Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 1 июня 2015 г. N 07-24-2923эп/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) в составе:
при участии представителей Комитета по конкурентной политике Московской области, Главного управления дорожного хозяйства Московской области, ООО "СК Реалист Групп" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобуООО "СК Реалист Групп"(далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок (далее - Межведомственной комиссия)Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченныйорган), Главного управления дорожного хозяйства Московской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона: "на выполнение работ по обустройству участков автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области дорожными ограждениями (безопасность дорожного движения)" (извещение N 0148200005415000242http://zakupki.gov.ru/epz/order/printForm/view.html?pr intFormId=5731091на официальном сайте Российской Федерации -www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального законаот 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Межведомственной комиссиипри проведении Оператором электронной площадкиАукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Межведомственной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителюв допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органас доводом Заявителя несогласилисьи сообщили, что при проведениизакупкиМежведомственная комиссия действовала в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документации об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукционаразмещено на официальном сайте- 16.04.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 136 880 887, 17 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
4) отказано в допуске к участию в Аукционе 4 участникам закупки;
5) дата проведения Аукциона - 25.05.2015;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контакта подавали 2 участника закупки;
7) по результатам рассмотрения вторых частей заявок, 1 заявка участника закупки признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
8) на основании части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся;
9) контракт заключается с АО "КТЦ "Металлоконструкция", по цене, предложенной участником закупки.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, чтопо результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 указанной статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе,участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, первая часть заявки должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 указанной статьи, не допускается.
Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 21.05.2015 содержит следующее основание отклонения заявки Заявителя (номер заявки по протоколу 4):
"Участник закупки не допускается к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи с несоответствием представленной информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона и п. 1.1раздела 19 "X. Информационная карта аукциона в электронной форме", а именно:
Наименование товара |
Наименование показателя |
Минимальные значения показателей |
Максимальные значения показателей |
Значения показателей, которые не могут изменяться |
Конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией предлагаемые участником закупки |
Единица измерения |
Бетон (в соответствии с требованиями ГОСТ 26633 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия") Производитель ООО ГК "Бесто", Российская Федерация, товарный знак отсутствует, товар сертифицирован |
Содержание фракций в крупном заполнителе |
|
|
|
|
|
От 5 (3) до 10 мм |
не менее 5 |
не более 20 |
|
15* |
% массы |
|
Св. 10 до 20 мм |
не менее 10 |
не более 25 |
|
20* |
% массы |
|
Св. 20 до 40 мм |
не менее 15 |
не более 35 |
|
25* |
% массы |
|
Св. 40 до 80 мм |
не менее 20 |
не более 55 |
|
40* |
% массы |
|
*Значения показателей, представленные участником в составе заявки, не соответствует п. 10 Технического задания "Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме". Установление в Приложении N 1 к Техническому заданию максимальных и/или минимальных значений показателя без наличия уточняющих слов означает необходимость предоставления участником закупки в первой части заявки на участие в аукционе единственного конкретного значения с учетом требований настоящей инструкции и недопустимости представления конкретного значения с учетом требований настоящей инструкции и недопустимости представления конкретного значения равного установленному. |
".
В пункте 10 приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе для товара "Бетон", используемого при выполнении работ,установлены следующие значения показателей"содержание фракций в крупном заполнителе:от 5 (3) до 10 мм минимальное значение - не менее 5% массы, максимальное значение показателя - не более 20 % массы;св. 10 до 20 мм минимальное значение - не менее 10% массы, максимальное значение показателя - не более 25 % массы; св. 20 до 40 мм минимальное значение - не менее 15% массы, максимальное значение показателя - не более 35 % массы; св. 40 до 80 мм минимальное значение - не менее 20% массы, максимальное значение показателя - не более 55 % массы".
Согласно пункту 10 технического задания документации об Аукционе, "инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме" (далее - Инструкция), "Установление в Приложении N 1 к Техническому заданию максимальных и/или минимальных значений показателя без наличия уточняющих слов означает необходимость предоставления участником закупки в первой части заявки на участие в аукционе единственного конкретного значения с учетом требований настоящей инструкции и недопустимости представления конкретного значения равного установленному".
При этом, под уточняющими словами для целей Инструкции подразумеваются следующие слова и/или словосочетания с учетом всех форм: "не менее", "менее", "не более", "более", "больше", "меньше", "свыше", "не ниже", "ниже", "не превышает", "превышает".
Кроме того, Инструкцией предусмотрено, что при установлении в Приложении N1 к техническому заданию документации об Аукционе диапазона требуемых значений участник должен предложить в первой части заявки на участие в Аукционе диапазонное значение в рамках установленных в Приложении N1 к техническому заданию минимальных и максимальных значений по данному показателю с учетом требований и ограничений, установленных Инструкцией. Указание в данном случае диапазона значений будет являться указанием конкретного значения показателя и удовлетворять требованиям документации об Аукционе.
