Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 13 июля 2015 г. N 5-2/162-15
Резолютивная часть решения вынесена 13.07.2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 16.07.2015 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:
Мерзлякова Н.В. - председатель комиссии, руководитель Управления;
Осипов С.В. - член комиссии, заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля государственных закупок;
Ягольницкая Д.С. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля государственных закупок;
Васянович Ю.Р. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля государственных закупок;
рассмотрев жалобу ООО "КАРАЧУН" на действия Заказчика - ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования РФ при проведении процедуры электронного аукциона на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах для обеспечения инвалидов в 2015 году (N 0230100000115000157), в присутствии представителей Заказчика - Шиловой С.В. (по доверенности от 13.07.2015 г. N 271), Мухиной А.В. (по доверенности от 13.07.2015 г. N 270), Шитаревой И.В. (по доверенности от 13.07.2015 N 272), представителя общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена красного знамени общество слепых" - Поповой Е.П., представителя Заявителя - Дудина А.П. (по доверенности от 13.07.2015 г. N 1/15),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступила жалоба от ООО "КАРАЧУН" (далее - Заявитель) Заказчика - ГУ - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования РФ при проведении процедуры электронного аукциона на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах для обеспечения инвалидов в 2015 году (N 0230100000115000157), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
По мнению Заявителя, Заказчик допустил следующие нарушения:
1. К товару предъявляются требования о предназначении товара для воспроизведения "говорящих книг", записанных в специальном криптозащищенном формате, принятом ВОС и Российской государственной библиотекой для слепых в качестве общероссийского стандарта для обеспечения фондов специальных библиотек и школ для слепых. Данное требование ограничивает конкуренцию, так как хозяйствующие субъекты, желающие принять участие в аукционе, ограничены в своем праве осуществить поставку товара, отвечающего требованиям документации, но имеющего собственный ключ защиты.
2. В документации предъявляются требования о наличии документа, выданного правообладателем, подтверждающего разрешение на использование интеллектуальных прав. Заказчиком не конкретизировано наименование такого документа.
3. В Техническом задании Заказчик ссылается на письмо Росстандарта от 02.04.215 г. N АЗ-101-5/2404, однако, данное письмо не является нормативно-правовым актом, не опубликовано и не является общедоступным, в связи с чем, нет возможности ознакомиться с содержанием данного документа.
Заявитель просил выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Представители Заказчика, с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной, по существу жалобы пояснили следующее.
Требование раздела IV аукционной документации не устанавливают условия наличия конкретного ключа криптозащиты. Довод Участника о том, что Заказчик требует наличия конкретного ключа криптозащиты, а именно, ключа ВОС не обоснованы, так как Заказчик такого требования не предъявляет. Заказчик предъявляет требование о предназначении товара, а не об использовании конкретного ключа криптозащиты: Специальные устройства для чтения "говорящих книг" на флэш картах должны быть предназначены для воспроизведения "говорящих книг", записанных в специальном криптозащищённом формате. ВОС и Российская государственная библиотека для слепых, лишь приняли указанный формат (говорящие книги) в качестве общероссийского стандарта для обеспечения фондов специальных библиотек и школ для слепых.
2. Заказчиком не предъявлены требования о наличии документа, выданного правообладателем, подтверждающего разрешение на использование интеллектуальных прав, которые ограничивают число участников закупки, Заказчик, действуя в рамках правового поля, требует обязательного наличия данного документа в случаях, если в поставляемом товаре используется интеллектуальная собственность, не принадлежащая Участнику.
3. Содержание письма Росстандарта от 02.04.2015 г. NАЗ-101-5/2404 изложено в разделе 2 Технического задания: Соответствие ГОСТ Р 51632-2000 является обязательным согласно п.1ст.46 ФЗ N184-ФЗ от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании", Постановления Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии N4 от 30.01.2004 г. "О Национальных Стандартах Российской Федерации" и письма Росстандарта от 02.04.2015 г. NАЗ-101 -5/2404 только в части: соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Комиссия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев представленные материалы, выслушав представителей сторон, пришла к следующему выводу.
30.06.2015 г. Заказчик разместил на сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении процедуры электронного аукциона на поставку специальных устройств для чтения "говорящих книг" на флэш-картах для обеспечения инвалидов в 2015 году (N 0230100000115000157).
