Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 9 июля 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена 09.07.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" (далее - ООО "СтройКомплект", заявитель, Общество) (Владимирская область, г.Муром) на положения документации о закупке и действия комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений для нужд МБОУ "Панфиловская СОШ" (закупка N 0128300008615000045), в присутствии представителей заказчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Панфиловская средняя общеобразовательная школа" (далее - МБОУ "Панфиловская средняя общеобразовательная школа", уполномоченного органа администрации Муромского района Владимирской области.
Заявитель надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя не обеспечил (уведомление от 03.07.2015 N04/3221-кдс).
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
03.07.2015 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "СтройКомплект" на положения документации о закупке и действия комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений для нужд МБОУ "Панфиловская СОШ".
В своей жалобе заявитель указал, что аукционная комиссия неправомерно не допустила его заявку к участию в электронном аукционе, по причине не указания по пункту 7 страны происхождения товара.
Общество утверждает, что ввиду того, что в столбце таблицы "Показатели товаров, используемых при выполнении работ по текущему ремонту помещения (для реализации программы доступная среда) для нужд МБОУ "Панфиловская СОШ" Приложения N4 информационной карты (далее - таблица), который заполняется участниками электронного аукциона, заказчиком установлено, что необходимо указать наименование места происхождения товара или наименование производителя, предлагаемого к поставке товара, ООО "СтройКомплект" указало только производителя товара ROCKWOOL.
Согласно пп."а" п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе в сфере закупок от участника электронного аукциона достаточно только согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией.
Следовательно, указание наименования места происхождения товара является необязательным.
Также из жалобы следует, что заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе, а именно: что установленные в таблице заказчиком требования к товару со ссылкой на ТУ (технические условия) влекут к отсутствию возможности формирования характеристик товара; заказчиком не установлены минимальные и максимальные, а также неизменяемые значения показателей товара; в п.32 информационной карты аукциона заказчиком неправомерно установлено требование, что освобождение помещений и места работ от мебели и оборудования, с возвращением на прежнее место, ежедневные уборка и вывоз мусора осуществляется подрядчиком, так как данное условие отсутствует в локальном ресурсном сметном расчете.
На основании вышеуказанного заявитель просит отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе от 30.06.2015 и выдать предписание заказчику о приведении документации об электронном аукционе в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В обоснование правомерности действий аукционной комиссии представитель администрации Муромского района Владимирской области пояснил следующее.
В пункте 13.2 инструкции участникам закупки и в пункте 37 информационной карты документации об электронном аукционе заказчиком установил требования, что участник закупки в первой части заявки при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг, для выполнения или оказания которых используется товар, указывает содержащиеся в одном из следующих пунктов сведения:
а) согласие, на выполнение работ, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, на выполнение работ, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, на выполнение работ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Так как в документации об электронном аукционе заказчик не отразил страну происхождения товара, то при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия применяла требования пп."б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В шести позициях товаров, используемых при выполнении работ заявитель указал страну происхождения товаров, однако только в седьмой позиции страна происхождения им не была указана.
Аукционная комиссия, учитывая требования заказчика к первым частям заявок и требования пп."б" п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе в сфере закупок отказала в допуске к участию в электронном аукционе ООО "СтройКомплект", в связи с тем, что Общество в пункте 7 определив показатели товара, не указало страну происхождения товара.
Представитель заказчика пояснил, что в столбце таблицы, который заполняется участниками электронного аукциона, заказчиком ошибочно установлено требование об указании или наименования места происхождения товара или наименования производителя.
Указание в требованиях к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара ТУ (технические условия) является ошибочным, которое произошло впоследствии копирования текста из локального ресурсного сметного расчета.
Описание показателей товаров, используемых при выполнении работ соответствует правилам описания объекта закупки, установленных в п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в котором указано, что использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами. стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии".
Относительно сметных затрат на уборку и вывоз мусора, то данные затраты предусмотрены в локальном сметном расчете на общестроительные работы в размере 1 % от стоимости работ, что соответствует постановлению Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Методика).
Согласно п.4.96 Методики в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.
Отнесение затрат на уборку и вывоз мусора к непредвиденным затратам целесообразно, так как объем работ по удалению мусора не известен и будет закрываться в ходе выполнения работ.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании пп."б" п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать указанную информацию: согласие, предусмотренное п.2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования установлены заказчиком в пункте 13.2 инструкции участникам закупки и в пункте 37 информационной карты документации об электронном аукционе.
Соответственно, в первой части заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен указывать сведения о наименовании страны происхождения товара.
Изучив первую часть заявки ООО "СтройКомплект" на участие в электронном аукционе, Комиссия установила, что в ней по позиции 7 отсутствует наименование страны происхождения товара, что не соответствует требованиям документации об электронном аукционе.
Следовательно, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий в рамках статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, правомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе, по основаниям: непредставление информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе в сфере закупок или представление/установление недостоверной информации предусмотренной ч.3, 5 ст.66 Закона о контрактной системе в сфере закупок: участник закупки в составе первой части заявки (пункт 7) не указал страну происхождения товара, что противоречит требованиям п.37 информационной карты электронного аукциона и ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, заявитель не учел требования пункта 13.2 инструкции участникам закупки, пункта 37 информационной карты документации об электронном аукционе и пп. "б" п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которыми участники закупки должны указывать наименование страны происхождения товара.
Жалоба ООО "СтройКомплект" на положения документации об электронном аукционе поступила в адрес Владимирского УФАС России 03.07.2015. Дата окончания подачи заявок 29.06.2015.
В соответствии с ч.3 ст.105 Закона о контрактной системе в сфере закупок жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
Таким образом, довод заявителя относительно положений документации об электронном аукционе рассмотрению не подлежит.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановой проверки данной закупки Комиссия установила следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Изучив документацию об электронном аукционе, Комиссия Владимирского УФАС России установила, что заказчик установил показатели товаров, используемых при выполнении работ по текущему ремонту помещений в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
При описании показателей товаров в таблице документации об электронном аукционе заказчик использовал показатели с минимальными и максимальными значениями и неизмененные показатели.
В соответствии с ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе в сфере закупок контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В п.32 информационной карты аукциона заказчиком указано, что "Освобождение помещений и места работ от мебели и оборудования лежит на Подрядчике, с возвращением выше перечисленного на прежнее место. Уборка и вывоз мусора осуществляется Подрядчиком ежедневно".
Вышеуказанные работы заказчиком заложены в непредвидимых затратах в размере 1% в локальном сметном расчете на общестроительные работы.
Ошибочное указание заказчиком в таблице в требованиях к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара технического условия производства товаров, которое произошло впоследствии копирования из локального ресурсного сметного расчета, не повлияло на итоги осуществления закупки, так как в закупке приняли участие двенадцать участников и по данным основаниям отклонений заявок не было.
Довод заявителя, что установленные заказчиком требования к товарам влекут к отсутствию возможности сформировать предложения характеристик товара, является несостоятельными, в виду того, что данным участником закупки подана заявка на участие в данном аукционе.
Комиссией Владимирского УФАС России установлено, что в материалы рассматриваемого дела заявителем не представлены объективные, неоспоримые документарные доказательства, что установленные требования к товарам влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе в сфере закупок любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно информации, размещенной на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupкi.gov.ru, ООО ООО "СтройКомплект" не направляло запросы на разъяснение положений документации об электронном аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь ч.8 ст.106, п.3 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СтройКомплект" на положения документации о закупке и действия комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений для нужд МБОУ "Панфиловская СОШ" необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 9 июля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2015