Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 19 июня 2015 г.
Дата оглашения решения: 19 июня 2015 года город Иваново
Дата изготовления решения: 24 июня 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - ВрИО руководителя управления;
членов Комиссии: Волковой Е.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок, Сергеевой О.О. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Горячевой К.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
в присутствии представителей:
Администрации Палехского муниципального района (далее - Заказчик): Шамина Кирилла Сергеевича (доверенность от 17.06.2015),
ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (далее - Специализированная организация): Шамина Кирилла Сергеевича (протокол общего собрания учредителей N 1 от 20.02.2014),
в отсутствии представителей:
ООО Предприятие "Метан" (далее - Заявитель, Общество): о дате и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
11.06.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО Предприятие "Метан" на действия заказчика - Администрации Палехского муниципального района при проведении электронного аукциона на строительство объекта "Распределительные сети газопровода с подводами к жилым домам членов кооператива д. Пеньки и д. Колзаки Палехского района Ивановской области" (извещение N 0133300025615000002).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
1) Дополнительные требования, установленные в пп. 2.1 п. 3.2.3 раздела 1.2 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе, противоречат Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление). Постановление не распространяется на проведение электронных аукционов, следовательно, установление дополнительных требований в соответствии с данным Постановлением, незаконно.
2) Требования установленные Заказчиком к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе в пп. 3,5,6,7 п. 3.2.3. раздела 1.2. "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" документации о закупке нарушают ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3) Заказчик установил в отношении товара "песок" (стр. 24 файла часть II Техническое задание_часть1) излишние требования: "Допустимое содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям,в песке, не должно превышать следующих значений : - аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) - не более 50 ммоль/л; - сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3 - не более 1,0%; пирит в пересчете на SO3 - не более 4% по массе; - слюда - не более 2% по массе; - галлоидные соединения (галит, сильвин и др.), включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - не более 0,15% по массе; - уголь - не более 1% по массе".
4) В описании товара "Изолирующее соединение "ИС-108", применяемом для соединения металлических парубков при прокладке стального газопровода Заказчиком допущено противоречие в установлении требований к массе товара. Маркировка ИС-НВ, используемая Заказчиком при выборе альтернативных показателей массы товара в зависимости от рабочего давления, не применима для определения массы изолирующего соединения "ИС-108".
5) В описание товара "Труба: ПЭ 80 SDR 11" (стр. 28-34 файла часть II Техническое задание_часть1) показатель МОР "максимальное рабочее давление" высчитывается в соответствии с ГОСТ по специальной формуле, где участнику закупки надлежит располагать сведениями о стандартном размерном отношении, коэффициенте запаса прочности, коэффициенте снижения давления в зависимости от рабочей температуры газа. Данные показатели отсутствуют в паспортах на трубы полиэтиленовые для газопроводов, что лишает возможности участника рассчитать значение конкретного показателя.
6) В описании товара "песок для строительных работ средний" (стр. 24-25файла часть II Техническое задание_часть1) применяемого при подземной прокладке газопровода для закупки мест выхода из земли Заказчиком установлены излишние требования к шлаковому типу песка. Требования к данному песку установлены Заказчиком на основании ГОСТ 3344-83 "Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия". Между тем вид работ, для которых Заказчику требуется такой песок не относится к дорожным. Таким образом, предъявление Заказчиком требований к шлаковому песку является необоснованным.
Из письменных пояснений Заказчика, Специализированной организации, а также пояснений представителя Специализированной организации, Заказчика данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России следует, что они и с доводами жалобы не согласны, так как нарушений при проведении указанного электронного аукциона допущено не было.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Специализированной организацией документы, заслушав представителя лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
31.03.2015 на официальном сайте в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение N 0133300025615000002 о проведении электронного аукциона на строительство объекта "распределительные сети газопровода с подводами к жилым домам членов кооператива д. Пеньки и д. Колзаки Палехского района Ивановской области".
В пп. 2.1 п. 3.2.3 раздела 1.2 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки: требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе) - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право закупать который проводится закупка. Перечень документов, которые должны быть представлены участниками в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99: - копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе предусматривает, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Такие дополнительные требования установлены Постановлением. П. 2 приложения N 1 Постановления установлены дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Указанные требования относятся к закупкам, предметом которых является выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Согласно извещению N 0133300025615000002 проводится электронный аукцион на строительство объекта "распределительные сети газопровода с подводами к жилым домам членов кооператива д. Пеньки и д. Колзаки Палехского района Ивановской области". Код ОКПД данной закупки 45.21.42.110. Начальная (максимальная) цена контракта 11 521 600 руб. 00 коп.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 Постановления дополнительные требования предъявляются к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе под аукционами понимаются аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион.
