Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 26 мая 2015 г. N РЗ-437-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дацко Н. Г.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И. Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от государственного заказчика- Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края - Надеина А. Ю. (доверенность N 01-14/2997 от 18.05.2015 г.) , Яковлева Ю.Н. (доверенность N 01-14/2996 от 18.05.2015 г.),
от уполномоченного органа- Министерства экономического развития Ставропольского края - Пушкаревой Н. Н. (доверенность N 53 от 30.12.2014 г.),
от ООО "Гидрострой 28"- представители на рассмотрение жалобы не прибыли,
Рассмотрев жалобу ООО "Гидрострой 28" на действия государственного заказчика - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и Министерства экономического развития Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N0121200000315000266 "выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Ростов-на-Дону (от М-4 "Дон") - Ставрополь (в границах Ставропольского края), км 248+890 - км 252+000 для обеспечения государственных нужд Ставропольского края в соответствии с документацией",
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Гидрострой 28" на действия государственного заказчика - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и Министерства экономического развития Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N0121200000315000266 "выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Ростов-на-Дону (от М-4 "Дон") - Ставрополь (в границах Ставропольского края), км 248+890 - км 252+000 для обеспечения государственных нужд Ставропольского края в соответствии с документацией".
По мнению заявителя жалобы, документация электронного аукциона нарушает требования Закона N 44-ФЗ.
Представители заказчика поддержала доводы, указанные в представленных письменных объяснениях, считают, что аукционная документация "выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги Ростов-на-Дону (от М-4 "Дон") - Ставрополь (в границах Ставропольского края), км 193+250 - км 204+700 для обеспечения государственных нужд Ставропольского края в соответствии с документацией" не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Представитель уполномоченного органа поддержал доводы, указанные в представленных письменных объяснениях, считает, что доводы жалобы не подлежат удовлетворению.
Комиссия, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе - жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
При этом следует понимать, что действиями Заказчика при осуществлении закупки являются действия по формированию и утверждению аукционной, конкурсной, котировочной документации, либо документации запроса предложений а действиями уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, являются действия направленные на процедуру оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, процедуру аукциона, а также рассмотрение заявок на участие в конкурсе либо рассмотрение заявок на участие в аукционе, запросе котировок и запросе предложений.
По мнению заявителя жалобы, они обжалуют положения документации.
На основании всего вышеизложенного системный анализ вышеуказанных норм позволяет установить общие и специальные требования для возникновения права подачи лицом жалобы на действия заказчика при проведении им аукционов.
Часть 1 статьи 105 Закона о контрактной системе определяет общее правило подачи жалобы, рассмотрении которой предусмотрено главой 6 Закона о контрактной системе - наличие нарушения любыми действиями (бездействием) заказчика прав и законных интересов участника закупки.
Часть 4 статьи 105 Закона о размещении заказов устанавливает специальное правило для подачи в порядке главы 6 Закона о контрактной системе жалобы на действия (бездействие) заказчика совершенные после начала рассмотрения заявок на участие в торгах - наличие поданной заявки на участия в торгах лицом, обжалующим действия (бездействие) заказчика.
Необходимо отметить, что обжалование действий заказчика, уполномоченного органа согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, не связано со временем подачи жалобы, а определяется исходя из времени совершения действий, являющихся предметом обжалования.
Общее правило части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе обусловлено так же нормами Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе при проведении аукционов, заказчик обеспечивает размещение документации о торгах в открытом доступе для любого субъекта. Документация, о торгах должна содержать все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта.
Таким образом, заявитель жалобы, посчитав, что аукционная документация"выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Ростов-на-Дону (от М-4 "Дон") - Ставрополь (в границах Ставропольского края), км 248+890 - км 252+000 для обеспечения государственных нужд Ставропольского края в соответствии с документацией" составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе законно подали жалобы.
Рассмотрев доводы жалобы ООО "Гидрострой 28", Комиссия установила следующее:
1. Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ - Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
1. В Приложении N 1 к Техническому заданию заказчиком не полностью указаны наименование ГОСТ, а именно: камни бортовые ( ГОСТ 7473-,ГОСТ 10178-, ГОСТ 450-), Цемент ПЦ-Д0 (ГОСТ 6613-), Раствор готовы кладочный цементный марки М150 (ГОСТ 6613-, ГОСТ 8736-, ГОСТ 8735-, ГОСТ 3351-).
