Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 11 июня 2015 г. N 289
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>,
при участии генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Альфа" (далее - ООО "Альфа", заявитель) - <_>; в отсутствие представителя Администрации Тайшетского муниципального образования "Тайшетское городское поселение" (далее - заказчик) (ходатайство от 10.06.2015 г. N 2235 о рассмотрении жалобы без участия),
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "Альфа" на действия комиссии по осуществлению закупки, связанные с рассмотрением первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме на поставку бензина неэтилированного марки Регулятор-92 (далее - электронный аукцион).
В соответствии с доводами жалобы заявитель считает необоснованным решение комиссии по осуществлению закупок о признании заявки ООО "Альфа" несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе по причине предоставления недостоверной информации.
Заказчиком представлены письменные возражения, согласно которым по итогам рассмотрения единственной заявки единая комиссия приняла решение отклонить заявку N 6562395, поступившую от ООО "Альфа", на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ в связи с предоставлением участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе недостоверной информации: участник в заявке указал наличие у него АЗС N 39 в п. Шиткино, которая на самом деле находится в собственности ООО "Иркутскнефтепродукт", а в настоящее время в аренде у ИП Макарова К.И. Сведений о том, что между ИП Макаровым К.И. и ООО "Альфа" на момент рассмотрения заявки был заключен договор ни у заказчика, ни у уполномоченного органа не имелось.
Комиссия, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение заказчика, установила следующее.
Уполномоченным органом - Муниципальным казенным учреждением Управление экономики Администрации Тайшетского муниципального образования "Тайшетское городское поселение" 15.05.2015 г. на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0834300032615000022 и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на поставку неэтилированного марки Регулятор-92 по ГОСТ Р51105-97 (АИ-92-3) на 2 полугодие 2015 года для нужд администрации Тайшетского городского поселения (далее - документация об аукционе).
Документация об аукционе утверждена главой Тайшетского городского поселения Заикой А.М. 15.05.2015 г.
Согласно п. 2 Информационной карты электронного аукциона документации об аукционе заказчиком является Администрация Тайшетского городского поселения.
В соответствии с протоколом N 0834300032615000022-1 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 26.05.2015 г. единственный участник закупки с порядковым номером заявки N 6562395 - ООО "Альфа" признан несоответствующим документации об аукционе и Федеральному закону N 44-ФЗ на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закону N 44-ФЗ "в связи с предоставлением участником в первой части заявки недостоверной информации: участник в заявке указывает наличие у него АЗС N 39 в п. Шиткино, которая на самом деле находится в собственности у другого хозяйствующего субъекта".
Согласно ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукционе, п. 7 Информационной карты электронного аукциона документации об аукционе предметом контракта является поставка бензина.
Так, п. 1 ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом, вышеуказанная норма Федерального закона N 44-ФЗ не обязывает участника закупки указывать в первой части заявки перечень места поставки товара.
Исходя из требований ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 63, п. 2 ст. 42 Федерального закона N 44-ФЗ, заказчик должен установить требование о месте поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, а участник закупки, выразивший намерение принять участие в электронном аукционе, соглашается поставить товар, выполнить работы, оказать услуги в указанном заказчиком месте.
В п. 9 Информационной карты электронного аукциона документации об аукционе, определяющем условия поставки, указано, что поставка нефтепродуктов осуществляется по пластиковым электронным картам. Режим работы сети АЗС ежедневный, круглосуточный. При поставке устанавливается месячный лимит отпуска в литрах.
При этом, документацией об аукционе не установлено, что АЗС должна быть в собственности участника закупки.
Согласно ч. 5 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, в нарушение ч. 5 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок неправомерно признала ООО "Альфа" несоответствующим требованиям документации об аукционе и Федеральному закону N 44-ФЗ по причине предоставления недостоверной информации.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что фактически на момент подачи заявки и проведения электронного аукциона у ООО "Альфа" отсутствовали обязательства, подтверждающие возможность поставки бензина по адресу: п. Шиткино.
