Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 1 июня 2015 г.
Дата оглашения решения: 01 июня 2015 года город Иваново
Дата изготовления решения: 04 июня 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Боровкова А.В. - руководителя управления;
членов Комиссии: Волковой Е.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок; Горячевой К.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Масловой Е.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
при участии представителей:
Администрации города Иванова (далее - Уполномоченный орган): Ждановой Ирины Андреевны (доверенность N 02-25-872 от 06.05.2015),
Муниципального бюджетного образовательного учреждения общеобразовательная гимназия N 30 (далее - Заказчик, МБОУ общеобразовательная гимназия N 30): Гусева Павла Борисовича (доверенность N б/н от 01.06.2015), Богомоловой Натальи Евгеньевны (доверенность N б/н от 01.06.2015), Панфиловой Юлии Анатольевны (доверенность N б/н от 01.06.2015),
в отсутствие представителя:
ООО "Специализированная организация "Единый Центр Торгов" (далее - Заявитель, Общество): о дате и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
25.05.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Специализированная организация "Единый Центр Торгов" на действия Заказчика - Муниципального бюджетного образовательного учреждения общеобразовательной гимназии N 30 при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение ремонтных работ по частичной замене окон (6 штук) и частичный ремонт системы отопления в спортивном зале (корпус В) МБОУО Гимназии N 30, расположенной по адресу: г. Иваново, ул. Степанова, д. 9 (извещение N 0133300001715000225).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заявитель считает, что Заказчиком установлены чрезмерно избыточные, детализированные и не обусловленные потребностями заказчика требования к используемым при производстве работ товарам, которые относятся непосредственно к сырью, из которого данный товар изготовлен. Такие требования, по мнению Заявителя, не относятся к техническим и качественным характеристикам, и не носят объективный характер. Более того установить химический состав вещества по ряду товаров, требования к которым предъявляет Заказчик, можно только в лабораторных условиях:
- "отлив" (п. 12 Части III "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе) требования к химическому составу стали (основные элементы);
- "раствор готовый кладочный цементный" (п. 7 Части III "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе) требования к содержанию химических элементов в цементе, в электротермофосфорных шлаках цемента, в доменных гранулированных шлаков портландцемента, в электротермофосфорных шлаках портландцемента.
Из письменных пояснений Заказчика, Уполномоченного органа, а также из пояснений представителя Заказчика, Уполномоченного органа, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, следует, что Заказчиком на основании и во исполнение требований ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе правомерно установлены требования к товарам в соответствии с нормами государственных стандартов. Указанные в технических характеристиках материалов требования к используемым при ремонтных работах материалам не являются излишними, а определяют их качественный состав, что соответствует требованиям действующего законодательства.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
18.05.2015 на официальном сайте в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение N 0133300001715000225 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение ремонтных работ по частичной замене окон (6 штук) и частичный ремонт системы отопления в спортивном зале (корпус В) МБОУО Гимназии N 30, расположенной по адресу: г. Иваново, ул. Степанова, д. 9. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 288 182, 00 рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что в части III "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены требования к химическому составу материалов, из которых изготавливается строительный материал, используемый при выполнении работ, например:
- по позиции "отлив": установлены требования к химическому составу стали (основные элементы): массовая доля химических элементов, %: углерода от 0,05 до 0,24, марганца от 0,25 до 0,65, кремния не более 0,37, хрома не более 0,25, серы не более 0,035 - 0,040, фосфора не более 0,020 - 0,035;
- по позиции "раствор готовый кладочный цементный" требование к содержанию ангидрида серной кислоты SO3 в цементе, % массы, не менее 1,5 и не более 3,5, требования к содержанию химических элементов в электротермофосфорных шлаках в цементе, требования к содержанию химических элементов в доменных гранулированных шлаках в портландцементе, а также в электротермофосфорных шлаках в портландцементе.
Потребность в установлении излишне детальных требований по вышеуказанным позициям в ходе рассмотрения жалобы по существу ни Заказчиком, ни Уполномоченным органом доказана не была.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что указанные выше требования к товарам являются излишними, не носят объективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Специализированная организация "Единый Центр Торгов" на действия Заказчика - Муниципального бюджетного образовательного учреждения общеобразовательной гимназии N 30 при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение ремонтных работ по частичной замене окон (6 штук) и частичный ремонт системы отопления в спортивном зале (корпус В) МБОУО Гимназии N 30, расположенной по адресу: г. Иваново, ул. Степанова, д. 9 (извещение N 0133300001715000225) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - МБОУО общеобразовательной гимназии N 30 нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: _______________________________ А.В. Боровков
Члены Комиссии: _______________________________ Е.В. Волкова
_______________________________ К.С. Горячева
_______________________________ Е.Ю. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 1 июня 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2015