Учитывая изложенное, первый довод Заявителя является необоснованным. Дополнительные требования, определенные в пп. 2.1 п. 3.2.3 раздела 1.2 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе, установлены в соответствии с Законом о контрактной системе.
Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает необоснованным по следующим основаниям.
Согласно ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе следующие документы и информацию:
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Аналогичные требования к содержанию второй части заявки установлены в пп. 3,5,6,7 п. 3.2.3 раздела 1.2. "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" документации о закупке.
Комиссия Ивановского УФАС России, проанализировав вышеуказанные положения Закона о контрактной системе и требования документации об электронном аукционе, не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе, поскольку вышеуказанные требования к составу второй части заявки носят общий характер. В случае если соответствующие требования документацией об электронном аукционе не установлены, предоставлять перечисленные в пп. 3,5,6,7 п. 3.2.3 раздела 1.2. "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" документации о закупке документы участнику электронного аукциона не требуется. Таким образом, не предоставление данных документов, не может повлечь признание заявки участника закупки несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает несостоятельным по следующим основаниям
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе Заявителем не представлено доказательств того, что установленные Заказчиком требования к песку являются излишними, что конкретные показатели данного товара указать невозможно.
Четвертый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает несостоятельным, поскольку в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе Заявителем не представлено доказательств того, что маркировка ИС-НВ, используемая Заказчиком при выборе альтернативных показателей массы товара в зависимости от рабочего давления, не применима для определения массы изолирующего соединения "ИС-108".
Пятый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает несостоятельным по следующим основаниям.
Заказчиком в части II. Техническая часть Техническое задание "Строительство объекта "Распределительные сети газопровода с подводами к жилым домам членов кооператива д. Пеньки и д. Колзаки Палехского района Ивановской области" установлены требования к трубе ПЭ 80 SDR11, в том числе с характеристикой такой как:
6) Стойкость к быстрому распространению трещин (БРТ) при 0 °С при максимальном рабочем давлении трубопровода 0,1 < МОР 0,4 МПа и dn
250 мм или МОР > 0,4 МПа, dn
90 мм и е
5 м МОР/2,4-0.072:
6.1) маломасштабный метод (S4)2),критическое давление PcS4, МПа, не менее МОР - 0,072
2,4
6.2) полномасштабный метод (FS)2), критическое давление PcFS, МПа, не менее МОРх1,5
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя, представитель Заказчика сообщил, что в рассматриваемом случае в паспортах качества на трубы данный показатель указан аналогично указанному в документации "_критическое давление PcS4, МПа, не менее МОР - 0,072".
2,4
Таким образом, рассчитывать показатель МОР участнику закупки не требуется. Доказательств иного Заявителем в материалы жалобы не представлено.
Между тем, в рамках внеплановой проверки Комиссия Ивановского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, так как исходя из положений п. 3.2.2 раздела 1.2. "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" участнику закупки надлежит указать конкретный показатель трубы ПЭ 80 SDR11 без сопровождения слов "не менее", что противоречит доводам Заказчика.
Относительно шестого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В части II. Техническая часть Техническое задание "Строительство объекта "Распределительные сети газопровода с подводами к жилым домам членов кооператива д. Пеньки и д. Колзаки Палехского района Ивановской области" установлены требования к песку для строительных работ среднему природному или шлаковому и его характеристикам.
В нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе Заявителем не представлено доказательств того, что установленные Заказчиком требования к шлаковому песку являются излишними. При этом Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает невозможность применения шлакового песка при выполнении работ являющихся предметом рассматриваемой закупки.
Исходя из изложенного, шестой довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает необоснованным.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО Предприятие "Метан" на действия заказчика - Администрации Палехского муниципального района при проведении электронного аукциона на строительство объекта "Распределительные сети газопровода с подводами к жилым домам членов кооператива д. Пеньки и д. Колзаки Палехского района Ивановской области" (извещение N 0133300025615000002) необоснованной.
2. Признать в действиях Администрации Палехского муниципального района нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: _______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________ Е.В. Волкова
на больничном О.О. Сергеева
_______________________________ К.С. Горячева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 19 июня 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2015