Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 28 мая 2015 г. N 12-10-74/273
Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России) в составе:
Заместитель
Председателя Комиссии: <.........>
Члены Комиссии: <.........>
<.........>
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии:
<.........>, рассмотрев жалобу ООО ЧОП "Гранд" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг охраны для нужд ОГБУЗ "Костромская областная клиническая больница" (извещение N 0841200000715000683), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам 15.05.2015 г. ОГКУ "Агентство государственных закупок Костромской области" (далее - уполномоченное учреждение) разместило на официальном сайте в сети Интернет http://www.zakupki.gov.ru в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг охраны для нужд ОГБУЗ "Костромская областная клиническая больница" (извещение N 0841200000715000683).
ООО ЧОП "Гранд" (далее - Заявитель) в своей жалобе обжалует действия ОГБУЗ "Костромская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) по следующим доводам: неправомерный выбор способа закупки, срок оказания услуг и установление требований, ограничивающих количество участников закупки.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.
1. 05.05.2015 г. Заказчиком утверждена конкурсная документация с предметом контракта - Оказание услуг охраны, Код по ОКПД 74.60.15.000.
Согласно положениям статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
В перечне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" отсутствуют коды ОКПД, которые соответствуют предмету открытого конкурса.
Таким образом, Заказчик имел право определить способ закупки посредством проведения открытого конкурса.
2. Относительно довода жалобы по техническому оснащению помещений Заказчика охранной видеоаппаратурой и другими электронными средствами охраны представитель Заявителя указала следующее. По их мнению, на такой объем средств охраны время для монтажа необходимо 6-7 месяцев, а срок, прописанный в документации - 15 дней, сделан под конкретного участника, который оказывает услуги в настоящее время и ему не требуется переустанавливать установленную аппаратуру. Доказательств обоснованности этого довода, в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе Заявителем не представлено.
Как пояснили представители Заказчика, данный срок не ограничивает круг участников - установлен такой срок, в связи с тем, что периметр учреждения здравоохранения имеет большую площадь и большое количество помещений, таким образом, оказание услуг охраны без средств слежения, вызовет увеличение штата охранников, для надлежащего оказания услуг, а на это у Заказчика не имеется бюджетных средств. При проведении ранее Заказчиком электронных аукционов на аналогичных условиях - Заявитель всегда подавал заявку на участие и такие условия его устраивали.
Представитель ООО ОП "Технология безопасности" также пояснил, что 100 видеокамер установить можно и в более короткие сроки, по 10 камер в день, что составит всего 10 дней остальное время останется на подключение их в локальную сеть, с использованием уже имеющихся у Заказчика оптико-волоконных линий.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Поскольку Заявителем не представлено доказательств ограничения участников посредством установления требований к сроку установки аппаратуры и Законом не установлен запрет к срокам оказания услуг при описании объекта закупки данный довод признан Комиссией Костромского УФАС России необоснованным.
3. Согласно третьему доводу жалобы Комиссией Костромского УФАС России установлено, что одним из подкритериев оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком предусмотрено, что больший бал получают участники представившее большее количество контрактов (договоров) на оказание услуг охраны, заключенных в 2014 и 2015 годах с государственными учреждениями здравоохранения.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085. В целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки: характеризующиеся как стоимостные критерии оценки и характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки, в которые как раз и входит подкритерий, установленный Заказчиком о представлении ранее заключенных контрактов и называется он квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно "ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" в код по ОКПД 74.60.15.000, установленный предметом контракта входят следующие услуги: - услуги, состоящие в предоставлении наемного персонала, для обеспечения безопасности населения или отдельных лиц, производственной или коммерческой собственности
путем охраны от огня, воров, вандализма или несанкционированного прохода; услуги по патрулированию и наблюдению; услуги охраны для обеспечения безопасности; услуги телохранителей; услуги сторожевых собак; услуги по наблюдению за местами парковок; услуги по контролю за несанкционированным проходом на охраняемую территорию.
Охранная деятельность в Российской Федерации регулируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Указанный Закон не разделяет оказание услуг по охране государственных учреждений здравоохранения и всех остальных. Статьей 1 Закона предусмотрено, что настоящим Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Представители Заказчика пояснили, что указание участниками в составе заявок на наличие у них заключенных контрактов (договоров) на оказание услуг охраны, заключенных в 2014 и 2015 годах с государственными учреждениями здравоохранения покажет их опыт работы в данной сфере оказания услуг.
Комиссия Костромского УФАС России не может согласиться с позицией Заказчика, поскольку наличие контрактов с государственными учреждениями здравоохранения не свидетельствует о равнозначности данного требования с опытом работы, связанного с предметом контракта. По аналогии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе Заказчик имел возможность установить требование о добросовестности участника закупки - к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), но не имел законных оснований ставить опыт участника в зависимость от своих предпочтений. Таким образом, слова "государственными учреждениями здравоохранения" не соответствуют критериям, установленным частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОП "Гранд" частично обоснованной.
2. Признать факт нарушения государственным заказчиком - ОГБУЗ "Костромская областная клиническая больница" пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Государственному заказчику - ОГБУЗ "Костромская областная клиническая больница" выдать предписание о прекращении нарушения путем внесения изменений в конкурсную документацию с учетом выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Заместитель
Председателя Комиссии <.........>
Члены Комиссии <.........>
<.........>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 28 мая 2015 г. N 12-10-74/273
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2015