Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 июля 2015 г. N ЭА-551/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "РАЙТОП-Газ" (далее - Заявитель) на действия администрации Удобненского сельского поселения Отрадненского района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Строительство объекта "Распределительные газопроводы высокого и низкого давления в ст. Удобной Отрадненского района"" (извещение N 0318300246515000003) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. Считает, что Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком неправомерно установлено требование об указании номеров и полных наименований государственных стандартов или нормативно правовых актов, где указаны значения показателей, установленные в сведениях о товарах (материалах); Заказчиком указаны некачественные, нечитаемые изображения (эскизы); эскиз люка чугунного имеет овальную форму, что не соответствует ГОСТ 3634-99; в инструкции по заполнению заявки содержится символ "" который имеет противоречивое значение и не позволяет корректно составить заявку; не указано наименование товара для установленных характеристик: "должны быть обрезные хвойных пород длиной: 2-6,5-м, толщиной 40-60 мм, II сорта требуется соответствие с ГОСТ"; по позиции "Раствор готовый кладочный" в требованиях к песку указано "Содержание зерен крупностью, % по массе не более 0,5-15", при этом не указано крупность зерен по ГОСТ.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, считают, что аукционная документация разработана с учетом требований Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией Удобненского сельского поселения Отрадненского района проводился электронный аукцион "Строительство объекта "Распределительные газопроводы высокого и низкого давления в ст. Удобной Отрадненского района"" (извещение N 0318300246515000003).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 323 360,00 руб.
В соответствии с п.1), п.2), п.3) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Заказчиком правомерно установлено требование об указании участником закупки номера и полного наименования государственного стандарта, которому должен соответствовать предлагаемый товар.
В соответствии со ст.65 Закона о контрактной системе документация об электроном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
По позиции "Кран шаровой" Заказчиком указан чертеж крана с указанием условных обозначений размеров частей крана. При этом низкое качество изображения вышеуказанного чертежа не позволяет ознакомиться с символами указанными на чертеже, что противоречит Закону о контрактной системе.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Инструкция по заполнению заявки содержится в Разделе 8 "Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации.
В инструкции по заполнению заявки установлено, что участник размещения заказа, выразивший согласие на выполнение работ, соглашается с тем, что внешний вид товара будет соответствовать приведенному на изображении, что не снимает с него обязательства указать конкретные характеристики товара, в том числе и в случае, если такие показатели товара приведены на рисунке (например, на рисунке указан размер товара).
По позиции "Люк чугунный" Заказчиком установлено изображение люка, которому должен соответствовать товар. На изображении указан люк овальной формы с отметкой "ГОСТ 3634-99". Люк должен соответствовать государственному стандарту 3634-99 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия", однако в ГОСТ 3634-99 отсутствуют люки овальной формы.
Таким образом, Заказчиком приведено изображение, которому должен соответствовать товар, противоречащее требованиям государственного стандарта.
Согласно инструкции по заполнению заявки, так как часть показателей по своей сути имеют диапазонное значение и уточнению, изменению участником не подлежат, такие показатели выделены графическими знаками "", "", "ч", "".
Графический знак "_" используемый при описании размеров подлежит конкретизации.
Заказчиком однозначно указано, в каком случае графический знак "_" подлежит конкретизации, что не противоречит Закону о контрактной системе и позволяет участникам закупки корректно подготовить заявку.
В Приложении N3 к Разделу 2 "Описание объекта закупки" Заказчиком установлено требование "должны быть обрезные хвойных пород длиной: 2-6,5-м, толщиной 40-60 мм, II сорта требуется соответствие с ГОСТ", однако не указано наименование товара (материала) для которого указана данная характеристика, что противоречит Закону о контрактной системе и не позволяет участникам закупки подготовить заявку. Представитель Заказчика пояснил, что по данной позиции при составлении аукционной документации допущена техническая ошибка.
В описании объекта закупки по позиции "Раствор готовый кладочный" в требованиях к песку, из которого изготавливается раствор, указано "Содержание зерен крупностью, % по массе не более 0,5-15", "должен соответствовать ГОСТ".
Согласно п. 4.2.4 ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия" содержание в песке зерен крупностью св. 10; 5 и менее 0,16 мм не должно превышать значений, указанных в таблице 3.
В Таблице 3 для каждой группы песка указано содержание в процентах по массе зерен крупностью св. 10 мм, св. 5 мм и менее 0,16 мм. Заказчиком не установлена крупность зерен, содержание которой участник должен указать в процентах по массе.
Таким образом, Заказчиком, в нарушение требований а и Закона о контрактной системе, установлена характеристика товара не соответствующая государственному стандарту 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия".
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РАЙТОП-Газ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Удобненского сельского поселения Отрадненского района нарушение п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации Удобненского сельского поселения Отрадненского района выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 июля 2015 г. N ЭА-551/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2015