Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 15 июня 2015 г. N 292
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>,
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Краноярскгражданавтоматика" (ООО "Красноярскгражданавтоматика", заявитель) - <_>; главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутская областная станция переливания крови" (далее - заказчик) - <_>, представителей заказчика - <_>; представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - уполномоченный орган) - <_> (доверенность N 7 от 19.03.2015 г.),
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об аукционе в электронной форме, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "Красноярсгражданавтоматика" на положения документации об аукционе в электронной форме на выполнение работ по созданию регионального сегмента единой информационной базы данных в целях реализации мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, в том числе поставка компьютерного оборудования с лицензионным программным обеспечением и программно-технических средств защиты этой базы, предоставление каналов связи, приобретаемых для государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, подведомственных Министерству здравоохранения Иркутской области, а также для передачи государственным учреждениям здравоохранения Министерства здравоохранения Иркутской области (далее - электронный аукцион).
В соответствии с доводами жалобы заявитель считает, что описание объекта закупки носит необъективный характер, в частности, требования аукционной документации по сути содержат условия, которые могут быть объявлены в трех самостоятельных аукционах:
- аукцион на организацию и предоставление каналов связи;
- аукцион на выполнение работ по созданию регионального сегмента единой информационной базы данных в целях реализации мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, в том числе поставка компьютерного оборудования с лицензионным программным обеспечением;
- аукцион на аттестационные испытания ИСПДн с целью подтверждения ее соответствия требованиям стандартов, нормативно-правовых актов и нормативно-технической документации (в том числе по безопасности ПДн), утвержденных ФСТЭК России.
Заявитель утверждает, что каждый их этих видов работ является самостоятельным и законченным, а их объединение влечет не только ограничение числа участников, но и ухудшает экономические условия.
Заказчиком представлены возражения, согласно которым считает доводы жалобы ООО "Красноярскгражданавтоматика" необоснованными, указывая, что проведение закупочных работ единым лотом без разделения на отдельные составляющие не противоречит действующим законодательным и нормативным актам.
В соответствии с письменными возражениями уполномоченного органа документации об электронном аукционе соответствует требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, который не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы, услуги в соответствии с собственными нуждами, в связи с чем, сформированные в ней требования не являются обстоятельством, свидетельствующим об ограничении количества участников закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 22.05.2015 г. на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по созданию регионального сегмента единой информационной базы данных в целях реализации мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, в том числе поставка компьютерного оборудования с лицензионным программным обеспечением и программно-технических средств защиты этой базы, предоставление каналов связи, приобретаемых для государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, подведомственных Министерству здравоохранения Иркутской области, а также для передачи государственным учреждениям здравоохранения Министерства здравоохранения Иркутской области (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 63 853 000 рублей.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Описание объекта закупки содержится в части III документации об аукционе.
Исходя из письменных и устных пояснений заказчика, электронный аукцион проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1447 "О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий по развитию службы крови" (далее - Постановление N 1447), которое определяет порядок закупки компьютерного и сетевого оборудования с лицензионным программным обеспечением для развития единой информационной базы данных в целях реализации мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, а также программно-технических средств защиты указанной базы данных.
Комиссия антимонопольного органа, изучив представленные заказчиком документы, документацию об аукционе, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 20.07.2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) в целях обеспечения контроля в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов в Российской Федерации осуществляются создание и ведение базы данных донорства крови и ее компонентов, в которую вносятся биометрические персональные данные донора и в которой они обрабатываются при наличии его согласия в письменной форме.
Порядок ведения базы данных донорства крови и ее компонентов, в том числе ведение регистра, сроки и форма представления информации в базу данных донорства крови и ее компонентов, а также порядок доступа к информации, содержащейся в ней, и ее использования устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 21 Федерального закона N 125-ФЗ).
Комиссией установлено, что вышеуказанный порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 667 "О ведении единой базы данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов" (далее - Постановление N 667).
Так, п. 2 Постановления N 667 определяет, что единая база данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов является государственной информационной системой службы крови.
Пункт 4 Постановления N 667 определяет, что ведение базы данных донорства крови осуществляется с применением инфраструктуры автоматизированной информационной системы трансфузиологии (далее - АИСТ).
В соответствии с п. 3 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) информационной системой является совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Заказчиком представлено письмо Федерального медико-биологического агентства от 03.10.2014 г. N 32-08/771, адресованное Министру здравоохранения Иркутской области, в котором указано, что развитие единой информационной базы донорства, выполняемое в целях исполнения Постановления N 1447, является комплексным проектом по внедрению АИСТ в учреждениях здравоохранения, которое включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:
а) работы по поставке компьютерного и сетевого оборудования с лицензионным программным обеспечением;
б) осуществление монтажа компьютерного и сетевого оборудования с лицензионным программным обеспечением;
в) пусконаладочные работы;
г) установка и внедрение лицензионного программного обеспечения;
д) инструктаж персонала Грузополучателей;
е) установка и внедрение программно-технических средств защиты информационной базы
ж) организацию передачи данных по каналам связи.
Все перечисленные этапы работ должны выполняться последовательно, поскольку на каждом последующем этапе должна сохраняться преемственность и полная совместимость с результатами выполнения предыдущих этапов. Результатом выполнения указанного комплекса работ должен быть ввод в эксплуатацию системы АИСТ в учреждения здравоохранения, и передача данных из учреждения здравоохранения в единую базу донорства. Следовательно, внедрение АИСТ является единым технологически и функционально связанным процессом.
Также Комиссией установлено, что электронный аукцион проводится заказчиком во исполнение соглашения N 3 от 03.10.2013 г., заключенного между Федеральным медико-биологическим агентством и Правительством Иркутской области, предметом которого является предоставление в 2013 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение закупок компьютерного и сетевого оборудования с лицензионным программным обеспечением для развития единой информационной базы данных в целях реализации мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорского крови и ее компонентов, и программно-технических средств защиты этой базы.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 44-ФЗ одним из принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 44-ФЗ).
Комиссия согласна с доводами заказчика, что разделение предмета контракта и проведение каждого этапа отдельной процедурой приведет к увеличению продолжительности реализации работ по внедрению АИСТ. Так, поскольку структурные этапы работ могут проходить только последовательно, закупочные процедуры на выполнение следующего этапа необходимо будет проводить только после полной сдачи предыдущего, что удлиняет общий срок реализации проекта кратно количеству этапов, на которые разбивается закупка.
Кроме того, при разделении необходимых мероприятий между различными контрагентами, разделяется также и зона ответственности между ними. Если часть проекта одним подрядчиком выполнена успешно, а другим нет (например, успешна поставка и настройка оборудования, но неуспешна организация каналов (или наоборот), то конечная цель проекта не будет достигнута. При этом у Иркутской области с одной стороны возникнет ответственность за недостижение результата проекта, а с другой стороны появятся обязательства по оплате товара (работ, услуг), поставленных (исполненных) одним из контрагентов в полном объеме. Следовательно, при объединении всего комплекса мероприятий в один контракт, минимизируются риски за счет привлечения 1 контрагента, несущего ответственность за весь комплекс мероприятий.
Таким образом, Комиссия не находит в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукционе.
Заявителем не представлены документы, подтверждающие ограничение количества участников закупки как при подачи жалобы, так и на рассмотрении по существу.
Кроме того, согласно представленным уполномоченным органом документам на участие в электронном аукционе подано 3 заявки от участников закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Красноярскгражданавтоматика" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 15 июня 2015 г. N 292
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2015