2. В Приложении N 1 к Техническому заданию по позиции "Бетон тяжелый", "Раствор готовый" заказчиком установлены требования к воде для затворения, к ее химическому составу, а именно: "Содержание в воде нитратов, сульфидов, сахаров, фосфатов, свинца и цинка", "Наименование примеси, мг/л: сахар- 100; Фосфаты в расчете на P 2O5-100; Нитраты в расчете на NO3-500; Сульфиды в расчете на S2- -100; Свинец в расчете на Pb2+ -100; Цинк в расечте на Zn2+ -100".
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации об Аукционе, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок состава веществ, используемых при изготовлении товаров, используемых при выполнении работ ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе или служат для отклонения заявок впоследствии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Так, в ходе проведения внеплановой проверки, проводимой Комиссией в соответствии со ст. 99 Закона N 44-ФЗ, в действиях заказчика установлены факты нарушения требований части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, а именно:
1) В позициях "Раствор готовый кладочный цементный марки М150" и "Раствор готовый кладочный марки М50" заказчиком установлена марка по подвижности Пк3 или Пк4, нарушающая требования ГОСТ28013-98 (в ГОСТ указано Пк3, Пк4).
Также в позиции "Раствор готовый кладочный марки М50" заказчиком установлено требование о соответствии извести несуществующему показателю СО2 (необходимо было установить показатель СО2 в соответствии с ГОСТ 9179-77).
2) В позиции "Бетон тяжелый" заказчиком установлено: "В гипсоангидритовом камне должно быть не менее 30% гипса CaSO4*2H2O", что нарушает требования ГОСТ4013-82 (в ГОСТ указано CaSO42H2O).
3) В позиции "Доски" заказчиком установлена несуществующая единица измерения Н/кВ.мм (Единица измерения твердости - кг/кв.мм; Н/кв.мм (квадратный миллиметр).
Указанные нарушения и несоответствия являются нарушением ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, документация электронного аукциона N0121200000315000266 "Выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Ростов-на-Дону (от М-4 "Дон") - Ставрополь (в границах Ставропольского края), км 248+890 - км 252+000 для обеспечения государственных нужд Ставропольского края в соответствии с документацией" содержит в себе раздел 4 "Инструкция по заполнению заявки". В данном разделе 4 документации государственным заказчиком указано следующее: "В случае отсутствия в технической части указания на единицы измерения показателей и/или некорректное их написание, читать их в соответствии с нормами действующих государственных стандартов. В случае если в технической части (в том числе в проектно-сметной документации) присутствуют указания на ГОСТы или СНИПы, которые на момент проведения аукциона изменились, при составлении заявки применять действующие".
Следовательно, участникам закупки при подготовке заявки на участие в электронном аукционе следует руководствоваться разделом 4 "Инструкция по заполнению заявки", а также нормами действующих государственных стандартов.
Остальные доводы заявителя жалобы не нашли своего подтверждения.
Следовательно, в действиях государственного заказчика - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и Министерства экономического развития Ставропольского края установлены нарушения требований ч.1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гидрострой 28" на действия государственного заказчика - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и Министерства экономического развития Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N0121200000315000266 "выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Ростов-на-Дону (от М-4 "Дон") - Ставрополь (в границах Ставропольского края), км 248+890 - км 252+000 для обеспечения государственных нужд Ставропольского края в соответствии с документацией" - частично обоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона N 44-ФЗ, признать действия государственного заказчика - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, нарушившими требования Закона о закупках, а именно: пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о закупках.
4. Выдать государственному заказчику- Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, уполномоченному органу- Министерство экономического развития Ставропольского края, оператору электронной торговой площадке Площадка "РТС-тендер" - обязательное для исполнения предписание.
Заместитель Председателя комиссии Н. Г. Дацко
Члены комиссии И. Ю. Неботова
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 26 мая 2015 г. N РЗ-437-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2015