Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 июня 2015 г. N 636
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П.Харченко, заместителя руководителя Управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля закупки, Е.С. Зыряновой, государственного инспектора (далее - комиссия), рассмотрев жалобы ООО "Аркстрой", ООО "Атлант" (далее - жалобы) на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Администрации города Ачинска (далее - уполномоченный орган), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 09.06.2015 поступили жалобы ООО "Аркстрой", ООО "Атлант" на действия заказчика, уполномоченного органа при определении подрядчика путем проведения открытого электронного аукциона (далее - аукцион) на "Выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома по ул. Строителей в г. Ачинске", на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300000115000221.
Жалобы поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям части 8 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежат принятию к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа и подателей жалоб были направлены уведомления о содержании жалоб и сообщение о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено представить в адрес управления пояснения по доводам жалоб.
Существо жалобы: документация о закупке составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Заказчик в адрес Красноярского УФАС России направил письменные пояснения по существу жалоб, в соответствии с которыми он с заявленными в жалобах доводами не согласен, полагает, что допущенные в документации о закупке нарушения не повлекут за собой ограничения круга лиц, намеренных участвовать в закупке.
На заседании по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представить заказчика Мордвинова Н.В. (доверенность от 15.06.2015 N52);
- представитель уполномоченного органа Чернова И.П. (доверенность от 09.02.2015 N01-17-035).
ООО "Аркстрой" до рассмотрения жалобы представило в адрес комиссии ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие (исх. 71-Ас от 16.06.2015).
ООО "Атлант", надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения жалоб, явку своего представителя не обеспечило.
Из содержания жалоб следовало, что на официальном сайте http://zakupki.gov.ru заказчиком было опубликовано извещение о проведении закупки на "Выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома по ул. Строителей в г. Ачинске". По мнению подателей жалоб, документация о закупке составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно:
- не установлены дополнительные требования к участником закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки" (далее - Постановление);
- противоречия в установлении объемов и цены товаров, используемых при выполнении работ в локальном сметном расчете;
- отсутствует в документации о закупке требование о порядке разъяснения документации об аукционе.
Рассмотрев жалобы, изучив аукционную документацию, проведя внеплановую проверку, комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчик совершил действия по осуществлению закупки на "Выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома по ул. Строителей в г. Ачинске".
В соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с частью 9 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочего, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке, среди прочего, должна содержать в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
На основании части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с частью 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) признается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
На основании части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ предприниматель или юридическое лицо должно предоставить свидетельство о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при выполнении таких работ. При этом, перечень видов работ предусмотрен Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - приказ Минрегиона).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Требования указанного постановления распространяются, в том числе, и на закупки, осуществляемые в форме открытого электронного аукциона, а также соответствующие требованиям, установленным в Приложении 1 Постановления.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N1 указано, что при выполнении работ строительных, включенных в код 45 Общероссийского классификатора продукции по видам деятельности ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена превышает 10 млн. руб.
Начальная (максимальная) цена контракта проверяемой закупки составляет 113304429.54 рублей, предметом работ является строительство многоквартирного дома (что входит в перечень работ строительных, включенных в код 45 Общероссийского классификатора продукции по видам деятельности ОК 034-2007), следовательно, указанная закупка отвечает требованиям, установленным в приложении N1 Постановления, таким образом, к участникам закупки должны быть установлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 2 приложения N1 Постановления.
Анализ документации показал, что вторая часть заявки не содержит дополнительных требований к участникам закупки. Следовательно, отсутствие дополнительных требований к участникам закупки также является нарушением требований Закона о контрактной системе.
Анализ документации об открытом электронном аукционе показал, что начальная (максимальная) цена контракта обоснована проектно-сметным методом. Локальный сметный расчет содержит указание на наименование используемого товара, единицу измерения, количество материала, а также стоимость единицы и общую стоимость материала каждой категории.
В соответствии с пунктом 53 расчета заказчику требуется установить 2000 плит, однако к использованию установлено лишь 20 штук плит
В соответствии с пунктом 87 установить необходимо 6400 плит, к поставке необходимо 64 шт. плит.
В соответствии с пунктом 121 требуется установить 1800 плит, поставить материал необходимо в количестве 18 штук.
