Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 1 июля 2015 г. N 155-03з/2015
Резолютивная часть решения оглашена "01" июля 2015 года. В полном объеме решение изготовлено "03" июля 2015 года.
в присутствии до объявленного перерыва: представителей заказчика - ГКУ Калужской области "Пожарно-спасательная служба Калужской области" Скрипник С.А. (доверенность, паспорт), Ждан О.А. (доверенность, паспорт), представителя конкурсной комиссии уполномоченного органа - министерства конкурентной политики Калужской области Блистунова С.В. (доверенность, паспорт), представителя САО "ВСК" Буцева А.Ю. (доверенность, паспорт), в присутствии после объявленного перерыва: представителей заказчика - ГКУ Калужской области "Пожарно-спасательная служба Калужской области" Скрипник С.А. (доверенность, паспорт), Ждан О.А. (доверенность, паспорт), Карповой О.Е. (доверенность, паспорт), представителя конкурсной комиссии уполномоченного органа - министерства конкурентной политики Калужской области Блистунова С.В. (доверенность, паспорт), представителя САО "ВСК" Буцева А.Ю. (доверенность, паспорт), представителя министерства финансов Калужской области Гапуненкова В.В. (удостоверение), рассмотрев жалобу N155-03з/2015 Калужского филиала САО "ВСК" по существу, установила: |
Резолютивная часть решения оглашена "19" сентября 2014 года. В полном объеме решение изготовлено "22" сентября 2014 года.
в присутствии: /_/ рассмотрев жалобу N219-03з/2014 ООО "ИНЖТЕХСПЕЦСТРОЙ",по существу, |
24.06.2015 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба Калужского филиала САО "ВСК" на действия комиссии уполномоченного органа - министерства конкурентной политики Калужской области при проведении открытого конкурса (номер извещения на официальном сайте 0137200001215002256), предметом которого является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Калужский филиал САО "ВСК" полагает, что конкурсная комиссия уполномоченного органа - министерства конкурентной политики Калужской области в нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ незаконно допустила до участия в открытом конкурсе ОАО "Альфастрахование".
Уполномоченным органом представлены пояснения по существу доводов жалобы Калужского филиала САО "ВСК", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - министерства конкурентной политики Калужской области основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 18.05.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0137200001215002256 о проведении открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 345 791,11 рублей.
Заказчиком по указанному конкурсу выступало - ГКУ Калужской области "Пожарно-спасательная служба Калужской области".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 11.06.2015 г. победителем открытого конкурса признано ОАО "Альфастрахование" с предложенной ценой контракта 345 791,11 рублей, заявка которого набрала 100 баллов. Заявке САО "ВСК" был присвоен второй номер с предложенной ценой контракта 349 433, 41 рублей, заявка которого набрала 99,37 баллов.
2. В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Требования к конкурсной документации установлены статьей 50 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе определен статьей 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация:
1) место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок;
2) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены;
3) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации;
4) решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе;
5) порядок оценки заявок на участие в конкурсе;
6) присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
7) принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров;
8) наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
3. Согласно доводам жалобы Калужского филиала САО "ВСК" конкурсная комиссия уполномоченного органа - министерства конкурентной политики Калужской области в нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ незаконно допустила до участия в открытом конкурсе ОАО "Альфастрахование".
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Правовые основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств регламентированы специальным федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а также Положением ЦБ N 431-П от 19.09.2014 г. "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Предметом размещаемого заказа является оказание услуг по осуществлению обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), специфика оказания которых выражается в государственном регулировании цен на указанный вид услуг.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным Федеральным законом и является публичным.
Статьей 5 Закона об ОСАГО определено, что порядок реализации определенных названным Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Страховые тарифы по ОСАГО, структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Указанием ЦБ РФ N 3384-У от 19.09.2014 г. "О предельных размерах базовых ставок и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств."
В соответствии с п. 6 ст. 9 Федерального закона N 40-ФЗ установленные страховые тарифы обязательны для применения страховщиками, которые не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховых тарифов.
Государственным заказчиком условия проведения открытого конкурса были определены в информационной карте заявки на участие в открытом конкурсе, которая является неотъемлемой частью настоящей конкурсной документации.
Согласно пункту 8 Информационной карты заявки на участие в конкурсе установлено, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта производится методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка): представлено в Приложении N2 к информационной карте заявки на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 10 Информационной карты заявки на участие в конкурсе установлено, что заявка участника, содержащая цену контракта, определенную с использованием базовых ставок, не соответствующих предельным размерам, утвержденных Центральным банком РФ в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 19.09.2014 г. N3384-У (ред. от 20.03.2015 N 3604-У) "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры", и/или иных коэффициентов, т.е. отличных от коэффициентов, определенных приложением N 1 к Информационной карте и указанных в документации (п. 6 информационной карты), подлежит отклонению.
В ходе рассмотрения жалобы, представителем конкурсной комиссии было пояснено, что при принятии решения о допуске заявок на участие в указанном конкурсе конкурсной комиссии был непонятен пункт 10 Информационной карты заявки на участие в конкурсе, допускающий возможность двойного толкования конкурсной документации в части возможности признания заявки, содержащей предложение о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта, соответствующей конкурсной документации.
Кроме того, пунктом 8 Информационной карты заявки на участие в конкурсе установлено, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта производится методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), а пунктом 10 Информационной карты заявки на участие в конкурсе установлено, что участник закупки подает предложение о цене контракта исходя из действующих на момент размещения заказа страховых тарифов.
Данные положения конкурсной документации послужили основанием для принятия конкурсной комиссией решения о допуске к участию в конкурсе обеих поступивших заявок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что конкурсная комиссия уполномоченного органа - министерства конкурентной политики Калужской области при проведении открытого конкурса (номер извещения на официальном сайте 0137200001215002256), предметом которого является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, руководствуясь требованиями конкурсной документации, правомерно приняла решение о допуске конкурсных заявок участников закупки до участия в открытом конкурсе.
4. Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки указанной закупки Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Изучив конкурсную документацию N0137200001215002256 о проведении открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Комиссия Калужского УФАС России пришла к выводу о несоответствии документации требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ по следующим обстоятельствам.
В связи с тем, что конкурсная документация допускала возможность двойного толкования в части возможности признания заявки, содержащей предложение о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта, соответствующей конкурсной документации, а также содержала в себе информацию, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта производится методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), в совокупности с информацией, что участник закупки подает предложение о цене контракта исходя из действующих на момент размещения заказа страховых тарифов, Комиссия Калужского УФАС России отмечает тот факт, что конкурсная документация носит необъективный характер и вводит участников закупки в заблуждение.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика при утверждении конкурсной документации на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств имеются нарушения требований пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ.
В связи с допущенными существенными нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об аннулировании открытого конкурса.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу Калужского филиала САО "ВСК" необоснованной.
2. Признать действия заказчика - ГКУ Калужской области "Пожарно-спасательная служба Калужской области" нарушающими требования пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - ГКУ Калужской области "Пожарно-спасательная служба Калужской области" предписание об аннулировании открытого конкурса N0137200001215002256.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Передать материалы жалобы Калужского филиала САО "ВСК" уполномоченному должностному лицу для рассмотрения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
Каретин Д.В. |
Члены комиссии: |
___________________ |
Табашевская В.В. |
|
___________________ |
Чуриков М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 1 июля 2015 г. N 155-03з/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2015