Техническое задание документации об Аукционе содержит минимальные и максимальные значения показателя для товара "бетон" - "Содержание фракций в крупном заполнителе" с указанием уточняющих слов "не менее", "не более".
Изучив заявку Заявителя на участие в Аукционе, представленную на заседании Комиссии представителями Заказчика, Уполномоченного органа, Комиссия установила, что показатель "содержание фракций в крупном заполнителе" содержит конкретное значение, а не диапазонное значение в рамках установленных минимальных и максимальных значений.
Таким образом, решение Межведомственной комиссии об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с Инструкцией, "все слова, указанные в столбце "наименование товара" и "наименование показателя" - являются неизменными показателями. Все значения показателей, указанные в столбце "Значения показателей, которые не могут изменяться" являются неизменными показателями. Неизменный показатель означает, что установленное количественное или качественное значение показателя и/или его наименование...не могут изменяться и должны быть представлены участником в первой части заявки на участие в аукционе в исходной (первоначальной) форме". При этом, остальные положения Инструкции предусматривают представление как диапазонных значений, так и конкретных значений в рамках установленных минимальных и/или максимальных значений.
Кроме того, в Инструкции установлено, что "в случае, если при установлении максимальных и/или минимальных значений показателей в Приложении N 1 к Техническому заданию значение показателя по предлагаемому товару (материалу) не нормируется в соответствии с нормативно-технической документацией, то участник вправе не указывать конкретные значения данного показателя, при этом указывая, что данный показатель не нормируется (фразой "не нормируется"), или указать любое предлагаемое достоверное значение данного показателя, не противоречащее требованиям технической документации.
Вместе с тем, в Инструкции не определено понятие "достоверное значение данного показателя".
Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документация об Аукционе, в которых содержатся требования к содержанию и порядку заполнения заявки на участие в Аукционе, создает препятствия для потенциальных участников Аукциона на стадии допуска к участию в нем.
Таким образом, Уполномоченный орган, Заказчик, не установив надлежащим образом в документации об Аукционе инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Кроме того, согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В приложении N1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к значениям показателей используемых при выполнении работ товаров.
Так, пунктом 6приложения N 1 к Техническому заданиюдокументации об Аукционе установлено требование к химическому составу стали металлическогоограждения дорожной группы, в том числе содержание углерода в диапазоне не менее 0,14% и не более 0,22%, а также химическому составу марганца не менее 0,30% и не более 0,65%. Аналогичные требования установлены и к металлическому одностороннему барьерному ограждению.
Учитывая, что Закон о контрактной системе предусматривает обязанность участника закупки представлять в составе первой части заявки на участие в Аукцион конкретные показатели, характеристики товаров в соответствии с требованиями документации об Аукционе, предоставление сведений о сырье и материалах, используемых при изготовлении указанных товаров Законом о контрактной системе не предусмотрено.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что описание объекта закупки в части требований к металлическимодносторонним барьерным ограждениям дорожной группы с консолями-амортизаторами, не носит объективный характер, поскольку устанавливает требования к химическому составу сырья, из которого изготавливаются товары, используемые при выполнении работ, а не к самим товарам, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 14.1 документации об Аукционе "заказчик устанавливает требование, а участник закупки обязан соблюдать правило, что точность указания характеристик, установленная в требованиях к товару, является обязательной, а именно количество знаков после запятой в предложении участника закупки должно соответствовать указанному Заказчиком в документации по соответствующей характеристике. Если имеющееся в нормативном/ином руководящем документе значение содержит большее число знаков, чем указанная заказчиком точность производится округление значения к ближайшему целому".
При этом, в приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе по показателю "размеры стального гнутого профиля для изготовления секций балки "толщина"" к товару "металлическое одностороннее барьерное ограждение дорожной группы с консолями-амортизаторами" установлены значения "минимальное значение 3 мм" и "максимальное значение 4 мм". Согласно Инструкции "установление в приложении N 1к Техническому заданию максимальных и минимальных значений показателя без наличия уточняющих слов, означает необходимость предоставления участником закупи в первой части заявки на участие в аукционе единственного конкретного значения с учетом требований настоящей инструкции и недопустимости представления конкретного значения равного установленному".
Установление указанных показателей, с учетом положений Инструкции, не позволяет участникам закупки указать единственно верное значение, соответствующее документации об Аукционе.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенногои руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК Реалист Групп"необоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание Заказчику, Уполномоченному органу, Межведомственной комиссии, Оператору электронной площадки не выдавать, так как передано ранее по делу N 07-24-2923эп/15.
4. Материалы дела N 07-24-6466/15 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать, так как переданы ранее по делу N 07-24-2923эп/15.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцевс даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 1 июня 2015 г. N 07-24-2923эп/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2015