Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 18 июня 2015 г.
Дата оглашения решения: 18 июня 2015 года город Иваново
Дата изготовления решения: 23 июня 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Сергеевой О.О. - главного специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок; Горячевой К.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Чиркуновой А.К. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Масловой Е.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
при участии представителей:
Администрации Палехского муниципального района (далее - Заказчик), ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (далее - Специализированная организация): Шамина Кирилла Сергеевича (доверенность N 08-01/1628 от 17.06.2015, протокол N 1 общего собрания учредителей от 20.02.2014),
в отсутствие представителя:
ООО "Титан - 6" (далее - Заявитель): о дате и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
11.06.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Титан-6" на действия заказчика - Администрации Палехского муниципального района при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта "Межпоселковый газопровод до д. Пеньки Палехского района" (извещение N 0133300025615000003).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Так, согласно первому доводу жалобы в Разделе 2 "Техническое задание" аукционной документации Заказчиком установлены излишние требования к используемым материалам, указанным в пунктах 13, 33, 34, 35 "Технического задания", что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. По мнению Заявителя, данные материалы не являются материалом, применяемым при выполнении работ: сварная сетка, объемные каркасы, проволока для армирования.
Во втором доводе жалобы Заявитель указывает, что в пункте 83 "Технического задания" требуется выбрать марку труб из 10 марок, указанных в документации, вместе с тем, в таблице указано только 5 марок, что делает невозможным формирование предложения участником закупки, и является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Из третьего довода жалобы следует, что в п. 18 "Технического задания" "Петля накладная" не указана единица измерения для определения соответствия товара потребностям Заказчика, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Из четвертого довода жалобы следует, чтопроект контракта,в нарушение п. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе, не содержит условия о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Из пятого довода жалобы следует, что Заказчиком не определен срок действия контракта, поэтому предоставить банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц не представляется возможным, что является нарушением требований ч. 3 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Из письменных пояснений Заказчика, Специализированной организации, следует, что по позиции 13, 33, 34, 35 "Технического задания" Заказчиком установлены элементарные минимальные требования к несущим столбам ограждения, в том числе требования к рабочей арматуре и распределительной арматуре. Поскольку данные изделия находятся непосредственно внутри столба, прямо влияют на его эксплуатационные характеристики, в том числе на основную - несущую способность, требования были установлены. Относительно второго довода жалобы, вследствие технической ошибки таблица с показателями к трубам содержит сведения только по 6 маркам из 10, что никак не влияет на права участника и порядок подготовки заявки, поскольку в рассматриваемом случаев при выборе марки трубы, не имеющей в документации табличного описания, в составе первой части достаточно указания цифрового обозначения данной марки. Относительно третьего довода жалобы Заказчик считает, что единица измерения указана, а именно: "цикл открывание закрывание". В случае, если победитель аукциона выберет способ обеспечения в виде внесения денежных средств на депозит Заказчика, то на основании положений части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт будет внесено соответствующее условие. В соответствие с информацией автоматизированного извещения официального сайта, положениями 8 "Информационной карты" документации об электронном аукционе, установлен срок выполнения работ - "до 01.09.2015". В Контракте соответствующая графа не заполнена. Довод жалобы Заявителя об отсутствии в составе документации срока выполнения работ является несостоятельным.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, заслушав представителя лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
27.05.2015 на официальном сайте в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение N 0133300025615000003о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта "Межпоселковый газопровод до д. Пеньки Палехского района". Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 352 510, 00 рублей.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС установила следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что в техническом задании аукционной документации установлены требования к техническим характеристикам следующих материалов:
- по позициям 13, 33, 34, 35 "Столбы оград" установлены требования к стали, используемой для армирования столбов, проволоки и бетону.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика и Специализированной организации пояснил, что требования, установленныек арматуре, проволоке и бетону,являются минимальными и элементарными. Данные изделия находятся непосредственно внутри столба, и прямо влияют на его эксплуатационные характеристики, в том числе на основную - несущую способность.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих его доводы, а также отсутствуют документы, свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений законодательства о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что в пункте 83 "Изолированные стальные газопроводы" технического задания аукционной документации указаны следующие марки: 11104-030 или 11407-027 или 11708-210 или 12206-007 или 11205-040 или 11507-070 или 11808-340 или 12306-020 или 11306-075 или 11607-040 или 11908-1250 или 12508-150. В таблице установлены показатели для следующих марок: 11607-040, 11507-070, 11908-1250, 12508-150, 11708-210, 11808-340. Таким образом, таблица содержит показатели по шести из указанных двенадцати марок.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика и Специализированной организации пояснил, что отсутствие сведений по другим шести маркам, не указанным в таблице, являетсятехнической ошибкой таблицы, что никак не влияет на права участника и порядок подготовки заявки, поскольку в рассматриваемом случае при выборе марки трубы, не имеющей в документации табличного описания, в составе первой части достаточно указания цифрового обозначения данной марки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что неполное указаниеЗаказчиком показателей к маркам не приводит к нарушению прав и законных интересов участников закупки, в том числе Заявителя. Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Относительно третьего довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС установила следующее.
