Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 24 июня 2015 г. N 136/03-15-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
Молчанова А.В. - руководителя Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
Панкратовой В.Д. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России,
Зыкина М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России,
В присутствии:
Картавых К.Е., Филипповой Н.Н. - представителей КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница N 3" по доверенности,
Лебедева А.И., Шиляева Д.Д. - представители ОАО "Куприт" по доверенности,
рассмотрев жалобу ОАО "Куприт",
У С Т А Н О В И Л А
17.06.2015 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ОАО "Куприт" (далее - Заявитель) на документацию по электронному аукциону на оказание услуг по сбору, накоплению, вывозу, обезвреживанию и захоронению медицинских отходов для нужд учреждений здравоохранения Кировской области, извещение N 0340200014915000059. Заказчик, уполномоченный на проведение совместного аукциона - КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница N3".
Заявитель в жалобе с учетом всех письменных пояснений указывает, что Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе РФ:
1. в аукционной документации не установлено требование о наличии лицензии у исполнителя на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности медицинских отходов класса "Г", однако требования о необходимости выполнения указанных работ только при наличии лицензии установлены действующим законодательством РФ;
2. в аукционной документации не указано место оказания услуг.
Кировским УФАС России в адреса Заявителя и Заказчика направлено уведомление о рассмотрении жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 11:30 часов 24.06.2015 года.
Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым:
1. Требование о наличии лицензии у исполнителя на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности не должно быть установлено в аукционной документации, поскольку медицинские отходы не классифицируются по ст. 4.1. ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ, их классификация осуществляется по п.п. 2.1. СанПиН 2.1.7.2790-10, поэтому деятельность по переработке медицинских отходов не подлежит лицензированию по ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ. Данная позиция подтверждается письмом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.10.2014 г. N 05-12-44/22301.
2. В техническом задании, которое является приложением к проекту государственного контракта содержиться указание на место оказания услуг.
На заседании комиссии УФАС представители Заявителя поддержали доводы, указанные в жалобе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии Кировского УФАС России поддержали доводы изложенные в письменных пояснениях, просили признать жалобу необоснованной.
Заслушав представителей сторон, изучив представленные материалы по существу дела, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
Извещение о проведении электронному аукциону на оказание услуг по сбору, накоплению, вывозу, обезвреживанию и захоронению медицинских отходов для нужд учреждений здравоохранения Кировской области, извещение N 0340200014915000059 опубликовано в сети Интернет на сайте www. zakupki.gov.ru. 03.06.2015года.
Заказчиком в качестве Организатора совместной закупки является Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кировская областная клиническая больница N3". Начальная (максимальная) цена контракта - 59 712 350,17 рублей.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 29.06.2015 г.
Полномочия КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница N3", как Организатора совместного аукциона определены соглашением о проведении совместных аукционов от 30.04.2015 г.
1. Относительно довода Заявителя о необходимости установления требования к участникам электронного аукциона о наличии лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности.
Согласно п. 1.1. проекта контракта документации электронного аукциона исполнитель принимает на себя обязательства на оказание услуг по сбору, накоплению, вывозу, обезвреживанию и захоронению медицинских отходов для нужд учреждений здравоохранения Кировской области в соответствии со спецификацией и техническим заданием.
Согласно п. 2.1.4. проекту контракта документации электронного аукциона исполнитель обязуется оказывать услуги в соответствии с техническим заданием (Приложение N 2).
В соответствии с п. 2.3. Технического задания (Приложение N 2 к контракту) документации электронного аукциона исполнитель будет осуществлять обезвреживание медицинских отходов класса "Г".
Согласно п. 1. ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Таким образом, в случае, если законодательством РФ установлены требования о необходимости наличия лицензии, допуска для выполнения определенного вида работ, оказания определенного вида услуг, Заказчик при закупке данных работ, услуг обязан установить требование о наличии у участника лицензии, допуска, а также требование о предоставлении копии данного документа во второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Документация об электронном аукционе на оказание услуг по сбору, накоплению, вывозу, обезвреживанию и захоронению медицинских отходов для нужд учреждений здравоохранения Кировской области (извещение N 0340200014915000059) не содержит требований о наличии у участника лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, о предоставлении участником копии лицензии во второй части заявки на участие в электроном аукционе.
