Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 13 июля 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена 13.07.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "КанцБизнес" (далее - ООО "КанцБизнес", заявитель, Общество) (г.Ярославль) на положения документации о закупке и действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку канцелярских товаров для нужд ГБУЗ ВО "Меленковская центральная районная больница" (N закупки 0128200000115004645).
В соответствии с п.3.33 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы и ч.3 ст.106 Закона о контрактной системе в сфере закупок 10.07.2015 в рамках рассмотрения дела Г 506-04/2015 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 13.07.2015 без явки сторон, для предоставления заказчиком дополнения к мотивированному отзыву.
10.07.2015 на заседании Комиссии присутствовали представители заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Меленковская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ ВО "Меленковская центральная районная больница", заказчик), уполномоченного органа Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.
09.07.2015 в адрес Владимирского УФАС России поступило ходатайство ООО "КанцБизнес" о рассмотрении жалобы в его отсутствие (Вх.:N3862 от 09.07.2015).
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
06.07.2015 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "КанцБизнес" на положения документации о закупке и действия комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений для нужд МБОУ "Панфиловская СОШ".
В своей жалобе заявитель указал, что аукционная комиссия неправомерно не допустила его заявку к участию в электронном аукционе, по причине не указания значения показателей товара в виде диапазона.
Общество утверждает, что требование об указании участниками закупки значения показателей товаров в диапазоне заказчиком сформулировано не корректно и не понятно.
В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе отсутствуют требования к первой части заявки.
Также вместо ограничения заказчиком установлены преимущества в отношении субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
На основании вышеуказанного заявитель просит отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе от 29.06.2015 и выдать предписание заказчику о приведении документации об электронном аукционе в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В обоснование правомерности действий аукционной комиссии представитель департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области пояснил, что в документации об электронном аукционе по позиции N9 установлены характеристики: "Длина усиков 45-50 мм. *"; по позициям N35-37 установлены характеристики: "Толщина линии 1,5-3 мм. *"; по позициям N38-40 установлены характеристики: "Толщина линии 1-3 мм. *".
Также присутствует сноска, обозначающая, что по позициям сопровождающимся знаком " * " участники закупки указывают показатели в диапазоне.
В первой части заявки ООО "КанцБизнес" по данным позициям указаны конкретные показатели товаров, а не диапазонные значения, как предписано в документации об электронном аукционе.
Представитель заказчика пояснил следующее.
Согласно п.3 ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик применил следующие виды показателей: показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения, следовательно участники предоставляют конкретные значения показателей, или значения, находящиеся в диапазоне значений, определенных заказчиком; показатели, для которых установлены диапазоны значений, тем самым участники указывают диапазон значения, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границе диапазона.
В целях определения начальной (максимальной) цены контакта заказчиком был проведен мониторинг цен на товар путем изучения коммерческих предложений по каждой позиции от трех компаний, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
При установлении преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций заказчик руководствовался письмом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.03.2015 NД28и-652 и ч.4 ст.27 Закона о контрактной системе в сфере закупок, согласно которым субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляются преимущества в соответствии со ст.30 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Из письма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.03.2015 NД28и-652 следует, что в соответствии с действующим функционалом официального сайта Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru при размещении информации на данном сайте преимущества, предусмотренные ч.4 ст.27 Закона о контрактной системе в сфере закупок и ограничения, предусмотренные ст.30 Закона о контрактной системе в сфере закупок, указываются в извещении об осуществлении закупки как преимущества.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию электронного аукциона в случае несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, требованиям документации о таком аукционе.
На основании пп."б" п.1) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе заказчиком указаны следующие показатели товаров: по позиции N9: "Длина усиков 45-50 мм. *"; по позициям N35-37: "Толщина линии 1,5-3 мм. *"; по позициям N38-40: "Толщина линии 1-3 мм. *".
Кроме того, в аукционной документации присутствует сноска, указывающая, что по позициям, сопровождающимся знаком " * " участники закупки указывают показатели в диапазоне.
Комиссия Владимирского УФАС России установила, что в первой части заявки ООО "КанцБизнес" по каждым данным позициям указало показатель товара в виде одного конкретного значения, выбранного из диапазона, установленного заказчиком, вместо диапазонного значения показателя товара.
Следовательно, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий в рамках статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, правомерно отказала заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, по основаниям: несоответствие информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе в сфере закупок: приложение к информационной карте таблица 1, п.13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе в сфере закупок - в показателях заявки участника несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе по п.п. 9, 35-40 (показатели товара не соответствуют (не указано значение в диапазоне).
Таким образом, заявитель не учел требования заказчика, в соответствии с которым участники закупки должны указывать показатели товаров в диапазоне.
В соответствии с ч.3 ст.105 Закона о контрактной системе в сфере закупок жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
Таким образом, довод заявителя относительно положений документации об электронном аукционе рассмотрению не подлежит ввиду пропуска срока на такое обжалование.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановой проверки данной закупки Комиссия установила следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В пункте 15 "Требование к описанию объекта закупки" инструкции участникам закупки документации об электронном аукционе заказчиком указано, что при описании цифровых показателей указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться и не допускается применение понятий "не более", "не менее", за исключением случаев, если заказчиком при описании показателей товара предусмотрены в соответствующем разделе позиции, которые не имеют конкретных значений и указание их допустимо в сопровождении словами "не более", "не менее".
В документации об электронном аукционе присутствуют позиции товаров, сопровождающиеся знаком " * ", а так же сноска, согласно которой участники закупки по обозначенным позициям указывают показатели товаров в диапазонном значении.
Оценив представленные документы, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу, что требования заказчика к показателям закупаемого товара не противоречат нормам законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Доказательств обратного Комиссией Владимирского УФАС России не выявлено.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией Владимирского УФАС России установлено, что в п.13.2 и п.16 инструкции участникам закупки документации об электронном аукционе заказчик установил и описал требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок.
На основании ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч.1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно ч.4 ст.27 Закона о контрактной системе в сфере закупок преимущества, в соответствии со ст.30 Закона о контрактной системе в сфере закупок, предоставляются в том числе субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, при формировании извещения и документации закупки допустимо указание как и преимущество так и ограничение в случае осуществления закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе в сфере закупок любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании изложенного, руководствуясь ч.8 ст.106, п.3 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "КанцБизнес" на положения документации о закупке и действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку канцелярских товаров для нужд ГБУЗ ВО "Меленковская центральная районная больница" (N закупки 0128200000115004645) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 13 июля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2015