Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 23 июня 2015 г. N 314
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
члены Комиссии: <_>;
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Конструкторское бюро Аудиомаг" (далее - Общество, заявитель) - <_> (доверенность от 07 октября 2013 года); представителя Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик) - <_> (доверенность от 23 июня 2015 года N 149); члена аукционной комиссии по проведению электронных аукционов на поставку технических средств реабилитации (аналоговых слуховых аппаратов заушных средней мощности, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления) для обеспечения ими в 2015 году инвалидов (далее - аукционная комиссия) - <_>;
рассмотрев жалобу заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика, связанные рассмотрением заявок, поданных на участие в аукционе в электронной форме на поставку технических средств реабилитации (цифровых слуховых аппаратов заушных мощных многоканальных, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления) для обеспечения ими в 2015 году инвалидов (реестровый N0234100000215000240) (далее - электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 17 июня 2015 года поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика, связанные рассмотрением заявок, поданных на участие в аукционе в электронной форме на поставку технических средств реабилитации (цифровых слуховых аппаратов заушных мощных многоканальных, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления) для обеспечения ими в 2015 году инвалидов (реестровый N0234100000215000240).
Заявитель в своей жалобе указывает, что аукционная комиссия Заказчика неправомерно допустила к участию в Аукционе участников закупки, предложивших в своих заявках товары иностранного производства.
Другой довод заявителя касается неправомерного не установления требования к участникам электронного аукциона о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности в связи с тем, что изготовление индивидуального ушного вкладыша в соответствии с законодательством Российской Федерации является сурдолого-оториноларингологической работой, составляющей медицинскую деятельность.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Согласно данным возражениям, заказчик считает жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 03 июня 2015 года на сайте www.rts-tender.ru, Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru опубликованы извещение о проведении электронного аукциона N 0234100000215000240, а также документация об аукционе на поставку технических средств реабилитации (цифровых слуховых аппаратов заушных мощных многоканальных, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления) для обеспечения ими в 2015 году инвалидов (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 534 890,00 рублей.
Комиссия рассмотрев довод заявителя о неправомерном допуске к участию в Аукционе участников закупки, предложивших в своих заявках товары иностранного производства, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указываются в том числе условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых иностранными лицами.
Частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона N 44-ФЗ.
Объектом закупки является поставка цифровых слуховых аппаратов заушных мощных многоканальных, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
Ограничение допуска в отношении слуховых аппаратов неимплантируемых для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 года N 102 "Об установлении ограничений допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N102).
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона N 0234100000215000240 в пункте "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" указано следующее: "В случае, если победителем представлена заявка на участие в электронном аукционе, которая содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранных государств, за исключением товара, происходящего из Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта, в порядке, предусмотренным Приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (ч.1 ст.67 Федерального закона N44-ФЗ).
Частью 2 Постановления Правительства РФ N102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
Как следует из протокола N305 рассмотрения первых частей заявок от 16.06.2015 г. на участие в электронном аукционе было подано 7 заявок участников закупки, в том числе содержащие предложения о поставке товаров иностранного производства.
Решением аукционной комиссии все семь участников закупки были правомерно допущены к участию в электронном аукционе, поскольку условия, указанные в ч.2 Постановления Правительства РФ N102 в полном объеме соблюдены не были.
В этой связи, довод заявителя о неправомерном допуске к участию в Аукционе участников закупки, предложивших в своих заявках товары иностранного производства, является необоснованным.
Исследуя довод заявителя о неправомерном отсутствии требования к участникам электронного аукциона о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности в связи с тем, что изготовление индивидуального ушного вкладыша в соответствии с законодательством Российской Федерации является сурдолого-оториноларингологической работой, составляющей медицинскую деятельность Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о том, что вышеназванный довод касается обжалования положений документации об электронном аукционе.
При этом, у заявителя истекли сроки на обжалование соответствующих действий заказчика, связанных с утверждением документации об Аукционе.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Часть 3 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что документация об электронном аукционе наряду с иной информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в том числе в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при осуществлении закупки в качестве одного из единых требований к участникам закупки устанавливает следующее: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью III "Техническое задание на Поставку технических средств реабилитации (цифровых слуховых аппаратов заушных мощных многоканальных, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления) для обеспечения ими в 2015 году инвалидов" документации об электронном аукционе предусмотрено, что в день обращения Получателя за получением слухового аппарата должны осуществляться изготовление и выдача индивидуального ушного вкладыша.
В соответствии с пунктом 3.49 ГОСТ Р 51024-97 "Государственный стандарт Российской Федерации. Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Общие технические условия" слуховой аппарат - электронный прибор, предназначенный для звукоусиления по воздушному или костному звукопроведению. Согласно пункту 3.57 указанного ГОСТ ушным вкладышем является устройство, соединяющее акустический выход слухового аппарата с наружным слуховым проходом и предназначенное для подведения усиленных акустических сигналов.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по установлению медицинских показаний и противопоказаний при назначении специалистами медико-социальной экспертизы технических средств реабилитации инвалида и методика их рационального подбора, из которых следует, что модульные слуховые аппараты, которые поставляются в виде готового модуля, изготавливаются серийно с уже собранным усилителем и встроенными телефоном и микрофоном. Модуль встраивается в индивидуально выполненный вкладыш.
Ушные вкладыши, согласно указанным Методическим рекомендациям, подразделяются на стандартные и индивидуальные, изготавливаемые по форме уха пациента, для чего делают слепок с уха пациента.
Пунктом 2 порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 апреля 2015 года N 178н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология", закреплено, что слухопротезирование является медицинской помощью по профилю "сурдология-оториноларингология".
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в Российской Федерации подлежит лицензированию медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291, сурдолого-оториноларингологические работы (услуги) составляют медицинскую деятельность и подлежат лицензированию.
Таким образом, деятельность по изготовлению индивидуального ушного вкладыша подлежит лицензированию.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы по существу представителем заказчика подтверждено, что при выполнении работ (оказании услуг) по сурдологии-оториноларингологии необходимо наличие указанной лицензии.
В документации об электронном аукционе отсутствует требование к участникам электронного аукциона о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, а именно на выполнение работ (оказание услуг) по сурдологии-оториноларингологии, в этой связи, заказчиком нарушены положения части 3 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Конструкторское бюро Аудиомаг" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим часть 3 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования электронного аукциона.
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения настоящего решения и выданного предписания.
5. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
6. Передать материалы жалобы должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 23 июня 2015 г. N 314
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2015