного органа, аукционной комиссии пояснил следующее по жалобе ООО "Аптека N 105".
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В п. 1 Приказа N155 определено, что к препаратам фармацевтическим, продуктам медицинским химическим и продуктам лекарственным растительным (24.4) установлены условия допуска для целей осуществления закупок.
Объектом закупки по данной закупке является лекарственный препарат симепревир (ОКПД 24.42.13.796), в связи с чем установлены преференции для участников, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения в соответствии с Приказом N155.
Согласно ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 настоящей статьи, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 настоящей статьи получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.
В соответствии с вышеуказанным оператором электронной площадки уполномоченному органу направлены сведения о ценовых предложениях участников закупки, в том числе с учетом преференций. Так, предложения ООО "Аптека N105" поступили к уполномоченному органу в виде "Предложение о цене контракта/Предложение о цене контракта с учетом преференций" - "4643028.00/3946573.80", что и было отражено в протоколе рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов электронного аукциона от 02 июня 2015 года.
Таким образом, нарушений в действиях уполномоченного органа по установлению к данной закупке условий допуска товара в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе и Приказом N155, а также в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа по рассмотрению вторых частей заявок и подведению итогов электронного аукциона не имеется.
Вместе тем, в сложившейся ситуации имеется вина второго участника ООО "ИнтерЛек".
Так, согласно п. 6.1.4 Руководства пользователя ЭТП ММВБ "Госзакупки" (роль: участник закупки) участник закупки при подаче заявки для участия в электронном аукционе самостоятельно указывает и прикрепляет к заявке документы, декларирующие соответствие предлагаемых им товаров условиям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Участник закупки ООО "Аптека N105" данные документы не представил, поскольку предлагал к поставке иностранный товар. Второй участник закупки ООО "ИнтерЛек" в нарушение руководства пользователя представил документы, в связи с чем к его ценовому предложению оператором электронном площадки не применено снижение цены на 15%, а снижение применено к ООО "Аптека N105" (в подтверждение прилагаются скриншоты и выдержка из руководства пользователя).
Согласно п. 7 Приказа N155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Согласно подп. "в" п. 8 Приказа N155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3-7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
Установлением в протоколе цены в виде "Предложение о цене контракта/Предложение о цене контракта с учетом преференций" - "4643028.00/3946573.80" по существу не нарушает прав заявителя. Заключение контракта с победителем электронного аукциона относится к прерогативе заказчика и должно быть заключено с учетом вышеуказанных положений Приказа N155 по цене 4643028 рублей.
Просит признать жалобу необоснованной.
Представитель государственного заказчика по жалобе заявителя пояснила, что при формировании заявки на осуществление закупки в системе web-торги и ее направления в уполномоченный органв отношении данного объекта закупки (лекарственногопрепарата)обязательно устанавливаются условия допуска в соответствии с Приказом МЭР от 25.03.2014 г. N 155. Функциональная возможность не устанавливать применения преференции при формировании заявки в системе отсутствует, поскольку в силу вышеуказанного Приказа предмет закупки входит в перечень товаров по ОКДП в отношении которых применяются преференции.
Так, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона заказчиком было принято решение о направлении контракта победителю закупки ООО "Аптека N 105" с ценой контракта сниженной на 15 %.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),заслушав лиц, участвующих в деле,изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
06 мая 2015 года уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ruи на сайте оператора электронной торговой ММВБ "Госзакупки" размещены извещение N0116200007915003341 о проведенииэлектронного аукционана поставку лекарственных препаратов, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 4 762 080, 00 руб.
26 мая 2015 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок, о чем составлен протокол N 0116200007915003341-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступили три заявки: 456573, 456729, 457421.
Аукционная комиссия приняла решениедопустить к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
29 мая 2015 года на сайте электронной торговой площадкиММВБ "Госзакупки" проведен электронный аукцион, предложения участников о цене государственного контракта выглядят следующим образом:
Место |
Участник |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
1 |
457421 |
29.05.2015 04:06:09 (MSK+00:00) |
4 643 028.00 |
RUR |
2 |
456729 |
29.05.2015 04:05:03 (MSK+00:00) |
4 666 838.40 |
RUR |
02 июня 2015 года проведена процедура рассмотрения вторых частей и подведения итогов электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116200007915003341-2.
Согласно указанному протоколу аукционная комиссия признала вторые части заявок участников закупки, подавших ценовое предложение, соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания государственного контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "Аптека N 105" признала обоснованной на основании следующего.
Заявитель обжалует снижение цены контракта, предложенной участником закупки на 15%. Указывает, что поставляемый товар (лекарственный препарат) не имеет российского (белорусского, казахстанского, армянского) аналогов, следовательно, преференция не может быть применена.