Правила описания объекта закупки установлены в ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик самостоятельно устанавливает показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
При этом заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к используемым для выполнения работ товарам, которые, по мнению заказчика, являются значимыми для качественного исполнения работ.
Таким образом, заказчик в зависимости от своих потребностей должен установить конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара в целях определения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, что и было сделано Заказчиком в данном случае.
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что в пункте 18 "Петля накладная" технического задания аукционной документации установлены следующие требования к товару: наработка, цикл "открывание - закрывание", 10000 - 500000. Для изготовления петель применяются следующие материалы: сталь, или латунь, или пластмасса или специальный алюминиевый профиль по действующей нормативной документации.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Четвертый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Исходя из ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 25 Раздела 1.3 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе, указано, что контракт заключается только после предоставления участником аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита). Способ обеспечения исполнения контракта определяется таким участником аукциона в электронной форме самостоятельно. Размер обеспечения равен 10% от начальной (максимальной) цены контракта.
При исследовании документации об электронном аукционеКомиссия Ивановского УФАС России установила, что проект контракта документации об электронном аукционе не содержит обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об электронном аукционе срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Однако Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что отсутствие в проекте контракта обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта,не приводит к нарушению прав и законных интересов Заявителя. Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав отсутствием в проекте контракта такого условия. Следовательно, выдача предписания Заказчику является нецелесообразной.
Относительно пятого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС установила следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержатьсрок действия с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п. 6.3.3. документации об электронном аукционе, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 8 Раздела 1.3 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе срок выполнения работ: до 01.09.2015 года.
Пунктом 9.1 проекта контракта установлено, что настоящий контракт вступает в силу с даты подписания его сторонами и действует до исполнения сторонами своих обязательств.
Разделом 5 проекта контракта установлен порядок приемки выполненных работ.
Согласно пункта 5.1 данного раздела, приемка осуществляется представителем Заказчика после выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом. Подрядчик уведомляет Заказчика о факте завершения работ в соответствии с условиями контракта и предоставляет Заказчику Акт о приемке выполненных работ и справку о стоимости выполненных работ и затрат, подписанные Подрядчиком в двух экземплярах. Заказчик не позднее 5 календарных дней после уведомления Подрядчика о готовности работ и представления акта о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат,с участием Подрядчика проверяет и принимает выполненную работу. Датой приемки выполненных работ считается дата подписания акта о приемке выполненных работ.
Из пункта 2.6 проекта контракта следует, что расчет за выполненные работы производится не позднее 30 банковских дней после подписания акта о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат на основании выставленного счета путем безналичного перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет подрядчика.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик в проекте контракта документации об электронном аукционе не установил надлежащим образом срок действия контракта, в связи с чем предоставить банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц не представляется возможным, не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Титан-6" на действия заказчика - Администрации Палехского муниципального района при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта "Межпоселковый газопровод до д. Пеньки Палехского района" (извещение N 0133300025615000003) обоснованной в части довода Заявителя об отсутствии в проекте контракта документации об электронном аукционе условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
2. Признать в действиях заказчика - Администрации Палехского муниципального района нарушение п. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с отсутствием нарушения прав и законных интересов Заявителя.
Председатель Комиссии: _______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________ О.О. Сергеева
_______________________________ К.С. Горячева
_______________________________ А.К. Чиркунова
_______________________________ Е.Ю. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 18 июня 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2015