Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 29 мая 2015 г. N 268
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России,
при участии представителя Департамента ЖКХ и строительства администрации г. Ангарска (далее - заказчик) - <_> (доверенность N1415 от 27.05.2015 г.); генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Стройремтекс" (далее - ООО "Стройремтекс", заявитель, общество) - <_>; представителя ООО "Стройремтекс" - <_> (доверенность от 14.04.2015 г.),
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту улицы Иркутская на участке от моста через реку Китой до улицы Пушкина, улицы Трудовые резервы на участке от улицы Иркутская до улицы Нахимовская, улицы Покрышкина на участке от улицы Иркутская до улицы Гвардейская, улицы Степана Разина на участке от улицы Димитрова до промзоны АНХК (реестровый N 0134300039115000093) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Иркутского УФАС России 22.05.2015 г. поступила жалоба общества. Заявитель считает, что документация об Аукционе содержит нарушения законодательства о контрактной системе.
Так общество указывает, что в локальных ресурсных сметных расчетах Заказчиком не заложены затраты на проведение геодезических работ подобного формата, что по мнению заявителя является нарушением ст.33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Кроме того, заявитель считает, что Заказчиком по позиции "асфальтобетонные смеси горячие плотные мелкозернистые тип В марки II" в описании характеристик битума нефтяного дорожного вязкого марки БНД 90/130 неправомерно введено требование к единице измерения битума: глубина проникновения иглы 01 мм.
Заказчиком были представлены письменные возражения по жалобе, согласно которым, доводы заявителя являются необоснованными, поскольку документация об Аукционе отвечает требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок, содержит все необходимые сведения и требования, тем самым позволяет участникам закупки сформировать и подать свои заявки на участие в Аукционе.
Заявителем на рассмотрении жалобы по существу было представлено ходатайство с просьбой не рассматривать п.1-3 и п.5-7 жалобы ООО "Стройремтекс" и рассмотреть жалобу по существу с учетом изложенных в ходатайстве дополнений.
Так заявитель считает, что Заказчиком в п.24 Информационной карты документации об Аукционе неправомерно установлено требование к участникам закупки о предоставлении во второй части заявки копии выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Свидетельство о допуске).
Кроме того, заявитель сообщает о неправомерном установлении Заказчиком в пп.8 п.23 Информационной карты документации об Аукционе требования о наличии опыта исполнения Контракта на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
А также в требованиях, устанавливаемых Заказчиком к характеристикам материалов по позиции "раствор готовый кладочный" имеются несоответствия ГОСТам.
Комиссия, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение Заказчика, установила следующее.
Заказчиком 06.05.2015 г. на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0134300039115000093 и документация об аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту улицы Иркутская на участке от моста через реку Китой до улицы Пушкина, улицы Трудовые резервы на участке от улицы Иркутская до улицы Нахимовская, улицы Покрышкина на участке от улицы Иркутская до улицы Гвардейская, улицы Степана Разина на участке от улицы Димитрова до промзоны АНХК (далее - документация об Аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 43 608 066 рублей 65 копеек.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона N 44-ФЗ, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч.2 ст.33 Федерального закона N 44-ФЗ, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пункт 31 раздела 2 "Информационная карта" документации об Аукционе устанавливает стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Иные требования, установленные Заказчиком к качеству, к техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иным показателям, связанным с определением соответствия выполняемых работ потребностям Заказчика, приведены в разделе 3 "Техническое задание" документации об Аукционе, приложениях к настоящей документации (п.31 Информационной карты).
Как установлено, Ведомость материалов содержит наименования материалов, которые требуются заказчику при выполнении работ, а также устанавливает требования к их техническим и функциональным характеристикам.
При исследовании Ведомости материалов, Комиссией Иркутского УФАС России было установлено, по позиции "раствор готовый кладочный" Заказчиком были установлены требования к качественным характеристикам воды. В связи с тем, что при выполнении работ будет использоваться готовый раствор кладочный, который изготавливает завод-изготовитель, участник закупки не имеет возможности в первой части заявки на участие в электронном аукционе указать конкретные показатели характеристик используемой для изготовления раствора кладочного воды, поскольку обязанность по соблюдению требований ГОСТ лежит на изготовителе раствора, а не на участнике закупки.
Таким образом, при формировании документации об Аукционе Заказчиком допущено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона N 44-ФЗ, так как установленные Заказчиком в документации об Аукционе требования к используемым в ходе выполнения работ товарам носят необъективный характер.
В п.24 раздела 2 "Информационная карта" документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: 2)документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 и п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) 44-ФЗ, или копии этих документов (копию выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Свидетельство о допуске), включающего следующие виды работ, установленные в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень), утвержденным Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624, а именно:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
33.2. Транспортное строительство
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, п. 4 раздела 2 Информационной карты документации об Аукционе предметом контракта являются работы по ремонту улицы Иркутская на участке от моста через реку Китой до улицы Пушкина, улицы Трудовые резервы на участке от улицы Иркутская до улицы Нахимовская, улицы Покрышкина на участке от улицы Иркутская до улицы Гвардейская, улицы Степана Разина на участке от улицы Димитрова до промзоны АНХК.
Проанализировав Приказ "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" от 16.11.2012 г. N402 и раздел 3 "Техническое задание" документации об Аукционе, в котором перечислены наименования работ, которые необходимо осуществить исполнителю, Комиссия установила, что предметом Аукциона являются работы по текущему ремонту автомобильных дорог.
В силу Письма Министерства регионального развития РФ от 31.08.2010 N31330-ИП/08 "О разъяснении вопросов, связанных с введением саморегулирования в области инженерных изысканий, проектирования, строительства" при проведении работ по осуществлению текущего ремонта автомобильных дорог не требуется вступление в члены СРО и получение свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В связи с чем, применение Заказчиком Приказа Министра регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 является ошибочным.
Относительно довода общества об установлении Заказчиком в пп.8 п.23 Информационной карты документации об Аукционе требования о наличии опыта исполнения Контракта на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе Комиссией установлено следующее.
Заказчиком в п.23 Информационной карты документации об Аукционе установлены единые требования к участникам закупки. Одним из таких требований является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
На основании ч.3 ст.33 Федерального закона N 44-ФЗ, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Представитель Заказчика ссылаясь на ч.2 дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов установленных Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N99, указывал на правомерность установленного требования в документации об Аукционе о наличии опыта работы.
Однако, вышеуказанные дополнительные требования применяются, когда закупки осуществляются закрытым способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч.6 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Заказчик, установив требование к участникам закупки о предоставлении во второй части заявки копии Свидетельство о допуске, а также единое требование о наличии опыта работы нарушил ч.6 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
По позиции "асфальтобетонные смеси горячие плотные мелкозернистые тип В марки II", Заказчиком было опубликованы соответствующее разъяснение. Относительно глубины проникания иглы, Заказчик сообщает в ответе на запрос N4, что допущена грамматическая ошибка. Глубина проникания иглы 01 мм следует читать как 0,1 мм.
Довод заявителя о том, что в локальных ресурсных сметных расчетах Заказчиком не заложены затраты на проведение геодезических работ, заявителем доказательств не предоставлено, Комиссией самостоятельно не добыто.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройремтекс" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.6 ст.31, п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Федерального закона N 44-ФЗ путем аннулирования аукциона в электронной форме.
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения Заказчиком, выданного предписания.
5. Копии решения и предписания направить сторонам по жалобе.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение и предписание, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 29 мая 2015 г. N 268
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2015