Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 мая 2015 г. N 557
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П.Харченко, заместителя руководителя Управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля закупки, О.В. Бокаревой, специалиста-эксперта отдела контроля закупок (далее - комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Бизнес-Строй", ООО "Инком-Строй", ООО "Красноярск инжиниринг" и ООО "Эвриал" (далее - жалоба) на действия заказчика - МБУ "Детский оздоровительный комплекс "Таёжный" (далее - заказчик), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 22.05.2015 поступили жалобы ООО "Бизнес-Строй" и ООО "Инком-Строй", 25.05.2015 ООО "Красноярск инжиниринг" и ООО "Эвриал" на действия заказчика при определении подрядчика путем проведения открытого электронного аукциона (далее - аукцион) "На приобретение и монтаж модульных зданий жилых корпусов для нужд МБУ "ДОК "Таёжный"", на электронной площадке ЗАО ЭТП ММВБ "Госзакупки" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319300376515000008.
Жалобы поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям части 8 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежат принятию к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика и подателей жалоб были направлены уведомления о содержании жалоб и сообщение о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес управления пояснения по доводам жалоб.
Существо жалобы: документация о закупке составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Заказчик в адрес Красноярского УФАС России направил письменные пояснения по существу жалоб, в соответствии с которыми он с заявленными в жалобах доводами не согласен, а также ходатайство о рассмотрении жалоб в его отсутствие.
Податели жалоб, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения жалоб, явку своих представителей не обеспечили.
Из содержания жалоб следовало, что на официальном сайте http://zakupki.gov.ru заказчиком было опубликовано извещение о проведении закупки "На приобретение и монтаж модульных зданий жилых корпусов для нужд МБУ "ДОК "Таёжный"". По мнению подателей жалоб, документация о закупке составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно: неправомерно установлены требования к содержанию первых частей заявок, а также технические характеристики товаров запрошены заказчиком с нарушением требований действующих ГОСТ, что вводит участников закупки в заблуждение.
Рассмотрев жалобы, изучив аукционную документацию, проведя внеплановую проверку, комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчик совершил действия по осуществлению закупки "На приобретение и монтаж модульных зданий жилых корпусов для нужд МБУ "ДОК "Таёжный"".
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 63 закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке, среди прочего, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению, а также обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на выполнение работ, при которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 4 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
Анализ документации об открытом электронном аукционе показал, что пунктом 4.5 информационной карты, входящей в состав документации, предусмотрены требования к составу заявок, в соответствии с которыми заявка должна содержать:
1. Согласие участника на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией, а так же конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
2. План модульного корпуса с экспликацией помещений в соответствии с техническим заданием и требованиями СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей".
Комиссия Красноярского УФАС России установила, что заказчиком проводится закупка на приобретение и монтаж модульных зданий жилых корпусов для нужд МБУ "ДОК "Таёжный", в соответствии с техническим заданием документации о закупке, подрядчик и поставщик должен доставить в адрес заказчика необходимые конструкции, а также осуществить их монтаж, таким образом закупка проводится на поставку товара и выполнение работ. Анализ раздела 4.5 информационной карты показал, что заказчиком установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки согласия на оказание услуг, что противоречит требованиям документации об аукционе, а также Закону о контрактной системе.
Кроме того, заявка участника, помимо согласия на оказание услуг и конкретных показателей используемого товара, должна содержать план модульного корпуса с экспликацией помещений в соответствии с техническим заданием и требованиями СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей". Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что первая часть заявки может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт, однако установление в обязательном порядке требования о предоставлении указанных документов участниками закупки заказчику не разрешено.
В соответствии с разделом 3 информационной карты начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 38 471 808,00 рублей. Однако непосредственно расчета начальной (максимальной) цены контракта, необходимость которого установлена как статьей 22 Закона о контрактной системе, так и частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, заказчиком в составе документации не представлено.
