Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: Стельмах С.В. - заместителя руководителя
Кемеровского УФАС России;
Членов Комиссии: Лыжина Д.А. - начальника
контроля в сфере закупок;
Михалевой Е.Е. - главного специалиста-эксперта
отдела контроля в сфере закупок;
Щегловой Е.Р. - ведущего специалиста-эксперта
отдела контроля в сфере закупок;
рассмотрев дело N 221/З-2015, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - МКУ "Управление развития жилищно-коммунального комплекса" законодательства в сфере закупок при проведении открытого конкурса (Заказ N0139300013015000474) "Актуализация схемы теплоснабжения Междуреченского городского округа по состоянию на 2016 г.", и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
10.06.2015 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Центр повышения энергетической эффективности" (вх. N 2182э от 10.06.2015 г.), а 11.06.2015 г. жалоба ООО "СибТехноПрогресс" на действия заказчика - МКУ "Управление развития жилищно-коммунального комплекса" при проведении открытого конкурса (Заказ N0139300013015000474) "Актуализация схемы теплоснабжения Междуреченского городского округа по состоянию на 2016 г.".
По мнению заявителей, в пункте 19 информационной карты конкурсной документации установлены незаконные требования к участникам закупки о наличии допусков СРО:
Во-первых, пунктом 20 статьи 2 Федерального закона РФ от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" дано однозначное определение того, что из себя представляет схема теплоснабжения:
"схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Во-вторых, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", техническим заданием по настоящей закупке установлен перечень и объемы работ, выполнение которых требуется при исполнении контракта, ни один из пунктов данного перечня не содержит работ, на которые требуется допуск в соответствии с перечнем определённым приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
В-третьих, В Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденном Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, так же отсутствует такой вид работ, как разработка схемы теплоснабжения.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
На официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ 27.05.2015 г. уполномоченным органом - администрацией Междуреченского городского округа были размещены извещение о проведении открытого конкурса (Заказ N0139300013015000474) "Актуализация схемы теплоснабжения Междуреченского городского округа по состоянию на 2016 г." и конкурсная документация.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 4 части 1 статьи 50 ФЗ N 44-ФЗ предусматривается, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Как следует из извещения о проведении открытого конкурса, размещенного на официальном сайте, а также технического задания документации, предметом муниципального контракта является работа по актуализации схемы теплоснабжения.
Согласно требованиям части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно требованиям пункта 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.
Согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. 190-ФЗ "О теплоснабжении" схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", описанием объекта настоящей закупки установлен перечень и объемы работ, выполнение которых требуются работы, на которые необходим допуск в соответствии с перечнем, определённым приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 вступившему в силу с 01.07.2010 г.
В соответствии пунктом 4 Требований к схемам теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ N154 от 22.02.2012 г. (далее по тексту - Требования), схема теплоснабжения должна включать предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии, предложения по строительству и реконструкции тепловых сетей. Тепловые сети и источники теплоснабжения являются объектами капитального строительства, так как происходит непрерывная реконструкция и развитие таких объектов, связанная с подключением новых объектов, мероприятиями по замене оборудования и изменением технологических схем.
В соответствии с п.2 Требований проект схемы разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления и юр. лицами. Пункт 9 указанных Требований содержит положение о разработке именно проекта схемы теплоснабжения, что подразумевает отнесение услуг по разработке схемы теплоснабжения к виду работ по разработке проектной документации для объектов капитального строительства.
При этом в силу требований статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причинённого вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства несет, саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в отношении лица, которое на момент выполнения работ имело свидетельство о допуске к ним, выданное этой саморегулируемой организацией.
Статьей 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что основными целями саморегулируемых организаций являются:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Из вышеизложенного следует, что действующее законодательство позволяет компенсировать ущерб, причинённый в результате предоставления некачественных услуг за счет средств саморегулируемой организации, которой выдан допуск на осуществление таких работ.
Проектная документация, которая создается в целях непосредственного обеспечения процесса строительства, реконструкции объектов капитального строительства, схемы теплоснабжения разрабатывается и в дальнейшем используется исключительно для технико-экономического обоснования эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения.
Согласно письму ФАС России от 23.05.2011 г. N ИА/19714 с соблюдением части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов (аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ).
Также необходимо отметить, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ.
Аналогичные требования к участникам размещения закупки должны устанавливаться в документации о торгах при размещении заказов на выполнение работ по инженерным изысканиям, а также работ по подготовке проектной документации.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о наличии в описании объекта закупки конкурсной документации указания на работы, предусмотренные перечнем, утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624, а именно: 5.1 "работы по подготовке проектов наружных сетей теплоснабжения и их сооружений".
Следовательно, условием допуска к участию в конкурсе на выполнение работ по подготовке проектной документации должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства по п.13 "работы по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или ИП (генеральным проектировщиком)", а также в случае осуществления работ подрядчиком лично - п. 5.1 "работы по подготовке проектов наружных сетей теплоснабжения и их сооружений".
Заказчиком в пунктах 19 и 20 информационной карты конкурсной документации (Заказ N0139300013015000474) "Актуализация схемы теплоснабжения Междуреченского городского округа по состоянию на 2016 г." установлено требование к участнику закупки о наличии свидетельства о допуске СРО к видам работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, по перечню, определённому приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624, содержащего состав деятельности: п.13 "Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)", а также в случае осуществления работ подрядчиком лично - 5.2. "Работы по подготовке проектов наружных сетей водоснабжения и канализации и их сооружений".
Согласно части 6 статьи 31 ФЗ N44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, требование заказчика о наличии у участников закупки свидетельства СРО по п. 13 перечня, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624, является правомерным. Вместе с тем требование о наличии у участников закупки в случае выполнения работ по контракту самостоятельно свидетельства СРО по п. 5.2 "Работы по подготовке проектов наружных сетей водоснабжения и канализации и их сооружений" противоречит части 6 статьи 31 ФЗ N44-ФЗ.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр повышения энергетической эффективности" на действия заказчика - МКУ "Управление развития жилищно-коммунального комплекса" при проведении открытого конкурса (Заказ N0139300013015000474) "Актуализация схемы теплоснабжения Междуреченского городского округа по состоянию на 2016 г." частично обоснованной (в части нарушения части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд").
2. Признать жалобу ООО "СибТехноПрогресс" на действия заказчика - МКУ "Управление развития жилищно-коммунального комплекса" при проведении открытого конкурса (Заказ N0139300013015000474) "Актуализация схемы теплоснабжения Междуреченского городского округа по состоянию на 2016 г." частично обоснованной (в части нарушения части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд").
3. Признать заказчика - МКУ "Управление развития жилищно-коммунального комплекса" нарушившим часть 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела N221/З-2015 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: |
С.В. Стельмах |
Члены Комиссии: |
Д.А. Лыжин |
|
Михалева Е.Е. |
|
Щеглова Е.Р. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 17 июня 2015 г. N 221/З-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2015