Дата окончания срока подачи заявок: 08.07.2015 г.
Дата подведения итогов электронного аукциона: 13.07.2015 г.
Начальная (максимальная) цена контракта: 652 080,00 руб.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно Техническому заданию аукционной документации к поставке требуются специальные устройства для чтения "говорящих книг" на флэш-картах, которые должны быть предназначены для воспроизведения "говорящих книг", записанных в специальном криптозащищенном формате, принятом ВОС и Российской государственной библиотекой для слепых в качестве общероссийского стандарта для обеспечения фондов специальных библиотек и школ для слепых.
В ходе изучения материалов дела было установлено, что ООО "Издательско-полиграфический тифлоинформационный комплекс "Логос" Всероссийского общества слепых" (далее - ООО "ИПТК "Логос ВОС") и федеральное государственное учреждение культуры "Российская государственная библиотека для слепых" (далее - РГБС) заключили трехстороннее соглашение от 04.09.2008 г., согласованное с ООО Лаборатория электроники "ЭлекЖест", по которому с целью соблюдения требований законодательства в области защиты авторских прав (статья 1274 части четвертой Гражданского кодекса РФ) цифровые "говорящие книги" на флеш-картах для незрячих читателей обеспечиваются криптозащитой (далее - Соглашение). Криптозащита осуществляется с применением трехпроходного поточного блочного шифрования МР3 файлов по алгоритму XXTEA с длиной ключа 128 бит.
Согласно данному Соглашению программа Talking Book Library, разработанная ООО Лаборатория электроники "ЭлекЖест" для записи цифровых "говорящих книг" с указанной криптозащитой свободно распространяется среди пользователей. ООО "ИПТК "Логос ВОС" и РГБС обладают ключом криптозащиты и могут передавать его по взаимному согласованию третьим лицам (под соглашение о неразглашении) для разработки программ записи цифровых "говорящих книг" или тифлофлешплейеров.
Между тем, указанное Соглашение не является нормативно-правовым актом, обязательным к применению.
Таким образом, Заказчик, включив в описание объекта закупки ссылку на специальный криптозащитный формат, принятый соглашением ООО "ИПТК "Логос ВОС" и РГБС ограничивает право хозяйствующих субъектов, имеющих собственный ключ защиты на участие в закупке, чем нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Подпункт 5 пункта 2 "Дополнительные требования к товару" раздела IV Технического задания аукционной документации содержит требование о наличии документа, выданного правообладателем, подтверждающего разрешение, на использование интеллектуальных прав.
Пунктом 6.1.3 проекта государственного контракта предусмотрена обязанность Исполнителя передать Заказчику документы, выданные правообладателем, подтверждающие разрешение на использование интеллектуальных прав.
Тифлофлешплеер является сложным интеллектуальным объектом, включающим в себя результат интеллектуальной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1229 гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
Заказчиком не конкретизировано, какой именно документ, подтверждающий разрешение на использование интеллектуальных прав должен быть предоставлен Исполнителем.
3. Согласно требованиям Технического задания аукционной документации разработка, производство, сертификация, эксплуатация, ремонт, снятие с производства специальных устройств для чтения "говорящих книг" должны отвечать требованиям ГОСТ Р 51632-2000 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний". ГОСТ Р 51632-2000 является обязательным согласно п.1ст.46 ФЗ N184-ФЗ от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании", Постановления Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии N4 от 30.01.2004 г. "О Национальных Стандартах Российской Федерации" и письма Росстандарта от 02.04.2015 г. NАЗ-101-5/2404 только в части: соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Письмо Росстандарта от 02.04.2015 г. NАЗ-101-5/2404, указанное в документации не является нормативно-правовым актом, не опубликовано и не является общедоступным, в связи с чем участники закупки не имеют возможности ознакомиться с его содержанием.
Вместе с тем, Комиссия по контролю в сфере закупок в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о закупках провела внеплановую проверку, нарушения не выявлены.
Комиссия по контролю в сфере закупок на основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 106, руководствуясь статьей 99 Закона о закупках, административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КАРАЧУН" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим п. 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии ______________ Н.В. Мерзлякова Члены комиссии: ________________С.В. Осипов ______________ Ягольницкая Д.С. _______________ Ю.Р. Васянович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 13 июля 2015 г. N 5-2/162-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2015