Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 1 июня 2015 г. N 06-381/15т
изготовлено в полном объеме 04 июня2015года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок(далее также - Комиссия) в составе:
Кырбасова В.П.- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшегогосударственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Шемолиной Марины Геннадьевны (далее -ИП Шемолина М.Г., заявитель): не явилась, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя заявителя,
от государственного заказчика ГБУ РС (Я) "Оленекская центральная районная больница" (далее - заказчик): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя заказчика,
от аукционной комиссии и уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее по тексту - аукционная комиссия, Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган): Попов С.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобуИП Шемолина М.Г.на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставкумягкого инвентаря (извещение N 0116200007915002794),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществлениязакупки,действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
25 мая 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилажалобаИП Шемолина М.Г.на действия аукционной комиссии Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку мягкого инвентаря (извещение N 0116200007915002794).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 01 июня 2015 года в 14 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ИП Шемолина М.Г. оглашена в полном объеме.
Вторая часть заявки Общества признана не соответствующей требованиям аукционной документации на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, в связи с непредставлением документов,предусмотренных документацией. Участником не представлен установленный законодательством документ, подтверждающий страну происхождения товара (на брюки и куртки) (Сертификат происхождения СТ-1).
С вышеуказанным решением заявитель не согласен. Указывает, что в соответствии с Постановлением Правительства N 102 от 05.02.2015 года "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102, Перечень) установлен перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно: коды ОКДП 18.21.11.111, 18.21.21.111, 18.21.30.411, 18.21.30.412 "Одежда медицинская".
Между тем, по мнению заявителя, необходимые к поставке куртки мужские и женские утепленные, а также брюки мужские утепленные относятся к ОКДП 18.21.30.290 "Куртки производственные и профессиональные прочие, не включенные в другие группировки" и 18.22.24.110 "Брюки мужские или для мальчиков".
Таким образом, исходя из того, что изделия с кодами 18.21.30.290 и 18.22.24.110 не относятся к Перечню, то установление требования о предоставлении документа СТ-1 участниками закупки неправомерно и незаконно.
Указывает, что заявитель в первой части заявки указала наименование страны происхождения поставляемого товара - Российская Федерация.
Представитель уполномоченного органа, аукционной комиссии пояснил следующее по жалобе ИП Шемолина М.Г.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также условия отклонения заявок, содержащих предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (далее также - Перечень) установлен Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 года N102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Постановление N 102).
Товары, являющиеся объектом закупки включены в данный Перечень с наименованием "Одежда медицинская" с кодами ОКПД 18.21.11.111, 18.21.21.111, 18.21.30.411, 18.21.30.412, 33.10.16.150, причем код 33.10.16.150 - это код группировки "Средства защиты от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды специализированные" и включает в себя следующие коды:
33.10.16.151 "Скафандры всех типов, включая космические";
33.10.16.152 "Костюмы радиационной защиты или костюмы защитные прочие, содержащие дыхательные аппараты";
33.10.16.153 "Средства защиты от радиации и других неблагоприятных факторов внешней среды локальные";
33.10.16.154 "Костюмы защитные противоперегрузочные, профилактико-нагрузочные, профилактические и аналогичные им";
33.10.16.159 "Средства защиты от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды специализированные прочие, не включенные в другие группировки".
Согласно п. 2 Постановления N102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В соответствии с положениями ст. 14 Закона о контрактной системе, Постановления N102 в п. 34 Информационной карты установлены соответствующие требования о необходимости представления сертификата СТ-1.
Данные требования соответствуют п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, поскольку действующим законодательством РФ не установлено, что сертификат СТ-1 должен передаваться заказчику вместе с товаром.
Участником закупки ИП Шемолиной М.Г. не представлен сертификат СТ-1 на предлагаемые куртки и брюки (позиции 6-8 части 2 "Описания объекта закупки").
В описании объекта закупки к специализированным курткам и брюкам "Скорая помощь" предъявлены требования о водонепроницаемости, ветрозащищенности, утепленности, то есть с защитой от неблагоприятных факторов внешней среды, соответственно указанный товар входит в код 33.10.16.159 "Средства защиты от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды специализированные прочие, не включенные в другие группировки" и на указанный товар распространяются ограничения допуска, установленные Постановлением N102.
При таких обстоятельствах, аукционная комиссия уполномоченного органа правомерно признала заявку ИП Шемолиной М.Г. на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системенесоответствующей требованиям аукционной документации, в связи с непредставлением сертификатов СТ-1 на куртки и брюки.
Кроме того, ИП Шемолина М.Г. не оспорила положения документации об электронном аукционе, не обратилась с запросом о разъяснении положений документации, то есть согласилась с установленными требованиями.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),заслушав лицо, участвующее в деле,изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
23 апреля 2015 года уполномоченным органом на официальном сайтеwww.zakupki.gov.ruи на сайте оператора электронной площадки ЭТП "ММВБ Госзакупки" размещены извещение N 0116200007915002794 о проведении электронного аукционана поставку мягкого инвентаря, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 299 602,00 руб.
13 мая 2015 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок, о чем составлен протокол N 0116200007915002794-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило шесть заявокс номерами 439479, 439555, 439921, 441013, 441273.
