Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 16 июня 2015 г.
Дата оглашения решения: 16 июня 2015 года город Иваново
Дата изготовления решения: 19 июня 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Сергеевой О.О. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Горячевой К.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Масловой Е.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
при участии представителей:
ООО "МЕДПРОЕКТ" (далее - Заявитель): Мелякина Михаила Григорьевича (по доверенности N б/н от 11.06.2015),
Государственного учреждения - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик): Сеськиной Елены Яковлевны (по доверенности N 74/04 от 11.06.2015),
УСТАНОВИЛА:
08.06.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "МЕДПРОЕКТ" на действия заказчика - Государственного учреждения - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, для обеспечения ими инвалидов с нарушением слуха в 2015 году (извещение N 0233100001115000043).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Так, согласно первому доводу жалобы, установленные Заказчиком требования о предъявлении товара в полном объеме для приёмки, до начала выдачи инвалидам, согласно проекту контракта, являются невыполнимыми, поскольку ушные вкладыши индивидуального изготовления, как товар, могут существовать только после их изготовления, что предполагает снятие слепка наружного слухового прохода и ушной раковины инвалида.
Согласно второму доводу жалобы Заказчиком не внесены изменения в документацию, в том числе в проект государственного контракта, согласно разъяснениям положений документации об электронном аукционе.
Из третьего довода жалобы следует, что Заказчиком в обоснование начальной (максимальной) цены контракта не включена стоимость ушных вкладышей индивидуального изготовления.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что в документации установлены требования к функциональным и техническим характеристикам ушных вкладышей индивидуального изготовления, а именно "Ушные вкладыши индивидуального изготовления по форме и размеру должны полностью соответствовать анатомии уха и способствовать улучшению разборчивости речи по сравнению со стандартными слуховыми вкладышами". Заказчик считает, что определить потребность в ушных вкладышах индивидуального изготовления невозможно по нескольким причинам. Заказчик не знает, какие слуховые аппараты будут предложены к поставке, в связи с этим не понятно какой конфигурации и из каких материалов будут изготовлены стандартные ушные вкладыши, так как к разным моделям аппаратов они различны. Из этого понятно, что определить, подойдет ли инвалиду стандартный ушной вкладыш возможно только при получении инвалидом слухового аппарата.
Заказчиком 05.06.2015 в единой информационной системе размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе, в которых был описан порядок исполнения контракта в соответствии с проектом контракта и Техническим заданием.
В соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе при определении начальной (максимальной) цены контракта был применен метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), который заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, планируемых к закупке. Региональным отделением был произведен мониторинг рынка и были получены ответы от трех поставщиков о возможности поставки слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления. Начальная (максимальная) цена контракта была определена и обоснована в строгом соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Действующее законодательство не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы, услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право государственного заказчика на приобретение именно тех товаров, работ, услуг, которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качествам. Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки для государственных нужд.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
29.05.2015 на официальном сайте в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение N 0233100001115000043 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, для обеспечения ими инвалидов с нарушением слуха в 2015 году. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 417 416, 82 рублей.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Разделом 1.4 "Инструкции участникам аукциона в электронной форме" установлен объект закупки, место, условия и сроки (периоды) поставки товаров. Согласно пункту 1.4.3 указанного раздела Инструкции место доставки товара, условия и сроки (периоды) поставки товаров указаны в пунктах 7,8 части III "Информационная карта аукциона в электронной форме" и части VI "Техническое задание".
В пункте 7 "Информационной карты аукциона в электронной форме" указаны сроки поставки товара, а именно поставка 100% от общего объема товара в Ивановскую область в организованные поставщиком пункты выдачи технических средств реабилитации в течение 7 календарных дней со дня заключения контракта (до 20.12.2015 должно быть выдано 100% общего объема требуемого Товара). Срок доставки до инвалида со дня получения поставщиком заявки (разнарядки) или со дня обращения инвалида: не более 10 (десяти) календарных дней.
Аналогичные сроки поставки товара указаны в "Техническом задании" документации об электронном аукционе.