При этом, первая часть заявки ООО "Альфа" не соответствует требованиям документации об аукционе по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В п. 16 Информационной карты электронного аукциона документации об аукционе заказчиком указано, что при указании значений показателей не могут быть использованы слова и знаки: "не более", "не менее", "должен", "не выше", "не ниже" или их производные, "от", "до", "или", "<", ">", "/" и т.п., за исключением случаев, если это предусматривается нормативными документами и/или технической документацией/информацией производителя товара, а также случаев, когда указание диапазона значений допускается документацией об аукционе (часть II).
В части II "Образцы форм для заполнения участниками размещения заказа, входящие в состав заявки", части IV документации об аукционе заказчиком установлены требования к характеристикам бензину, при этом часть характеристик сопровождаются словами "не менее", "не более".
В столбце 3 "Предложения Участника закупки" таблицы, содержащейся в рекомендуемой заказчиком форме заявки, напротив каждой характеристики бензина указано "указать точные значения показателей", за исключением п. 4 "Плотность при температуре 15°С" участнику закупки необходимо указать диапазон.
Вместе с тем, в первой части заявки единственного участника закупки ООО "Альфа", заполненной по рекомендуемой заказчиком форме, указывает не диапазон, а конкретное значение.
В силу ч. 1 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Таким образом, первая часть заявки ООО "Альфа" не соответствует документации об аукционе (п. 16 Информационной карты электронного аукциона, части II документации об аукционе).
Следовательно, на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ ООО "Альфа" подлежит отклонению от участия в электронном аукционе.
В ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссией в действия заказчика выявлены следующие нарушения Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ЗФ устанавливает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, в силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ одним из правил, которым заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки, является объективный характер описания объекта закупки.
Комиссия полагает, что заказчиком в документации об аукционе установлены излишние требования к физико-химическим характеристикам бензина, которые на этапе принятия бензина не могут быть проверены.
Таким образом, указанное в документации об аукционе описание характеристик бензина носит необъективный характер.
Также Комиссия считает, что заказчиком некорректно сформирована инструкция по заполнению заявки, в частности, исходя из п. 16 Информационной карты электронного аукциона документации об аукционе, значения показателей предлагаемого в заявке участником закупки товара может сопровождаться словами и знаками "не более", "не менее", "должен", "не выше", "не ниже" или их производные, "от", "до", "или", "<", ">", "/" и т.п., в случае, если это предусматривается нормативными документами и/или технической документацией/информацией производителя товара, а также случаев, когда указание диапазона значений допускается документацией об аукционе (часть II).
При этом, в части II документации об аукционе заказчик предлагает участнику закупки представить точные значения показателей бензина, хотя по ГОСТ Р 51105-97 физико-химические и эксплуатационные показатели бензина являются минимальными и (или) максимальными, а по паспорту могут быть указаны как с конкретным показателем того или иного значения, так и с минимальными и (или) максимальными значением такого показателя.
Кроме того, в качестве приложения к заявке заказчик предлагает представить участнику закупки состав и местонахождения АЗС, указывая в скобках "по форме приложения N 3 к проекту муниципального контракта", при этом, в приложении N 3 к контракту отсутствует какая-либо форма.
Участник закупки, выбрав рекомендуемую заказчиком форму заявки, может представить сведения о бензине и документы, которые в последствие послужат основанием для отклонения заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Требования к контракту установлены в ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, в силу ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
Часть 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 7.2 проекта контракта указано, что "штрафы в размере 2,5% от цены Контракта за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом".
Пункт 7.3 проекта контракта устанавливает, что "штрафы в размере 10 % начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом (размер штрафа определяется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом").
Таким образом, в нарушение ч. 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ в проекте контракта заказчиком установлен штраф не в виде фиксированной суммы, а в проценте от цены контракта, что является нарушением ч. 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альфа" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 8 ст. 34, п.п. 1,2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Признать комиссию по осуществлению закупок нарушившей ч. 5 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ.
4. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений Федерального закона N 44-ФЗ путем аннулирования аукциона в электронной форме.
5. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
6. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 11 июня 2015 г. N 289
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2015