Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
Клостер Е.А. - |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Лыжина Д.А.- |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
Сивороновой Т.В.-
Михалевой Е.Е. - |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;
главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
при участии:
- Москаленко И.А., Арсеньевой А.О. - представителей МБУЗ "Городская клиническая больница N3 им. М.А.Подгорбунского", по доверенности,
рассмотрев дело N261/З-2015, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - МБУЗ "Городская клиническая больница N3 им. М.А.Подгорбунского" законодательства в сфере закупок при проведении аукциона в электронной форме N0339300209915000182 на поставку вакцины, в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями п.п "б" п.2 ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
установила:
08.07.2015 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Трейд-Фарм" (вх. N2601э от 08.07.2015 г.) на положения документации электронного аукциона N0339300209915000182 на поставку вакцины.
По мнению ООО "Трейд-Фарм", опубликованная документация об аукционе разработана с нарушениями требований законодательства о контрактной системе, а именно:
- начальная (максимальная) цена контракта была сформирована заказчиком с нарушением действующего законодательства РФ;
- в аукционной документации отсутствует график поставки товара, что не позволяет сформировать предложение на участие в закупке;
- в противоречие законодательству о контрактной системе заказчик размещает заказ не по МНН лекарственного средства;
- заказчиком установлены требования к характеристикам лекарственного препарата, которым не соответствует ни один лекарственный препарат с МНН "аллергены бактерий" согласно информации, размещенной в Государственном реестре лекарственных средств.
В процессе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
30.06.2015 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - МБУЗ "Городская клиническая больница N3 им. М.А.Подгорбунского" были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0339300209915000182 на поставку вакцины и аукционная документация.
Доводы жалобы ООО "Трейд-Фарм" о нарушении заказчиком требований законодательства о контрактной системе при обосновании начальной (максимальной) цены контракта Комиссией Кемеровского УФАС России не оцениваются в связи со следующим:
Пунктом 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" утвержденным Приказом ФАС России от 26.01.2011 г. N 30, установлено, что территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
Согласно Приказу ФАС РФ от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" предметом государственного контроля является соблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере закупок.
Согласно требованиям пункта 3 части 8 статьи 99 ФЗ N 44-ФЗ органы муниципального финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта. С соблюдением требований пункта 3 части 8 статьи 99 ФЗ N 44-ФЗ материалы дела N 261/З-2015 передаются в Контрольное управление администрации г. Кемерово для проведения проверки доводов жалобы ООО "Трейд-Фарм" в указанной части.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ФЗ N44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, документация о закупке разрабатывается исходя из потребностей заказчика.
Согласно требованию части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в частности, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, а также сроки поставки товара.
На основании изложенного аукционная документация наряду с извещением должна содержать требования к сроку поставки товара.
Указанные требования были установлены заказчиком в пункте 2.10 извещения о проведении закупки и аукционной документации, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Также в пункте 4.8.13 аукционной документации заказчиком было указано: "поставка товара в течение 150 дней со дня, следующего за днем заключения муниципального Контракта партиями. Поставка товара осуществляется по заявке Заказчика, срок исполнения заявки в течение 5 дней с момента отправки заявки. Срок для подачи последней заявки не позднее 5 календарных дней, до окончания общего срока поставки товаров. Заявка отправляется на электронный адрес поставщика, указанный в заявке на участие в электронном аукционе".
При этом Закон о контрактной системе не закрепляет каких-либо требований к порядку установления заказчиком сроков исполнения контракта.
Таким образом, заказчик установил требования к условиям поставки товара с учетом своих потребностей, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу императивных требований пункта 6 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В техническом задании рассматриваемого электронного аукциона заказчиком установлены следующие требования:
1. Туберкулин очищенный в стандартном разведении.
Туберкулин очищенный в стандартном разведении, смесь фильтратов убитых нагреванием культур микобактерий туберкулеза человеческого и бычьего видов, осажденных трихлоруксусной кислотой, обработанных этиловым спиртом и эфиром для наркоза, растворенных в фосфатно-буферном растворе с твином-80 в качестве стабилизатора и фенолом в качестве консерванта.
