Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 июля 2015 г. N 763
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой, главным специалистом-экспертом, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "Арком", ООО "Строительные технологии" (далее - податели жалоб, общества) на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Служба заказчика-застройщика Северо-Енисейского района" (далее - заказчик) при проведении электронного аукциона "Работы по строительству физкультурно-спортивного центра (стр. N4) по ул. Фабричная в гп Северо-Енисейский" (далее по тексту - электронный аукцион), на электронной площадке ЭТП ММВБ "ГОСЗАКУПКИ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300019615000150 установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "Арком", ООО "Строительные технологии" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, извещение N 0119300019615000150.
Существо жалоб: документация составлена с нарушениями требований Закона о контрактной системе.
Жалобы были поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем были приняты к рассмотрению по существу.
В адреса подателей жалоб, заказчика, уполномоченного органа были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалоб.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель заказчика Башкарева Т.Г. (доверенность N 2 от 12.01.2015);
- представитель уполномоченного органа Пономарева Ю.А. (доверенность N 717 от 26.12.2014).
ООО "Строительные технологии", до рассмотрения жалобы направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя общества.
ООО "Арком", уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы, своего представителя не направило.
Из содержания жалоб ООО "Арком", ООО "Строительные технологии" следует, что аукционная документация составлена с нарушениями требований Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами изложенными в жалобе ООО "Строительные технологии" поясняем следующее. ООО "Строительные технологии" считает, что заказчик указал в документации противоречивую информацию в части описания конечного срока выполнения работ. Проектом контракта установлено: "1.7. Срок выполнения работ. Начало выполнения работ - через 14 календарных дней со дня заключения муниципального контракта. Продолжительность 420 дней, согласно календарному графику выполнения подрядных работ (приложение N3 к техническому заданию), но не позднее 01.10.2016 года.". По расчетам заказчика если считать с 03.08.2015, то 01.10.2016 будет 426-ым календарным днем, а не 419-ым.
По доводу жалобы ООО "Строительные технологии" о том, что заказчик устанавливает ограничение участников, так как участник решивший принять участие в аукционе не может предложить цену ниже 100 млн. рублей, потому что заказчиком в проекте контракта установлены штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в виде фиксированной суммы 5% и 5% цены контракта, следовательно, участник закупки должен предложить цену не ниже 100 млн. рублей.
В проекте контракта не установлено требований о запрете снижения цены контракта ниже 100 млн. рублей. Снижение цены контракта ниже 100 млн. рублей не обязует участника нарушать сроки исполнения контракта, не исполнять или исполнять ненадлежащим образом своих обязательств по контракту.
Размер пени за просрочку исполнения обязательств и размер штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту установлен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" и составляет 0,5% от цены контракта, что является минимальным значением.
По доводам изложенным в жалобе ООО "Арком" представитель заказчика пояснил следующее.
ООО "Арком" считает, что заказчик включил в состав сметной документации оборудование, технологически и функционально не связанное с предметом аукциона, и оборудование, приведенное в составе локального сметного расчета N02-01-15, можно установить в любое время после окончания строительства, так как данное оборудование не связано с предметом аукциона.
Условиями аукционной документации на строительство физкультурно- спортивного центра (стр. N4) по ул. Фабричная в гп Северо-Енисейский установлена обязанность Подрядчика выполнить пуско-наладочные работы, сдать Заказчику готовый объект после выполнения работ, с подписанием акта приемки завершенного ительством объекта по форме КС-11. При этом объект, указанный в предмете аукциона, должен быть сдан "под ключ", быть полностью укомплектованным технологическим, инженерным оборудованием, а также прочим оборудованием, мебелью и инвентарем, перечень которого определен и утвержден Проектной документацией, разработанной в 2013 году Муниципальным предприятием "ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ "КРАСНОЯРСКГОРПРОЕКТ" (шифр: 380-13) и прошедшая государственную экспертизу 05.05.2014 (N24-1-5-0082-14) в Краевом государственном автономном учреждении "Красноярская краевая государственная экспертиза", для обеспечения своих функций обслуживающего персонала Физкультурно-спортивного центра. Организация строительства объектов "под ключ" регламентируется Положением об организации строительства объектов "под ключ", утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147 (далее по тексту - Положение), согласно пункту 1.2 которого метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции включающий в себя, в том числе комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию.