В соответствии со ст. 4.1. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Согласно ст. 9 Закон об отходах производства и потребления лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с федеральным законодательством РФ
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно п. 12, 16 Приложения к Положению о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности" в перечень работ, составляющих деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности входят работы по обезвреживанию отходов IV класса опасности, размещению отходов IV класса опасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закон об отходах производства и потребления отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно п. 2.1. СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 Медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (таблица 1):
Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).
Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.
Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности.
Класс Д - радиоактивные отходы.
Таким образом, медицинскими отходами класса "Г" являются - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности, следовательно, на момент вынесения настоящего решения Кировским УФАС России деятельность на обезвреживание и размещение медицинских отходов класса "Г" подлежит лицензированию в соответствии с Законом об отходах производства и потребления, Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255.
Однако, согласно ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 года.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ с 01.07.2015 г. вступают в силу изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которым лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
При этом, порядок выдачи лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности не установлен, на момент вынесения решения Кировским УФАС России указанные лицензии не выдаются.
Датой проведения электронного аукциона является 29.06.2015 г.
Согласно ч. 5 ст. 69 Закона о контрактной системе срок рассмотрения вторых частей заявок не может превышать трех рабочих дней с даты размещения на сайте электронной площадки протокола подведения итогов электронного аукциона.
При этом, в соответствии с ч. 9 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее, чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Исходя из положений ч. 5 ст. 69, ч. 9 ст. 70 Закона о контрактной системе следует, что контракты по электронному аукциону будут заключены после 01.07.2015 г.
Таким образом, Заказчик не мог установить требование о необходимости наличия у участника лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, поскольку данные лицензии на момент исполнения контракта утратят силу (в соответствии с законодательством, действующим на момент рассмотрения жалобы Заявителя Кировским УФАС России).
Требование о наличии у участника лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности также не могло быть установлено Заказчиком, поскольку на момент принятия решения Кировским УФАС России порядок выдачи указанных лицензий не утвержден, данные лицензии не выдаются, следовательно, в случае установления в документации данного требования в документации, заявки всех участников подлежали бы отклонению.
Таким образом, отсутствие в аукционной документации требования о наличии лицензии у исполнителя не является нарушением Закона о контрактной системе.
Поскольку Заказчиком не установлено требование о наличии лицензии у исполнителя на выполнение определенного вида работ, Заказчику необходимо комплексное оказание услуг, следовательно, Заказчик имел право объявлять электронный аукцион на оказание услуг по сбору, накоплению, вывозу, обезвреживанию и захоронению медицинских отходов класса "Б", "В", "Г".
2. Относительно довода заявителя об отсутствии в аукционной документации информации о месте оказания услуг Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2.1.4. проекту контракта документации электронного аукциона исполнитель обязуется оказывать услуги в соответствии с техническим заданием (Приложение N 2).
Согласно п. 3.1. технического задания (приложение N 2 к контракту) предусматривает необходимость сбора и хранения (накопления) отходов на территории ЛПУ.
Кроме того, в аукционной документации содержится список всех заказчиков с указанием почтового адреса.
Таким образом, аукционная документация определяет место оказания услуг.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 106,112 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ОАО "Куприт" на действия Заказчика в качестве Организатора совместной закупки Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кировская областная клиническая больница N3" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, накоплению, вывозу, обезвреживанию и захоронению медицинских отходов для нужд учреждений здравоохранения Кировской области, извещение N 0340200014915000059.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель комиссии А.В. Молчанов
Члены комиссии В.Д. Панкратова
М.Н. Зыкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 24 июня 2015 г. N 136/03-15-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2015