Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 30 июня 2015 г. N 705
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П.Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Д.С. Кислицына - специалиста - эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Центр повышения энергетической эффективности" на действия заказчика - МКУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства" Ачинского района (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения открытого конкурса "Разработка схем сетей холодного водоснабжения и водоотведения поселений Ачинского района на период 2015-2025г.г." (далее - конкурс), извещение - 0319300070615000004, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Центр повышения энергетической эффективности" (далее - Податель жалобы) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения открытого конкурса "Разработка схем сетей холодного водоснабжения и водоотведения поселений Ачинского района на период 2015-2025г.г." (далее - жалоба).
Жалоба подана в срок, установленный статьей 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению по существу.
Существо жалобы: документация конкурса составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В адреса заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
На заседание комиссии Красноярского УФАС России присутствовал представитель заказчика - Каминский Игорь Васильевич (доверенность от 29.06.2015).
Согласно доводам, изложенным в жалобе следует, что в пункте 28 Информационной карты конкурса установлен нестоимостной критерий оценки: наличие действующего сертификата менеджмента качества ISO 9001:2008.
ООО "Центр повышения энергетической эффективности" считает данный критерий не законным.
ГОСТ Р ИСО 9001 "Системы менеджмента качества. Требования" устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применениями организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителя.
Стандартом менеджмента качества ISO 9001 сертифицируется не качество продукции, а сам процесс производства и управления компанией. Получение данного сертификата является добровольным решением организации независимо от ее организационно-правовой формы. В связи с этим, требование заказчика о наличии указанного сертификата нарушает его права в части участия в открытом конкурсе.
Сертификат ISO 9001:2008 на данный момент является недействующим, в виду того, что с 01.10.2013 на территории Российской Федерации введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 "Системы менеджмента качества. Требования", принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации. В связи с этим, требование документации является не выполнимым.
Из пояснений Заказчика, следует, что действие ISO 9001:2008 не отменено.
ИСО 9001 является добровольным сертификатом и не дает никаких разрешений.
Сертификат ИСО 9001 относится не к продукции или работам, а к системе управления качеством в организации.
Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев жалобу, представленные документы, выслушав пояснения представителя заказчика, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Действие Закона о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии со статьей 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Заказчиком были совершены действия по проведению открытого конкурса.
В соответствии с частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных статьей 32 Закона о контрактной системе критериев или их величин значимости, установленных частью 6 статьи 32 Закона о контрактной системе и в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 32 Закона о контрактной системе. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) в пункте 4 установлено, что в целях Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В пункте 28 "Информационная карта Конкурса" установлены критерии оценки заявок на участие в Конкурсе с указанием величин значимости критериев, а именно:
- стоимостные критерии оценки "Цена контракта";
- нестоимостные критерии оценки "Наличие действующего сертификата менеджмента качества ISO 9001:2008", "Деловая репутация участника конкурса - наличие положительных отзывов, благодарственных писем, дипломов и грамот, направленных в адрес организации и руководителя организации за период с 2010 г.", "Опыт оказания услуг выполненных договоров (контрактов) на оказание по разработке схем водоснабжения и водоотведения, схем теплоснабжения для заказчиков, расположенных, проектной и рабочей документации для строительства сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, с подтверждением их выполнения копиями актов сдачи-приемки выполненных работ за период с 2010 г.", "Квалификация специалистов, состоящих в штате организации и привлекаемых к исполнению контракта - наличие дипломов о высшем образовании относящемуся к предмету конкурса с подтверждением трудоустройства в организации на текущий момент, которая участвует в конкурсе, сертификатов, удостоверений, квалификационных аттестатов".
Согласно пункту 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с Правилами указаны показатели "нестоимостных" критериев оценки заявок. Показатели критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" указанный в Правилах, Заказчиком в пункте 28 "Информационная карта Конкурса" установлены как критерии оценки заявок.
"Наличие действующего сертификата менеджмента качества ISO 9001:2008" как критерий оценки заявок содержащийся в документации открытого конкурса не установлен Правилами и Законом о контрактной системе ни в качестве критерия оценки заявок, ни в качестве показателя критерия оценки заявок.
С учетом изложенного, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что Заказчиком нарушена статья 32 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "Центр повышения энергетической эффективности" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования статьи 32 Закона о контрактной системы.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки.
4. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностного лица Заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Д.С. Кислицын
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 30 июня 2015 г. N 705
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2015