Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 2 июня 2015 г. N 2174/2
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 25.05.2015 N 151 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "СИМБИРСК-СТРОЙ-КОНСАЛТ" (далее - Комиссия), при участии представителей: заказчика - МБУ "Служба капитального строительства администрации Корочанского района", в отсутствии представителя заявителя - ООО "СИМБИРСК-СТРОЙ-КОНСАЛТ" (надлежаще уведомлено о времени и месте рассмотрения жалобы), рассмотрев материалы дела N 203-15-Т по жалобе ООО "СИМБИРСК-СТРОЙ-КОНСАЛТ" на положения документации об электронном аукционе на выполнение строительно - монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт школы в с.Соколовка Корочанского района Белгородской области" (закупка N 0326300152715000005) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "СИМБИРСК-СТРОЙ-КОНСАЛТ" на положения документации об Электронном аукционе.
Заявитель в жалобе указал, что заказчик в документации об Электронном аукционе установил к товарам, используемым при выполнении работ, требования, не предусмотренные Законом о контрактной системе, в части:
- монтажа, способа монтажа;
- фасовки;
- гарантийного срока.
Заявитель также указал на то, что в документации об Электронном аукционе содержится требование: "Дверь должна соответствовать требованиям для установки в школьных и дошкольных учреждениях". При этом документация об Электронном аукционе не содержит ссылку на нормативно правовые акты, которыми должен руководствоваться участник закупки.
В жалобе, среди прочего, указано, что заказчик в документации установил требования к характеристикам используемого материала, которые не являются объективными, так как не могут быть проверены заказчиком при приемке. Полагает, что такие действия совершены заказчиком с целью усложнения подачи заявки на участие в аукционе.
Заказчик - МБУ "Служба капитального строительства администрации Корочанского района" представил возражение на жалобу ООО "СИМБИРСК-СТРОЙ-КОНСАЛТ", считает, что положения документации об Электронном аукционе, не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, считает жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заказчика поддержал доводы, содержащиеся в возражении, пояснил, что требования к монтажу (способам монтажа), к фасовке, используемых при проведении работ материалов установлены в связи с потребностями заказчика. Пояснил, что заказчик, устанавливая требования к утеплителю в части осуществления его монтажа, учитывал следующее: монтаж можно производить лицам, не имеющим определенную квалификацию, без использования специального инструмента. Потребность заказчика к фасовке: "Грунтовка должна фасоваться в ведра по 10 и 5 кг", "Фасовка в кг должна быть 25 кг или 20 кг" обусловлена следующим: жидкие и сыпучие материалы, должны быть израсходованы в течение рабочей смены, так как хранение таких материалов вскрытыми до следующей рабочей смены приведет к ухудшению их потребительских свойств.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "СИМБИРСК-СТРОЙ-КОНСАЛТ", заслушав доводы представителя заказчика, изучив материалы, имеющиеся в деле, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru 06.05.2015 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - капитальный ремонт школы в с. Соколовка Корочанского района Белгородской области.
Начальная (максимальная) цена контракта 30800000,00 рублей.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в Электронном аукционе N0326300152715000005-1 от 22 мая 2015 года следует, что до окончания срока подачи заявок на участие в Электронном аукционе не было подано ни одной заявки, в связи с чем, аукцион признан несостоявшимся.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик в Приложении N1 к ТЗ "Требования к используемым материалам и оборудованию" документации об Электронном аукционе (далее - Приложение N1) в пунктах 5, 7, 9, 10, 23-25, 29, 41, 116, 223 установил функциональные, технические и качественные характеристики товара, используемого при проведении работ, которые, по мнению заявителя не являются объективными, например: пункт 29 "Плитка керамогранитная" - водопоглощение должно быть не более 0,5%.
Заявитель считает, что требования, установленные к характеристикам товара в вышеперечисленных пунктах не являются объективными.
Вместе с тем, в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
На заседании Комиссии, представитель ООО "СИМБИРСК-СТРОЙ-КОНСАЛТ" отсутствовал, к жалобе не приложил документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части установления заказчиком в пунктах 5, 7, 9, 10, 23-25, 29,41, 116, 223 Приложения N1 необъективных характеристик товара.
При указанных обстоятельствах довод заявителя о необъективности требований к характеристикам товара, установленных заказчиком в вышеперечисленных пунктах Приложения N1 не нашел своего подтверждения.
В силу положений части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к закупаемым товарам, работам, услугам.