Также ООО "Арком" считает, что включение часть 3 пункта 6.3. раздела 6. "Права и обязанности сторон" муниципального контракта "" превышает полномочия заказчика, так как график поставки материала на объект утверждается подрядчиком самостоятельно, учитывая потребность в том или ином материале на объекте согласно календарного графика производства работ, утвержденного при заключении контракта. К тому же основным материалом, в локально сметном расчете является бетон марок М100, М350. Данный материал не подлежит длительному хранению, и пригоден для использования в кратчайшее время после его приготовления
Северо-Енисейский район является районом Крайнего Севера, имеет значительную транспортную удаленность от крупных населенных пунктов Красноярского края. Районный центр гп Северо-Енисейский расположен в 643 км от г. Красноярска с паромной переправой (в летнее время) и ледовой переправой (в зимнее время) через р. Енисей в районе г. Енисейска. В весенний и осенний период наступает период распутицы, когда 300 км автодороги Северо-Енисейский - Епишино, отделяющие районный центр от переправы находятся в неудовлетворительном состоянии, делая тем самым затруднительным проезд даже для автомобилей повышенной проходимости. Кроме этого, транспортное сообщение с "материком" полностью прекращается в период ледостава и ледохода на р. Енисей. Учитывая вышеизложенное, при составлении технического задания и проекта муниципального контракта в составе аукционной документации на строительство физкультурно- спортивного центра (стр. N4) по ул. Фабричная в гп Северо-Енисейский Заказчик указал, что работы по строительству объекта начнутся не со дня заключения муниципального контракта, а через 14 дней после его заключения. Тем самым, Заказчик, учитывая непростые транспортные условия района, дает Подрядчику время на завоз материалов, которые будут требоваться на начальном этапе строительства. При этом, включение в аукционную документацию требования о завозе не менее 50% строительных материалов не является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика, который обязан выполнять работы на объекте в соответствии с графиком производства работ.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Уполномоченным органом в связи с возникшей потребностью у заказчика совершены действия по размещению заказа путем проведения электронного аукциона "На право заключения контракта на право поставки медицинского оборудования для патологоанатомического отделения со встроенным гаражом (корпус 9) (далее - Товар) на строящийся объект "Работы по строительству физкультурно-спортивного центра (стр. N4) по ул. Фабричная в гп Северо-Енисейский".
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Проведя анализ аукционной документации электронного аукциона комиссия по рассмотрению жалобы установила следующее: в пункте 1.7. проекта контракта установлен Срок выполнения работ. Начало выполнения работ - через 14 календарных дней со дня заключения муниципального контракта. Продолжительность 420 дней, согласно календарному графику выполнения подрядных работ (приложение N3 к техническому заданию), но не позднее 01.10.2016 года. Заказчиком самостоятельно определяется время проведения работ. Примерны расчет продолжительности выполнения работ с 03.08.2015, то 01.10.2016 будет составлять более 420 календарным днем.
По второму доводу жалобы комиссия по рассмотрению жалоб поясняет следующее.
В части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе указано, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063 установлены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Так, за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В пункте 7.3 проекта контракта заказчик указал: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств Заказчиком, предусмотренного настоящим контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим контрактом срока исполнения обязательства. Пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом в размере ____ руб.___ коп., определенном в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - постановление Правительства Российской Федерации) и составляет 0,5% от цены контракта.
В пункте 7.5. "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере, определенном в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком, и определяется по формуле П=(Ц-В)хС (где Ц - цена контракта; В -стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки).
Размер ставки определяется по формуле , (где - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП - количество дней просрочки).
Коэффициент К определяется по формуле (где ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы __ руб. __ коп., определенной в порядке, установленном постановлению Правительства Российской Федерации и составляет 0,5% от цены контракта".