В Техническом задании документации об электронном аукционе указаны наименования поставляемых изделий, описание их функциональных и технических характеристик, количество и цена, в том числе имеется указание на то, что все слуховые аппараты должны поставляться в стандартной комплектации: стандартный вкладыш - 1 шт., элемент питания - 2 шт. Также Заказчик указывает, что ушные вкладыши индивидуального изготовления по форме и размеру должны полностью соответствовать анатомии уха и способствовать улучшению разборчивости речи по сравнению со стандартными слуховыми вкладышами, и устанавливает дополнительные требования к ушным вкладышам индивидуального изготовления.
Заявителем 04.06.2015 был направлен запрос на разъяснение положений документации об электронном аукционе. На указанный запрос Заказчиком в соответствии с требованиями части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе 05.06.2015 были размещены разъяснения документации об электронном аукционе на официальном сайте.
В разъяснениях документации об электронном аукционе Заказчиком было указано следующее.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Контракта и Техническим заданием Поставщик поставляет в Ивановскую область в течение семи календарных дней со дня заключения контракта все слуховые аппараты (далее - Товар), предусмотренные к поставке по контракту, в стандартной комплектации, т.е. со стандартным вкладышем. В соответствии с пунктом 6.1 Контракта Заказчик производит приемку Товара на соответствие количества, комплектности и объема поставляемого Товара требованиям, указанным в Техническом задании к Контракту и составляет Акт приемки Товара.
После приемки Товара Заказчиком, до 20.12.2015, Поставщик должен выдать по заявкам (разнарядкам) Заказчика или направлениям Заказчика, Товар Получателям (инвалидам) в течение десяти календарных дней со дня обращения Получателя к Поставщику или получения заявки (разнарядки) от Заказчика. Обеспечение ушными вкладышами индивидуального изготовления будет производиться при наличии потребности у инвалида, только после того, как Поставщик приступит к передаче Товара инвалидам (уже после обращения инвалида), что позволит Поставщику сделать слепки ушного прохода и изготовить вкладыши под конкретного получателя.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что данный довод жалобы Заявителя является необоснованным, поскольку изготовление ушных вкладышей индивидуального изготовления будет производиться после приемки Товара Заказчиком до 20.12.2015 при наличии потребности у инвалида. Следовательно, Поставщику не требуется поставлять ушные вкладыши индивидуального изготовления в течение 7 календарных дней со дня заключения контракта.
Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заявителем 04.06.2015 был направлен запрос о даче разъяснений положений документации относительно сроков поставки ушных вкладышей индивидуального изготовления Заказчику.
Заказчиком в соответствии с требованиями части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе были даны разъяснения положений документации об электронном аукционе N 01-18/12/6308 от 05.06.2015, в которых Заказчик подробно разъясняет участнику закупки порядок исполнения контракта, согласно документации об электронном аукционе.
После исследования указанных разъяснений положений документации об электронном аукционе, Комиссия Ивановского УФАС России пришла к выводу, что данные разъяснения не изменяют суть документации об электронном аукционе и не требуют внесения в неё каких-либо изменений.
Вместе с тем, представителем заявителя на заседание Комиссии Ивановского УФАС России не представлены доказательства, подтверждающие, что Заказчиком должны быть внесены изменения в документацию об электронном аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком не внесены изменения в документацию, в том числе в проект государственного контракта, согласно разъяснениям положений документации об электронном аукционе, не нашел своего подтверждения.
Относительно третьего довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
На основании пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России не рассматривает довод Заявителя о том, что в обоснование начальной максимальной цены контракта Заказчиком не включена стоимость ушных вкладышей индивидуального изготовления.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "МЕДПРОЕКТ" на действия заказчика - Государственного учреждения - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, для обеспечения ими инвалидов с нарушением слуха в 2015 году (извещение N 0233100001115000043) необоснованной.
Председатель Комиссии: _______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________ О.О. Сергеева
_______________________________ К.С. Горячева
________________________________ Е.Ю. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 16 июня 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2015