Содержит в 0,1 мл 2 туберкулиновые единицы (ТЕ). Состав. В одной дозе для внутрикожной реакции содержится:
- Очищенный туберкулин - 10 МЕ
- Глицин
- Хлорид натрия - q.s. для поддержания рН и стабильности
- Фосфат калия
- Вода - q.s до 0,1 мл
В упаковке 10 доз.
Вместе с тем согласно информации, размещенной в Государственном реестре лекарственных средств, МНН лекарственного средства по аукциону N0339300209915000182 является "аллергены бактерий".
Таким образом, заказчик осуществил закупку в форме электронного аукциона N0339300209915000182 на поставку вакцины не по МНН, что противоречит пункту 6 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ.
Также в жалобе ООО "Трейд-Фарм" указывает, что характеристикам лекарственного препарата, установленным в рассматриваемой аукционной документации, не соответствуют ни один лекарственный препарат с МНН "аллергены бактерий" согласно информации, размещенной в Государственном реестре лекарственных средств, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Исходя из сведений, указанных в государственном реестре лекарственных средств, размещенном на официальном сайте: http://grls.rosminzdrav.ru, на территории Российской Федерации в установленном порядке зарегистрировано 4 позиции препаратов с МНН аллергены бактерий - ФГУП "Научно-производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам "Микроген" Министерства здравоохранения Российской Федерации, ОАО "Фармстандарт", Биолек - Харьковское предприятие по производству иммунобиологических и лекарственных препаратов ЗАО, ФГУП "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт вакцин и сывороток и предприятие по производству бактерийных препаратов" Федерального медико-биологического агентства.
При этом инструкции по применению к препаратам с МНН аллергены бактерий вышеуказанных производителей лекарственных средств не содержит в совокупности характеристик, установленных в документации об электронном аукционе N0339300209915000182 (Туберкулин очищенный в стандартном разведении, смесь фильтратов убитых нагреванием культур микобактерий туберкулеза человеческого и бычьего видов, осажденных трихлоруксусной кислотой, обработанных этиловым спиртом и эфиром для наркоза, растворенных в фосфатно-буферном растворе с твином-80 в качестве стабилизатора и фенолом в качестве консерванта. Содержит в 0,1 мл 2 туберкулиновые единицы (ТЕ). Состав. В одной дозе для внутрикожной реакции содержится: - Очищенный туберкулин - 10 МЕ - Глицин - Хлорид натрия - q.s. для поддержания рН и стабильности - Фосфат калия - Вода - q.s до 0,1 мл. В упаковке 10 доз).
Вместе с тем, отсутствие в инструкции по применению (а также в регистрационном удостоверении и сертификате соответствия ГОСТ) к поставляемому препарату информации о требуемых заказчику характеристиках лекарственного средства не позволит предложить данный товар к поставке.
Таким образом, установление заказчиком в аукционной документации вышеуказанных характеристик лекарственного средства в совокупности ограничивает возможность участия в закупке организаций, имеющих возможность предложить к поставке товар, соответствующий потребности заказчика, но не имеющий в инструкции по применению (а также в регистрационном удостоверении и сертификате соответствия ГОСТ) информации о таких характеристиках лекарственного препарата.
На основании вышеизложенного действия заказчика противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ, поскольку требования к товару, являющемуся предметом электронного аукциона, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Трейд-Фарм" на действия заказчика - МБУЗ "Городская клиническая больница N3 им. М.А.Подгорбунского" при проведении электронного аукциона N0339300209915000182 на поставку вакцины частично обоснованной (в части нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд").
2. Признать заказчика - МБУЗ "Городская клиническая больница N3 им. М.А.Подгорбунского" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. С соблюдением требований пункта 3 части 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" передать материалы дела N 261/З-2015 вместе с жалобой ООО "Трейд-Фарм" в Контрольное управление администрации г. Кемерово для проведения проверки в отношении МБУЗ "Городская клиническая больница N3 им. М.А.Подгорбунского" на предмет соответствия действующему законодательству правомерности обоснования начальной максимальной цены контракта при проведении электронного аукциона N0339300209915000182 на поставку вакцины.
4. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела N261/З-2015 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: Е.А. Клостер
Члены комиссии: Д.А. Лыжин
Т.В. Сиворонова
Е.Е. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 14 июля 2015 г. N 261/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2015