Учитывая совокупность вышеприведенных обстоятельств, Комиссия пришла к выводу, о том, что требования установленные в аукционной документации, проекте контракта соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
По доводам жалобы ООО "Арком" комиссия по рассмотрению жалобы установила, что в проекте контракта подрядчик обязуется выполнить работы по строительству здания физкультурно-спортивного центра (стр. N4) по ул. Фабричная в гп. Северо-Енисейский (далее - работы) в соответствии с техническим заданием, проектной документацией и графиком производства работ, а Заказчик обязуется принять и оплатить работы в соответствии с разделами 2 и 3 настоящего контракта. После окончания работ обязан предоставить акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-11). . При этом объект, указанный в предмете аукциона, должен быть сдан "под ключ", быть полностью укомплектованным технологическим, инженерным оборудованием, а также прочим оборудованием, мебелью и инвентарем, перечень которого определен и утвержден Проектной документацией, разработанной в 2013 году Муниципальным предприятием "ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ "КРАСНОЯРСКГОРПРОЕКТ" (шифр: 380-13) и прошедшая государственную экспертизу 05.05.2014 (N24-1-5-0082-14) в Краевом государственном автономном учреждении "Красноярская краевая государственная экспертиза", для обеспечения своих функций обслуживающего персонала Физкультурно-спортивного центра.
Согласно пункта 2 Приложения к Положению об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, стоимость строительно-монтажных работ, стоимость оборудования, мебели, инвентаря. Дополнительные затраты, вызванные удорожанием оборудования и материалов поставки заказчика, мебели и инвентаря, возмещаются заказчиком сверх установленной договорной цены.
Комиссией было установлено, что в аукционной документации предусмотрена установка различного оборудования, мебели и т.д.
Когда в лоте объединены разные товары, работы или услуги, наличие функциональной и технологической связи определяется общей сферой применения товаров, их целевым назначением, достижением единой цели. А именно между товарами существует функциональная связь, обусловленная достижением одной цели, максимального результата.
Работы по строительству связаны с услугами по приобретению оборудования, имеется единая цель торгов, поскольку строительство осуществляется "под ключ". Объединение работ по строительству и поставке оборудования позволяет обеспечить не только быстрое и качественное их выполнение, но и рационально расходовать бюджетные средства.
Таким образом, Комиссия установила, что объединение в один лот строительства объекта строительства физкультурно-спортивного центра (стр. N4) по ул. Фабричная в гп Северо-Енисейский и поставку оборудования установленного в проектной документации является функционально и технологически связанным.
По второму доводу жалобы комиссия Красноярского УФАС России обращает внимание, что Северо-Енисейский район является районом Крайнего Севера, имеет значительную транспортную удаленность от крупных населенных пунктов Красноярского края. Районный центр гп. Северо-Енисейский расположен в 643 км от г. Красноярска с паромной переправой (в летнее время) и ледовой переправой (в зимнее время) через р. Енисей в районе г. Енисейска. Включение в аукционную документацию требования о завозе не менее 50% строительных материалов не является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика, который обязан выполнять работы на объекте в соответствии с графиком производства работ
В отношении указанного материала бетон марок М100 и М350, поясняем следующее. Подрядчик должен завести на место строительства не готовый бетон, а сырье для его изготовления - инертные материалы (песок и щебень), а также цемент для последующего изготовления бетона на месте выполнения работ непосредственно перед его использованием
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях заказчика, не усматриваются нарушения требований Закона о контрактной системе, не нарушают права и законные интересы участников закупки, а также не приводят к ограничению конкуренции, в частности к ограничению числа участников закупки.
Проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Согласно частям 1, 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно пункта 4.7 проекта муниципального контракта, если при проведении электронного аукциона Подрядчиком предложена цена контракта, которая на 25 (двадцать пять) и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения Контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона N 44-ФЗ, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона N 44-ФЗ.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству здания физкультурно-спортивного центра (стр. N4) по ул. Фабричная в гп. Северо-Енисейский составляет 169 633 280,00 руб. Так как начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству здания составляет более чем пятнадцать миллионов рублей, Заказчик не вправе рассматривать в качестве антидемпинговой меры информацию, подтверждающую добросовестность победителя электронного аукциона.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что заказчиком при составлении аукционной документации были нарушены требования статьи 37 Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы участника закупки.
Рассмотрев обстоятельства жалоб в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 ст. 99, частью 8 статьи 106 Федерального Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобы ООО "Арком", ООО "Строительные технологии" необоснованными.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 37 Закона о контрактной системе закупок.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников в сфере закупок.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 июля 2015 г. N 763
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2015