По смыслу ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Так, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 года N 155 установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государствапри осуществлении закупок для нужд заказчиков (далее - Приказ N 155).
Согласно извещению N 0116200007915003341 о проведении открытого аукциона в электронной форме предметом данной закупки является поставка лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием "Симепревир" (далее - МНН).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Часть 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации содержит МНН лекарственного препарата, а также определены характеристики препарата:
N п/п |
Международное непатентованное наименование |
Лекарственная форма, состав, форма выпуска |
Упаковка лекарственного препарата, количество доз в упаковке, комплектность упаковки |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Симепревир |
Капсулы , 150 мг; по 7 капсул в блистере из ПВХ /ПЭ/ПВДХ./АлN28 |
Капсулы , 150 мг; по 7 капсул в блистере из ПВХ /ПЭ/ПВДХ/Ал. N28 |
упак |
9 |
Как следует из материалов дела, участник закупки N456729 (ООО "ИнтерЛек") подавая заявку на участие в электронном аукциона указал в функционале электронной торговой площадки ММВБ "Госзакупки", что поставка включает товар российского происхождения, при этом, предлагая к поставке товар иностранного происхождения, что и послужило основанием для снижения цены контракта победителя электронного аукциона ООО "Аптека N 105" на 15 %.
При этом, все три участника закупки предложили к поставке лекарственные препараты с МНН "Симепревир" с указанием торгового наименования "Совриад", производстваиностранных государств (Бельгия, Италия).
Согласно п. 7 ст. 5 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" к полномочиям федеральных органов исполнительной власти при обращении лекарственных средств относятся, в том числе государственная регистрация лекарственных препаратов, ведение государственного реестра лекарственных средств.
Согласно сведениям, содержащимся в Государственном реестре лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru) (далее - ГРЛС) по МНН "Симепревир" зарегистрированыодно лекарственноесредство с торговым наименованием "СовриадR", производства Бельгии и Италии, в зависимости от стадии производства препарата.
Согласно п. 3 Приказа N 155участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа.
Подпунктом "в" п. 8 Приказа N 155 установлено, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если, в заявках на участие в конкурсе, аукционе или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
При этом, как было выше установлено, все три участника закупки предложили к поставке лекарственный препарат иностранного происхождения.
Как установлено материалами дела, в п. 25 Информационной карты аукционной документации уполномоченным органом предусмотрены запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицамив соответствии с Приказом N 155.
Аналогичное требование установлено и в извещении N 0116200007915003341 о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов предусматривающее предоставление преференции на поставку товаров российского,армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения (Приказ N 155): 15 %.
Как указано выше, материалами дела, установлено, что по международному непатентованному наименованию "Симепревир"согласно ГРЛС, соответствует один лекарственный препарат с торговым наименованием"СовриадR"иностранногопроизводства, лекарственного препарата российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского производств соответствующего требованиям, установленным к поставляемому товару в аукционной документации не имеется.
Следовательно, статья 14 Закона о контрактной системе, порядок, определенный в Приказе N 155 в данном случае не применяются.
Вместе с тем, как пояснила представитель государственного заказчика при формировании заявки на осуществление закупки в системе web-торги и ее направления в уполномоченный орган в отношении данного объекта закупки (лекарственного препарата) обязательно устанавливаются условия допуска в соответствии с Приказом МЭР от 25.03.2014 г. N 155. Функциональная возможность не устанавливать применения преференции при формировании заявки в системе отсутствует, поскольку в силу вышеуказанного Приказа предмет закупки входит в перечень товаров по ОКДП в отношении которых применяются преференции.
Частью 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Также, как пояснила представитель заказчика проект контракта был направлен победителю закупки ООО "Аптека N 105" с ценой контракта сниженной на 15 %.
При изложенных обстоятельствах дела, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что проект контракта заключается по цене, предложенной победителем закупки,поскольку у объекта закупки лекарственного препарата с МНН "Симепревир" отсутствуют аналоги российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского производств,заказчик обязан был руководствоваться положением пп. "в" п. 8 Приказа N 155 инаправить проект контракта по цене предложенной заявителем без снижения цены контракта на 15%.
Таким образом, Комиссией Якутского УФАС России заказчик признан нарушившим ч. 4 ст. 14, ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Аптека N 105" признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Аптека N 105"на действия заказчика Минздрава РС (Я), уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (извещение N 0116200007915003341) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Министерство здравоохранения РС (Я) нарушившим ч. 4 ст. 14, ч. 10 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать государственному заказчику Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии А.А. Игнатьева
Члены комиссии: Т.А. Нанова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 июня 2015 г. N 06-437/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2015