Заказчик в Приложении N1 в пунктах 5, 7, 9, 37, 77, 116, 183 установил требования к утеплителю: "Должен легко обрабатываться выпиливанием, резкой ножом. Должны быть удобны в монтаже". В пунктах 39, 43 Приложения N1 заказчиком установлены требования к фасовке соответственно "Грунтовка должна фасоваться в ведра по 10 и 5 кг", "Фасовка в кг должна быть 25 кг или 20 кг". Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что указанные выше требования к товару, используемому при проведении работ, заказчик установил с учетом своих потребностей и в соответствии с требованиями части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах, довод заявителя об отсутствии у заказчика законных прав по установлению в документации об Электронном аукционе требований к фасовке и монтажу товара является необоснованным.
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Таким образом, Закон о контрактной системе не содержит запрет на установление заказчиком в документации об Электронном аукционе требований к гарантийному сроку товара. В связи с чем, действия заказчика по установлению в пунктах 78, 80, 82, 90 Приложения N1 требований к гарантийному сроку товара, используемого при выполнении работ, не нарушают норм Закона о контрактной системе.
В жалобе ООО "СИМБИРСК-СТРОЙ-КОНСАЛТ" указало, что заказчиком в пунктах 23-25 Приложения N1 установлено требование: "Дверь должна соответствовать требованиям для установки в школьных и дошкольных учреждениях", при этом заказчик не указал, какими нормативно-правовым актами должен руководствоваться участник закупки.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что в пункте 10 "Требования к качеству работ и используемым строительным материалам" Технического задания по объекту: "Капитальный ремонт школы в с.Сколовка Корорчанского района Белгородской области" (далее - Техническое задание) перечислены все нормативные правовые документы которыми должен руководствоваться подрядчик при выполнении работ. В данном списке содержится, в том числе, указание на СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитано-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", которыми должен руководствоваться подрядчик при установке дверей в школьных и дошкольных учреждениях.
В пункте 6.2 проекта муниципального контракта указано, что: Подрядчик гарантирует, что качество строительных материалов, комплектующих изделий, конструкций и систем, применяемых им для строительства, будут соответствовать спецификациям, указанным в проектной документации, государственным стандартам, техническим условиям, и иметь соответствующие сертификаты, техпаспорта и другие документы, удостоверяющие их качество.
Таким образом, довод заявителя об отсутствии в документации об электронном аукционе указаний на нормативно-правовой акт, содержащий указания на соответствующие требования к установке в школьных и дошкольных учреждениях дверей, которым должен руководствоваться участник закупки, является необоснованным.
Кроме того, в установленные Законом о контрактной системе сроки (пункт 24 раздела II "информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе) никто из участников закупки к заказчику за разъяснением положений документации об Электронном аукционе не обращался.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, кроме всего прочего, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
В силу пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссией установлено, что Заказчик включил в описание объекта закупки слова "или эквивалент" по ряду пунктов Приложения N1. Например: пункт 10 Приложения N1 заказчик изложил в следующей редакции: сервер "Орион Про", НВП "Болид" или эквивалент. Вместе с тем, заказчик в нарушение подпункта "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе не установил в документации об Электронном аукционе значения эквивалентности.
Из части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе, среди всего прочего, должна содержать требования к частникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 Статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Из части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов" (начало действия документа 17.02.2015) установлены дополнительные требования к участникам Электронного аукциона.
В силу части 7 статьи 31 Закона о контрастной системе указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц (часть 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ).
В силу части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Из пункта 15 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе следует, что участник закупки:
а) должен быть членом саморегулируемой организации и иметь в наличии свидетельство о допуске, выданное саморегулиемой организацией на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и являются предметом проводимого электронного аукциона, а также соответствие участника закупки требованиям части 1.1. статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ: III Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) стоимостью не менее цены контракта (начальной (максимальной) (единственный участник) или поданного ценового предложения в процедуре аукциона)
33.3. Жилищно-гражданское строительство (Градостроительный кодекс РФ, приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства").
б) должен иметь наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ, относящихся к той же группе работ, на выполнение которых заключается контракт за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должно составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится закупка (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов").
Учитывая изложенное, Комиссия считает правомерными действия заказчика по установлению требований, содержащихся в пункте раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе, к участнику закупки.
Между тем, из пункта 4.1 проекта муниципального контракта (неотъемлемой части документации об Электронном аукционе) следует, что подрядчик качественно выполнит собственными и/или привлеченными силами и средствами все работы. Согласно пункту 14 Технического задания привлечение субподрядных организаций возможно. К субподрядной организации предъявляются те же требования, что и генеральному подрядчику.
Таким образом, заказчик в нарушение части 7 статьи 31 Закона о контрактной системе установил требования, предусмотренные пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, к хозяйствующим субъектам, не являющимся участниками закупки.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СИМБИРСК-СТРОЙ-КОНСАЛТ" необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - МБУ "Служба капитального строительства администрации Корочанского района" нарушения части 7 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты Электронного аукциона.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 2 июня 2015 г. N 2174/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2015