Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 7 июля 2015 г. N ЭА-528/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "НС" (далее - Заявитель) на действия администрации МО Новокубанский район (далее - Уполномоченный орган), МБОУ СОШ N8 им. А.Я. Тимова п. Прикубанского МО Новокубанский район (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт раздевалок, душевых и туалетов спортивного зала МОБУСОШ N 8 им. А.Я. Тимова" (извещение N 0318300039515000085) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. Считает, что Заказчиком нарушены положения ст.33 Закона о контрактной системе: по позиции "Бетон тяжелый" описания объекта закупки Заказчиком установлены требования к химическому составу сырья, из которого будет производится товар; по позиции "Гвозди" описания объекта закупки Заказчиком установлены значения показателей, не соответствующие государственным стандартам. Также, считает, что Заказчиком в описании объекта закупки неправомерно указаны прописью числовые значения показателей; Раздел 8 "Инструкция по заполнению заявки" содержит требование противоречащие п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, считает, что описание объекта закупки разработано с учетом требований Закона о контрактной системе и потребностей Заказчика.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией МО Новокубанский район проводился электронный аукцион "Капитальный ремонт раздевалок, душевых и туалетов спортивного зала МОБУСОШ N 8 им. А.Я. Тимова" (извещение N 0318300039515000085).
Начальная (максимальная) цена контракта - 557 000,00 руб.
Заказчик - МБОУ СОШ N8 им. А.Я. Тимова п. Прикубанского МО Новокубанский район.
В соответствии с п.1), п.2), п.3) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии; описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров (материалов), используемых в ходе выполнения работ установлены в приложении "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ" к Разделу 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации.
По позиции "Гвозди" приложения "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ" к Разделу 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлено требование: "Масса 1000 круглых гвоздей, кг ноль целых семьсот девяносто одна тысячная". Согласно п.4 ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" масса 1000 круглых гвоздей
0,791 кг соответствует размеру гвоздей (d
l) диаметром 1,6 мм и длиной 50 мм. Заказчиком по позиции "Гвозди" установлено требование "Гвозди строительные должны быть с плоской головкой размер d
l должен быть менее чем, две целых одна десятая на шестьдесят мм". Также по данной позиции Заказчиком установлено, что угол заострения по граням гвоздя - менее пятидесяти градусов. В соответствии с инструкцией по заполнению заявки (раздел 8 аукционной документации) в случае если показатель сопровождается словами "может...", "как правило...", "около_" "от _", "до _.", "не менее_", "не более", "менее_", "более.."", "уже_", "шире_", "максимальное значение_.", "минимальное значение_","как минимум_", "предельная", "не превышает", "минимально допустимое_", "максимально допустимое_", "предельно допустимое_" и синонимы вышеперечисленных формулировок, показатели выделенные графическими знаками "<", ">", "~" и иными аналогичными, участник должен указать одно точное значение параметра товара. ГОСТ 283-75. "Гвозди проволочные. Технические условия" предусмотрен диапазон значений - "Угол заострения по граням не должен быть более 40°". Указание конкретного значения показателя "угол заострения по граням" не будет соответствовать требованиям государственного стандарта.
Таким образом, Заказчиком по позиции "Гвозди" установлено значение показателя используемого товара (материала) не соответствующее требованиям ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", ГОСТ 283-75. "Гвозди проволочные. Технические условия", что противоречит Закону о контрактной системе.
В сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ по позиции "Бетон тяжелый" установлены требования к качественным характеристикам цемента (массовая доля ангидрида серной кислоты (SO3) в цементе должна составлять не менее 1,0 не более 3,5), песка (содержание аморфных диоксидов кремния, растворимого в щелочах должно быть не более 50ммоль/л, содержание сульфидов (кроме пирита) и сульфатов в пересчете на SO3 должно быть не более 1,5%), щебня из которых будет изготавливаться бетон тяжелый.
Вместе с тем, изготовление материалов, необходимых для выполнения работ, не является объектом закупки, однако требования к сырью, из которого должны производиться товары (материалы), необходимые к использованию при выполнении работ, содержатся также по ряду других позиций.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством.
Таким образом, требование к указанию участником закупки в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к применению при выполнении работ, являющихся объектом закупки, нарушает требования ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно Разделу 8 "Инструкция по заполнению заявки" при подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности - требуемых характеристик закупаемых (применяемых) товаров, участниками должны применяться обозначения, единицы измерения, наименования показателей, соответствующие установленным заказчиком. В случае отсутствия единиц измерения участник размещения заказа обязан указать единицы измерения, соответствующие предлагаемому товару.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
На основании пп. б) п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Заказчиком в Разделе 8 "Инструкция по заполнению заявки" установлено требование, обязывающее участников закупки указывать единицы измерения показателей, соответствующие предлагаемому товару, в случаях, когда Заказчиком указана неполная информация в отношении функциональных, технических, качественных характеристик объекта закупки, что противоречит Закону о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования к оформлению описания объекта закупки Закон о контрактной системе не содержит. Доводы Заявителя о неправомерном указании Заказчиком числовых значений показателей прописью не нашли своего подтверждения. ГОСТ 2.105-95 "ЕСКД. Общие требования к текстовым документам" устанавливает общие требования к выполнению текстовых документов на изделия машиностроения, приборостроения и строительства и не регламентирует правила описания объекта закупки в рамках Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НС" обоснованной. Доводы в части нарушения Заказчиком ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе обоснованы.
2. Признать в действиях Заказчика - МБОУ СОШ N8 им. А.Я. Тимова п. Прикубанского МО Новокубанский район нарушение ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МБОУ СОШ N8 им. А.Я. Тимова п. Прикубанского МО Новокубанский район, Уполномоченному органу - администрации МО Новокубанский район выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 7 июля 2015 г. N ЭА-528/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2015