Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 19 июня 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена 19.06.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Стройресурс" (далее - ООО "Стройресурс", заявитель, Общество) (Владимирская область, Камешковский р-н, п. им.Кирова) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений первого этажа и лестничных маршей МБОУ "Осиповская СОШ имени Т.Ф.Осиповского" (закупка N0328300126015000014).
18.06.2015 в рамках рассмотрения дела Г 430-04/2015 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок был объявлен перерыв до 19.06.2015.
18.06.2015 на заседании Комиссии присутствовали представители ООО "Стройресурс" , уполномоченного органа Управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
11.06.2015 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройресурс" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений первого этажа и лестничных маршей МБОУ "Осиповская СОШ имени Т.Ф.Осиповского".
В своей жалобе заявитель указывает, что аукционная комиссия неправомерно отклонила его вторую часть заявки по причине несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч.1, 1.1, 2 ст.31 Закона о контрактной системе в сфере закупок - копии актов предоставленные участником аукциона не в полном объеме подтверждают исполнение муниципального контракта, так как цена по контракту не соответствует сумме подписанных актов о приемке выполненных работ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N99 от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства РФ N99 от 04.02.2015) заказчик установил дополнительные требования для участников закупки.
В п.48 информационной карты электронного аукциона содержится дополнительное требование о предоставлении участниками закупки копии ранее исполненного контракта и актов выполненных работ, на стоимость не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта 11036111,66 рублей.
В Приложении N1 к постановлению Правительства РФ N99 от 04.02.2015 не установлено, что акты выполненных работ должны быть предъявлены на сумму 20% от начальной (максимальной) цены контракта.
Следовательно, отклонение второй части заявки ООО "Стройресурс" является неправомерным, так как заявителем была предоставлена справка о добросовестности, содержащая ссылку на реестр контрактов, муниципальный контракт N9 на сумму более 20 % (3091535,80 рублей) от начальной (максимальной) цены контракта и акты выполненных работ, хоть и не на всю сумму по муниципальному контракту N9.
Также постановлением Правительства РФ N99 от 04.02.2015 не установлено требование к порядку предоставления дополнительного требования.
Так как все сведения о контрактах находятся в открытом доступе на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupкi.gov.ru заказчик имел возможность удостовериться в добросовестности участника.
Согласно п.1 постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет установить, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Тем самым, постановление Правительства РФ N99 от 04.02.2015 не распространяется на электронные аукционы.
Таким образом, требование установленное заказчиком в п.48 информационной карты электронного аукциона к участникам закупки является не правомерным.
В обоснование правомерности действий аукционной комиссии представитель уполномоченного органа Управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области пояснил следующее.
В п.48 Информационной карты электронного аукциона, заказчиком установлены документы, необходимые для подтверждения соответствия участника закупки требованиям, установленным ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе в сфере закупок (дополнительные требования), а именно: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится аукцион).
В подтверждение данного требования вторая часть заявки ООО "Стройресурс" содержит копию муниципального контракта N9 от 11 августа 2014, заключенный на сумму 3 091 535,80 руб. (что составляет более 20% начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится аукцион) и копии актов о приемке выполненных работ сумма которых составляет 1 853 175,51 руб., что не позволяет определить исполнение обязательств подрядчика по данному контракту тем самым подтвердить свое соответствие дополнительным требованиям, установленным заказчиком.
В связи с этим, аукционная комиссия приняла решение о несоответствии участника электронного аукциона ООО "Стройресурс" требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе в сфере закупок Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу п.1 постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет установить, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
На основании ч.1 ст.59 Закона о контрактной системе в сфере закупок под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Следовательно, постановление Правительства РФ N99 от 04.02.2015 распространяется на осуществление закупки путем проведения аукционов (электронных аукционов, закрытых аукционов).
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок отмечает, что позиция заявителя, что постановление Правительства РФ N99 от 04.02.2015 распространяется не на электронные аукционы, а на закрытые двухэтапные аукционы основана на неверном толковании норм Закона о контрактной системе в сфере закупок, в виду отсутствия данной процедуры в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе в сфере закупок перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В п.2 Приложения N1 к постановлению Правительства РФ N99 от 04.02.2015 установлены документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям - копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
В п.48 Информационной карты электронного аукциона, заказчиком установлены документы, необходимые для подтверждения соответствия участника закупки требованиям, установленным ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе в сфере закупок (дополнительные требования), а именно: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится аукцион).
По мнению Комиссии, исходя из буквального толкования указанных норм законодательства, участники закупки для подтверждения соответствия дополнительным требованиям, установленным ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должны предоставлять копии актов выполненных работ в полном объеме подтверждающие стоимость исполненного контракта.
Следовательно, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий в рамках статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, правомерно признала вторую часть заявки заявителя не соответствующей требованиям, указанным в документации об электронном аукционе и законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь ч.8 ст.106, п.3 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройресурс" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений первого этажа и лестничных маршей МБОУ "Осиповская СОШ имени Т.Ф.Осиповского" необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 19 июня 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2015