Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 28 мая 2015 г. N 110
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Гуринович Е.В |
- врио руководителя управления; |
Члены Комиссии: |
- Самар Л.В |
- начальник отдела контроля закупок; |
|
- Свечникова Е.А |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок |
в присутствии представителей:
от заказчика (Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства"):
- Кочемасов Вячеслав Михайлович (представитель по доверенности);
- Копылова Валерия Игоревна (представитель по доверенности);
от заявителя (ООО "Тендер Эксперт"):
- Бодрова Анна Игоревна (представитель по доверенности);
- Климова Ксения Михайловна (генеральный директор);
от участника закупки ООО "СтройДорСервис":
- Рязанцева Наталья Александровна (представитель по доверенности);
- Федоров Александр Олегович (генеральный директор);
рассмотрев жалобу ООО "Тендер Эксперт" и материалы дела N 7-1/178,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Тендер Эксперт" (далее - заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства" (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса.
Доводы жалобы сводятся к следующему.
1. Заказчиком неверно выбран способ определения поставщика, учитывая требования п.1 ч.2 ст. 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
2. В проекте контракта не установлены конкретные размеры штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, в частности в п. 10.6, 10.15 проекта контракта, что нарушает требования ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Победитель конкурса при подписании контракта должен предоставить Заказчику банковскую гарантию установленной формы в соответствии с требованиями конкурсной документации. Однако, форма банковской гарантии, содержащаяся в конкурсной документации, не соответствует требованиям п. 7 ч. 2 ст. 45 и ч.3 ст. 96 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что в форме банковской гарантии установлен перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, не соответствующий перечню документов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 г. N1005.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки. В процессе рассмотрения представленных заказчиком и заявителем документов и информации установлено следующее.
Извещение N 0322100004515000049 о проведении открытого конкурса размещено на официальном сайте 21.04.2015.
Объект закупки - выполнение работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Автомобильная дорога "Восток" от Хабаровска через населенные пункты Красный Яр, Ариадное, Чугуевка до г. Находка на участке км 15+000 - км 26+000 (восстановление изношенных покрытий).
Начальная (максимальная) цена контракта: 184 874 480 рублей 00 копеек.
На основании протокола вскрытия конвертов конкурсных предложений от 14.05.2015 подано две заявки от ООО "Стройальянс" и ООО "СтройДорСервис".
Согласно протоколу оценки конкурсных заявок от 21.05.2015, допущенные заявки признаны соответствующими требованиям документации. Победителем признано ООО "СтройДорСервис" с предложением о цене контракта 183 950 108,00 рублей.
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представитель заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме. Дополнительно пояснил следующее. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подразделяет такие понятия, как капитальные ремонт автомобильной дороги и ремонт автомобильной дороги. Работы, предусмотренные открытым конкурсом, относятся, по мнению заявителя, к капитальному ремонту, а значит, закупка должна осуществляться путем проведения конкурса с ограниченным участием. Также пояснил, что заказчиком установлено требования к форме банковской гарантии, не соответствующие требованиям законодательства. На вопрос Комиссии Хабаровского УФАС России представитель заявителя ответил, что не имеет свидетельства СРО.
Представители ООО "СтройДорСервис" на заседании Комиссии Хабаровского УФАС России выразили позицию, согласно которой, жалобу полагают необоснованной.
Исходя из отзыва заказчика (письмо от 26.05.2015 N 12/2636), жалобу данная сторона полагает необоснованной. На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представители заказчика поддержали позицию, изложенную в отзыве.
В результате изучения материалов дела, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
На основании п.1 ч.2 ст.56 Закона о контрактной системе, заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях: если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению N 2. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 2 к настоящему постановлению.
Пункт 5 Приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 предполагает выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей.
В соответствии с п.10 ст.3 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
Заявителем не представлены доводы и доказательства о том, что выполнение работ, являющихся предметом спорной закупки, затрагивает характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Работы, предусмотренные государственным контрактом, предполагают восстановление транспортно-эксплуатационных характеристик действующей и введенной в эксплуатацию автомобильной дороги, таким образом, не являются работами по капитальному ремонту. Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что нарушений в действиях заказчика при выборе способа осуществления закупки не установлено.
На основании ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии со ст. 34 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации утвердило Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063).
Учитывая то обстоятельство, что п. 10.6, 10.15 проекта контракта не установлены размеры штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе.
Согласно п.11 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона.
На основании ч.6 ст.96 Закона о контрактной системе, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Указание в конкурсной документации документа расчета суммы требований по банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения контракта, не предусмотрено Законом о контрактной системе, форма банковской гарантии, приведенная в аукционной документации, носит рекомендательный характер. Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу о том, что в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе при установлении рекомендуемой формы банковской гарантии в конкурсной документации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тендер Эксперт" на действия Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства" - частично обоснованной.
2. Признать Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства" нарушившим ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства" предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Е.В. Гуринович
|
Члены Комиссии: |
Л.В. Самар
|
|
Е. А. Свечникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 28 мая 2015 г. N 110
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2015