Аукционная комиссия приняла решение допустить к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
18 мая 2015 года на сайте электронной площадкиЭТП "ММВБ Госзакупки" проведен электронный аукцион, предложения участников о цене государственного контракта выглядят следующим образом (предложения участников, ранжированные по мере возрастания):
Позиция |
Участник |
Предложенная цена, руб. |
Тип ценового предложения; Дата и время подачи предложения |
1 |
439921 |
168 501.00 |
На понижение 18.05.2015 03:21:07 (MSK+00:00) |
2 |
441013 |
170 000.00 |
На понижение 18.05.2015 03:20:36 (MSK+00:00) |
3 |
441273 |
214 733.23 |
На понижение 18.05.2015 03:06:16 (MSK+00:00) |
4 |
439555 |
246 191.44 |
На понижение 18.05.2015 03:04:27 (MSK+00:00) |
20 мая 2015 года проведена процедура рассмотрения вторых частей и подведения итогов электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116200007915002794-2.
Согласно указанному протоколу аукционная комиссия признала вторые части заявок участников закупки с порядковыми номерами 439555, 439921, 441013, 441273, подавших ценовое предложение не соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания государственного контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ИП Шемолина М.Г. признала необоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу 0116200007915002794-1 от 20 мая 2015 года аукционная комиссия приняла решение о признании второй части заявки ИП Шемолина М.Г. не соответствующей требованиям аукционной документациина основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, в связи с непредставлением документов, предусмотренных документацией ЭА. Участником не представлен установленный законодательством документ, подтверждающий страну происхождения товара (на брюки и куртки) (Сертификат происхождения СТ-1).
Согласно чч. 1, 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Следовательно, на основании вышеизложенного следует, что аукционная комиссия при принятии решения о соответствии или о несоответствии второй части заявки участника закупки руководствуется исключительно положениями аукционной документации.
Как следует из материалов дела, в подразделе 2 "Вторая часть заявки" в разделе 2 "Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации указано, что в случае поставки товаров, включенных в Перечень, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 года N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (если такое ограничение установлено в п. 34 Информационной карты), то участниками закупок во вторых частях предоставляется сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом и свидетельствующий о стране происхождения товара (СТ-1) или иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Так, в п. 34Информационной карты аукционной документации указано, что установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ N102 от 05.02.2015 г.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае, непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона.
Как установлено материалами дела, в составе второй части заявки участника закупки ИП Шемолина М.Г. отсутствуют копии сертификатово стране происхождения товара (СТ-1) по позициям 6, 7, 8 части 2 "Описания объекта закупки", следовательно, заявителем в составе второй части заявки не представлен документ, предусмотренный п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, аукционной комиссией правомерно признана заявка участника закупки ИП Шемолина М.Г. не соответствующей требованиям, установленным в аукционной документации.
Жалоба подлежит признанию необоснованной.
Вместе с тем, по мнению заявителя, установление требования о предоставлении в составе вторых частей заявок такого документа, как сертификат происхождения товара СТ-1 в отношении курток мужских и женских утепленных, а также брюк мужских утепленных (позиции 6-8 части 2 "Описание объекта закупки") незаконно и неправомерно.
Следовательно, заявителем обжалуется положения аукционной документации в части установления незаконных требований.
Между тем, согласно ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Из буквального толкования вышеприведенного положения Закона N 44-ФЗ следует, что в случае несогласия участника закупки с положениями документации об открытом аукционе в электронной форме, такой участник вправе обжаловать действия заказчика или иного лица, утвердившего документацию об аукционе, исключительно до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Как следует из материалов дела, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе истек 08 мая 2015 года, между тем, жалоба ИП Шемолина М.Г. в антимонопольный орган поступила 25 мая 2015 года.
Части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе корреспондирует норма пункта 1 части 3 статьи 66, согласно которой участник закупки, подавая заявку на участие в электронном аукционе, подтверждает, что товары, работы, услуги, предлагаемые им, соответствуют требованиям, изложенным в извещении и документации о проведении электронного аукциона, а также подтверждает свое согласие поставить товар/выполнить работу/оказать услугу в соответствии с требованиями, установленными в документации об аукционе и извещении. Более того, дача такого согласия является необходимым условием для подачи заявки в принципе.
Фактически, любой участник закупки, подавая заявку, своим согласием подтверждает, что условия открытого аукциона в электронной форме, в том числе, требования заказчика к поставляемому товару, для него понятны и приемлемы.
Положение части 4 статьи 105 Закона о контрактной системенаправлено на обеспечение стабильности и определенности публичного порядка проведения торгов в форме открытого аукциона в электронной форме путем ограничения срока, в течение которого лицо вправе обжаловать положения документации об открытом аукционе в электронной форме, в том числе, с целью недопущения возможных злоупотреблений со стороны участников закупки.
Кроме того, часть 3 статьи 65 Закона N 44-ФЗ предусматривает право участников закупки направлять в адрес заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации запросы о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме, в случае неясности ее положений, или при наличии, с точки зрения лица, направляющего запрос, определенных ограничений количества участников закупки, чем, заявитель не воспользовался.
Таким образом, Комиссия считает заявление ИП Шемолина М.Г., в части обжалования положений документации об открытом аукционе в электронной форме (требованияо предоставлении сертификатово стране происхождения товара (СТ-1))не подлежащим рассмотрению связи с истечением срока обжалования.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ИП Шемолина М.Г.на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставкумягкого инвентаря(извещение N 0116200007915002794)необоснованной.Признать довод жалобы в части обжалования положений аукционной документации не подлежащим рассмотрению,в связи с истечением сроков обжалования, согласно ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Т.А. Нанова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 1 июня 2015 г. N 06-381/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2015