Анализ технического задания на приобретение и монтаж модульных зданий жилых корпусов для нужд МБУ "ДОК "Таёжный" в качестве ограждающих конструкций здания использовать минеральную вату М100 - М125, толщиной 150 мм или металлические стеновые сэндвич-панели. При этом, заказчиком не установлено каким именно требованиями должна отвечать минеральная вата. В соответствии с ГОСТ 4640-2011 "Вата минеральная" изготавливается марок ВМ-35, ВМ-50, ВМ-70. В соответствии с пояснениями заказчика, представленными в адрес комиссии, заказчик характеризовал указанную минеральную вату в соответствии с ГОСТ 21880-94 "Маты прошивные из минеральной ваты теплоизоляционные". Однако указанный ГОСТ также не содержит указания на характеристики минеральной ваты, указанной в техническом задании.
Заказчиком в документации о закупке установлены требования к внутренней отделке помещений без учета помещений с влажностным режимом. Обшивка должна быть осуществлена двухслойным листом ГКЛВ по системе КНАУФ С-112, при этом сопротивляемость листов должна быть не менее 20 мин.
В соответствии с ГОСТ 6266-97 "Листы гипсокартонные" единственная характеристика сопротивляемости листов установлена в пункте 5.2.6 и устанавливает сопротивляемость листов воздействию открытого пламени.
Относительно довода заявителя о несоответствии характеристик красок для окрашивания стен модульного здания СанПин 2.4.990-00 "Гигиенические требования к устройству содержанию, организации режима работы в детских домах и школах - интернатах для детей - сирот детей, оставшихся без попечения родителей", комиссия Красноярского УФАС России поясняет, что требование о соответствии документации о закупке санитарным нормам и правилам заказчиком не установлено, поскольку Закон о контрактной системе не устанавливает обязанности заказчика о соблюдении требований СанПин при разработке и утверждении документации. Следовательно, не соблюдение требований СанПин 2.4.990-00 "Гигиенические требования к устройству содержанию, организации режима работы в детских домах и школах - интернатах для детей - сирот детей, оставшихся без попечения родителей" заказчиком не является нарушением Закона о контрактной системе.
Проведя внеплановую проверку закупки, комиссия Красноярского УФАС России установила, что в соответствии с техническим заданием заказчиком установлено требование об использовании двухслойных листов ГКЛВ по системе КНАУФ С-112, которые должны быть "огнестойкими; влагостойкими; гомогенными". При этом, заказчиком не указано какому именно ГОСТ должны соответствовать указанные листы, что делает проблематичным для потенциального участника закупки точного указания характеристик поставляемых листов, а также затрудняет понимание требований заказчика.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в вышеуказанных действиях аукционной комиссии отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателя жалобы, как участника закупки.
Дополнительно комиссия Красноярского УФАС России поясняет, что согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Порядок обжалования действий (бездействий) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки определен в статье 105 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об электроном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. По истечении указанного срока обжалование данных действий (бездействия) заказчика в части обжалования положений документации, осуществляется только в судебном порядке.
Согласно извещению N 0319300376515000008 срок окончания подачи заявок на участие в аукционе 09:00 часов 23.05.2015, следовательно, срок подачи жалобы на положения документации об аукционе истек в 09:00 часов 23.05.2015. Жалоба ФБУ "Красноярский ЦСМ" поступила в управление 25.05.2015.
На основании изложенного, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106, Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727 утвержден "Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Красноярского УФАС России решила:
- признать жалобу ООО "Бизнес-Строй" обоснованной;
- признать жалобу ООО "Инком-строй" частично обоснованной;
- рассмотрение жалоб ООО "Эвриал" и ООО "Красноярск инжиниринг" прекратить;
- признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
- выдать заказчику предписание об устранении нарушений требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов потенциальных участников закупки путем внесения изменений в документацию об аукционе;
- передать материалы должностному лицу управления в отношении должностного лица заказчика для решения вопроса о возбуждении административного дела по факту нарушения требований Закона о контрактной системе.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
О.В. Бокарева |
Бокарева Ольга Владимировна (391)2111830
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 мая 2015 г. N 557
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2015