В соответствии с разъяснением заказчика, в документации об открытом аукционе, а именно в проектной документации, имеются опечатки в указанных выше пунктам, однако ввиду того, что проектная документация прошла экспертизу, внести изменения в нее не представляется возможным. Оплата будет производиться на основании фактически выполненных работ.
Таким в документации об аукционе установлены разночтения, начальная (максимальная) цена контракта рассчитана на основании разнящихся сведений о количестве используемого товара, а также об объемах выполнения работ.
В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать порядок разъяснения документации заказчиком. Документация открытого электронного аукционе 0119300000115000221 такого порядка не содержит, что является нарушением требований части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с разделом информационной карты "Требования, предъявляемые к участникам закупки" участник закупки должен представить свидетельства, выданные саморегулируемой организацией на выполнение работ по капитальному ремонту, реконструкции, строительству объектов капитального строительства. При этом, в соответствии с указанным пунктом, участник должен представить либо свидетельства на отдельные виды работ, входящие в состав документации о закупке, либо свидетельства, предусмотренное пунктами 33 и 33.3 Приказа Минрегиона (Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), Жилищно-гражданское строительство).
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также приказом Минэкономразвития, наличие у подрядчика при выполнении капитального ремонта, реконструкции, строительства объектов капитального строительства свидетельств, выданных саморегулируемой организацией на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), жилищно-гражданское строительство
В соответствии с разделом "Размер обеспечения исполнения контракта" информационной карты размер обеспечения исполнения контракта 20% от начальной (максимальной) цены контракта - 22 660 885,91 рублей. При этом для обеспечения гарантийного обязательства по настоящему контракту предназначена часть указанных средств в сумме 5% от начальной (максимальной) цены контракта или банковская гарантия (её часть) на такую же сумму, в связи с чем, до окончания действия гарантийного обязательства размер банковской гарантии или размер средств, перечисленных на счет заказчика, не может быть менее 5 665 221,48 рублей.
Законом о контрактной системе установлена обязанность заказчика в перечисленных случаях устанавливать обязанность об обеспечении исполнения контракта. Во исполнения Закона о контрактной системе заказчиком установлено требование о предоставлении банковской гарантии. Установление дополнительной банковской гарантии для исполнения гарантийных обязательств подрядчика также не является нарушением требований Закона о контрактной системе .
Кроме того, комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что на официальном сайте zakupki.gov.ru заказчиком в установленный срок опубликован ответ на запрос относительно распределения долей банковской гарантии, следовательно, выполнены требования Закона о контрактной системе.
Проведя внеплановую проверку закупки, комиссия Красноярского УФАС России установила, что в соответствии с требованиями раздела 1.3 документации о закупке "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с разделом информационной карты "Уточненные требования к содержанию первой части заявки" на основании статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях предусмотренных документацией.
При этом, раздел 1.3 документации о закупке уточняет, что дополнительные требования к заявке уточняются в Информационной карте).
Таким образом, заказчиком в документации о закупке, а именно в информационной карте, не установлены требования к предоставлению участником закупки конкретных характеристик товаров, используемых при выполнении работ. Следовательно, аукционная комиссия, рассматривающая заявки участников закупки на "Выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома по ул. Строителей в г. Ачинске" не вправе отклонять первые части заявок участников закупки за непредоставление конкретных характеристик товаров, предусмотренных техническим заданием.
Таким образом, комиссия Красноярского УФАС, проведя внеплановую проверку действий заказчика, пришла к выводу о том, что заказчик, при разработке документации об открытом электронном аукционе, нарушил требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы потенциальных участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106, Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727 утвержден "Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Красноярского УФАС России решила:
- признать жалобы ООО "Аркстрой", ООО "Атлант" обоснованными;
- признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
- выдать заказчику предписание об устранении нарушений требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов потенциальных участников закупки путем внесения изменений в документацию об аукционе;
- передать материалы должностному лицу управления в отношении должностного лица заказчика для решения вопроса о возбуждении административного дела по факту нарушения требований Закона о контрактной системе.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.С. Зырянова |
Бокарева Ольга Владимировна (391)2111830
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 июня 2015 г. N 636
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2015